Классный час " Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды"
классный час (2 класс)

Классный час посвящён 77 годовщине блокады Ленинграда. Мероприятие проводилось в рамках краевой акции "Блокадный хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb.docx430.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды»

Цели:

 Образовательная: познакомить обучающихся с малоизвестными фактами из

истории блокадного Ленинграда, с понятием Блокада;

Развивающая: развивать умение анализировать исторические факты, воспоминания

очевидцев о ленинградской блокаде, сравнивать, обобщать материал и делать

выводы;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма у молодого поколения,

способность сопереживать и сострадать людям периода ВОВ .

Ход занятия

- Ребята, мы с вами много говорили о войне. В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Для осуществления этого варварского замысла фашисты бросили к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. Но они глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. Однако, несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. 8 сентября 1941 года началась блокада.

- А кто из вас знает, что такое блокада? (ответы детей)  

Блокада-это окружение города, крепости, армии и т.п. войсками противника с целью не дать возможности оказать помощь окруженным и тем самым принудить их к сдаче или прекращению военных действий.

-  Ударили сильные морозы. Застыл, замёрз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток. Начался голод. В городе не хватало продуктов.  Были введены продовольственные карточки. Хлеб стал главным продуктом питания блокадников. Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о том, какое значение хлеб имел в эти страшные дни, ведь именно хлеб становится единственным источником жизни и надежды.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. Получить хлеб можно было по хлебной карточке - бумажному листочку, расчерченному на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк. При утере карточка не возобновлялась. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины, жмыха, обойной пыли, выбоек из мешков, хвои. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Это значит, что 125-граммовый или 250-граммовый кусок был совсем маленьким и низкокалорийными. За этим кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали еще затемно.

 - Вы знаете, как ели блокадный хлеб?

- Я раньше тоже не знала... Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их... Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна... И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике.

- Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни». «Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов

 - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили  ленинградские школьники? (ответы детей)

- Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что дети учились.  Во время блокады дети Ленинграда росли, учились и работали под разрывы бомб и снарядов. Из 408 школ в октябре 1941г. действовали 103. Занятия начались с 27 октября. Они проводились три раза в неделю по три урока в день. Дров было мало. В школах было холодно. Занимались в пальто и валенках. Чернила замерзали. При воздушной тревоге занятия прекращались, всех переводили в бомбоубежище. Чтобы поддержать силы детей, после уроков им давали по тарелке дрожжевого супа.

Читает ученик:

 - Девчонка руку протянула  

И головой –  

На край стола.  

Сначала думали –

Уснула,  

А оказалось –

Умерла.

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ю. Воронов.

- Часто уроки проводились в бомбоубежищах при керосиновых лампах. Там было сыро и душно, поэтому занятия проводились по 20-25 минут. В июне 1942 года из 542 выпускников 10-х классов, 70 получили аттестаты с отличием с «золотой каемочкой». Многие дети из-за болезни, уходом за больными членами семьи, работой, плохо посещали школы. Ленинград был городом - фронтом, все дети вели себя как фронтовики. В школу ходили с противогазами. Навещали инвалидов, выступали с концертами перед фронтовиками, принимали участие в сборке урожая в совхозах. При этом для учителей и детей была предусмотрена оплата их труда.

- Как вы думаете какая? (Хлеб и продукты)

- 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

- А в Ленинградской области  на 3 километре Дороги жизни, расположен открытый в 1968 году мемориальный комплекс, носящий название «Цветок жизни». Он посвящен детям, погибшим в блокадном Ленинграде. Вокруг памятника растут 900 берез, по 1-ому дереву, символизирующему каждый день блокады.
    Читает ученик:             

                 У дороги жизни шепчутся берёзы,

                 Седину лохматит дерзкий ветерок.

                 Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                 Плачет вместе с вами каменный цветок.

 

                Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                 Сколько не услышит грома мирных гроз?

                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

 

-Итак, ребята, вернёмся к названию нашего классного часа. Что же мы, современное поколение, должны знать, помнить, о чём скорбить?

- Давайте мы с вами запишем на доске всё то, что вы сейчас испытываете.

-Ребята, а может ли у нас возникнуть такое чувство, как гордость за наш народ? Почему?

-Уже 77 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Всё меньше и меньше остаётся свидетелей того страшного времени. Но мы обязаны помнить о нём и передать память нашим детям.

 

C:\Users\user\Desktop\20210125_130244.jpg

C:\Users\user\Desktop\20210125_130654.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Блокадный хлеб"

Классный час для 1 класса, рассказывающий о стойкости нашего народа в период блокады Ленинграда....

Классный час "Блокадный хлеб"

Классный час, посвященный подвигу жителей  блокадного  Ленинграда.  Указаны активные   активные ссылки на сайты музеев, на видеоэкскурсию.В Приложении размещены фото участнико...

классный час "Хлеб - источник жизни"

Открытое внеклассное мероприятие о хлебе....

Три кусочка блокадного хлеба

Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни. Известный ф...

Классный час "Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы"

Моя работа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. С годами подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, в...

Классный час "Блокадный хлеб" 4 "Б" класс, классный руководитель: Шериева З.А

Тема классного часа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. Подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, в...

Классный час "Пайка блокадного хлеба"

Классный час .Беседа "Пайка блокадного хлеба"...