По страницам блокадного Ленинграда
классный час (4 класс)

Тыщенко Татьяна Валериевна

·         формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;

·         способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

·         воспитывать патриотические чувства, историческую память школьников, уважение к старшему поколению.

Оборудование: Мультимедийная установка; книжная экспозиция “Мужество останется в веках”, карта, для доски названия страниц 1) Враг у ворот. 2) В осаждённом Ленинграде. 3) Дети блокадного города. 4) И музы не молчали….

Подготовка: фонограммы музыки С. Рахманинова и Д. Шостаковича, фрагменты фильмов «Ленинград» 1 и 2 части, «Ленинградский метроном», дети одеты в военные костюмы 1941-1945гг


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadn._leningrad.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"По страницам блокадного Ленинграда"

Цель и задачи:

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать патриотические чувства, историческую память школьников, уважение к старшему поколению.

Оборудование: Мультимедийная установка; книжная экспозиция “Мужество останется в веках”, карта, для доски названия страниц 1) Враг у ворот. 2) В осаждённом Ленинграде. 3) Дети блокадного города. 4) И музы не молчали….

Подготовка: фонограммы музыки С. Рахманинова и Д. Шостаковича, фрагменты фильмов «Ленинград» 1 и 2 части, «Ленинградский метроном», дети одеты в военные костюмы 1941-1945гг


Ход мероприятия

Опять война, 
Опять блокада, 
А может, нам о них забыть? 
Я слышу иногда: 
«Не надо, 
Не надо раны бередить». 
Ведь это правда, что устали  
Мы от рассказов о войне. 
И о блокаде пролистали 
Стихов достаточно вполне. 
И может показаться: 
Правы
И убедительны слова, 
Но даже если это правда, 
Такая правда 
Не права! 
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...

Вступительное слово учителя:

  Наш кл.час   посвящен одному из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Наш урок памяти называется «По страницам блокадного Ленинграда».

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда.  

Ведущий 1.  Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт – Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. История знает немало примеров героической обороны городов. Но легенды седой старины и трагические страницы прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была почти 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Первая страница «Враг у ворот».          

Ведущий 3.  К началу сентября 1941 года ценой огромных потерь гитлеровские войска вышли на ближние подступы к городу и блокировали его с суши. Организаторы защиты Ленинграда быстро расставили тысячи людей на участки обороны города. Одни направились в ряды народного ополчения, на строительство оборонительных рубежей, в госпитали, другие на фабрики и заводы. Люди работали по 12-14 часов в сутки. До октября 1941 года из Ленинграда вывезли 96 предприятий, эвакуировали музеи, театры, но жители не допускали и мысли, что немцы могут подойти к самому городу.

Ведущий 1. Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград в течение первых трёх недель войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория». Но триумфальное шествие не состоялось. Москва и Ленинград обрекались на полное уничтожение – вместе с жителями. Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Но, увы, не удалось. Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя»,– цинично твердил он. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но это не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

2 чтец:

… И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли, 
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош.
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. (Е. Рывина)

Вторая страница «В осаждённом Ленинграде».  

 Ведущий 2. 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась. К этому времени там находилось свыше 2,5 мил. жителей, среди которых были женщины, старики и дети. Сообщение Ленинграда со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру, а запасы продовольствия в городе были ничтожны. Захватив пригороды, немецко-фашистские войска непрерывно обстреливали город и подвергали  бомбёжкам с воздуха. 8 сентября 1941 года для ленинградцев наступил один из самых чёрных дней. Сомкнулось блокадное кольцо. Почти 900 дней (с 8 сентября 1941г. – по 27 января 1944г.)  Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Вся страна помогала мужественным защитникам города.

Ведущий 3. По льду Ладожского озера была проложена трасса. И 13 ноября 1941 года, когда лёд стал, по ней отправился коннотранспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянули даже пустые сани. Часть повозок  в пути проваливалась под лёд, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны шли по льду под постоянными бомбёжками, поэтому этот путь прозвали «Дорогой смерти», но позднее появилось и другое название – «Дорога жизни». Перевозки через Ладогу достигли необходимого размаха не сразу, и хлебную порцию снижали, она составляла 250 граммов (для рабочих) и 125 граммов (для всех) в сутки.          

Ведущий 1. (На фоне слайда кусочек хлеба) Именно так выглядел этот тяжёлый, сырой кусочек.

Сто двадцать пять блокадных грамм,
С огнём и кровью пополам.

Этот ломтик, эту тёмно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесина. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Голод не только отнимал физические силы. Дистрофия – тяжёлая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей.   

Ведущий 2. Невозможно переоценить трудовую доблесть ленинградцев. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи. Кировский завод оказался в опасной близости от немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, днём и ночью возводили укрепления. На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Завод бомбили, в цехах рвались снаряды, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки и прямо направлялись на фронт. 

Кадры фильма «Блокадный Ленинград»

4-й чтец:

А город был в дремучий убран иней. 
Уездные сугробы, тишина... 
Не отыскать в снегах трамвайных линий, 
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных, 
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных. 
Вот женщина ведет куда-то мужа. 
Седая полумаска на лице, 
В руках бидончик — это суп на ужин, 
Свистят снаряды, свирепеет стужа. 
Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяльце тело
На Охтинское кладбище везет. 
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б... 
Глаза бесстрастно смотрят в темноту. 
Скинь шапку, гражданин! Провозят Ленинградца, 
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев. 
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. 
Нам ненависть заплакать не дает. 
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет. (О. Бергольц)

         

Ведущий 3. В ноябре 1942 года, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц. Воины и население прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. На тот случай, если всё же удалось бы ворваться в город, был разработан план уничтожения войск противника и Ленинграда. Заводы, мосты, общественные здания были заминированы и по сигналу взлетели бы на воздух – груды камней и железа обрушились бы на головы фашистов, завалы преградили бы путь их танкам. Гражданское население было готово к уличным боям. Пример ленинградцев подтверждает, что успешный отпор врагу зависит не только от армии, но и от участия в борьбе всего народа.                                                                                

Чтец:

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Третья страница «Дети блокадного города».

Библиотекарь: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино. 28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников. Было много и других детей, которые разделили судьбу Тани Савичевой.

Ведущий: Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».

— Даже когда пришла смерть, мы верили, что когда-нибудь война кончится. Таня потому и стала это записывать, что знала, что кто-то найдёт и прочтёт, — говорит Нина Савичева. Это она до войны подводила глаза тем синим карандашом – Танина старшая сестра. Оказалось, Савичевы умерли не все. Но Таня, так никогда и не ставшая взрослой, этого не узнала.

— ТАНЯ была самой младшей из 5 детей. По вечерам её клали в бельевую корзину и ставили на стол, под люстру, а семья усаживалась вокруг…

Нине Николаевне — 87. Таня умерла в 14. И я вижу, как сложно старшей сестре наскрести по сусекам памяти что-то об этой девочке… Кто тогда, накануне войны, мог думать, как бесценны минуты — даже самой короткой жизни.

Из письма Тани Богдановой отцу на фронт: «Дорогой папочка! Я знаю, что вам тяжело будет слышать о моей смерти, да и мне помирать сильно не хотелось, но ничего не поделаешь. Сильно старалась поддержать меня мамочка, она даже отрывала от себя кусочек хлеба. 8 апреля она меня одела и вынесла на руках во двор на солнышко. Дорогой папочка! Вы сильно не расстраивайтесь. Я лежу и каждый день жду Вас, а когда забудусь, Вы мне начинаете казаться». Это письмо было опубликовано в конце 1981 года в «Ленинградской Правде». Вспоминает школьница Лариса Северская. «Мы школьники дежурили на крышах, оказывали первую помощь. В городе не стало света, не стало воды, начались сильные морозы, не прекращались бомбёжки. Кругом люди падали от истощения, дети просили, есть, а мы, школьники, впрягались в саночки и ездили на Неву за водой для семей бойцов, где были маленькие дети. Везёшь воду под обстрелом, а пока её довезёшь, она замёрзнет, а разогреть нечем. Мы ходили, искали щепки, обломки досок возле разрушенных домов. Почти все наши ребята работали в госпиталях, а ещё мы помогали разбирать почту, в глазах рябило, кажется – сейчас упадёшь, но какая была радость, когда жильцы шли в домоуправление и получали письма от родных с фронта».

Музыкальный номер.

Четвёртая страница «И музы не молчали….  »  

Писатели, артисты, музыканты, художники своим оружием – оружием литературы и искусства, своим дарованием помогали громить врага. Они выступали перед рабочими в цехах заводов, в воинских частях, на передовой, они читали свои произведения, звавшие к Победе. Вера Инбер, писатель и поэтесса читала свой дневник «Почти три года», которые писала стынущими пальцами при свете коптилки под вой сирены и разрыв снарядов в осаждённом городе. В своих рассказах о ленинградских детях  писала, о муке, из которой пекли те самые 125 граммов хлеба. Ни на один день не прекращала работу крупнейшая библиотека страны – Государственная публичная библиотека им. Салтыкова – Щедрина. Поэт Н. Тихонов среди очерков, рассказов, обращений, воззваний, листовок, стихов, плакатов каждый месяц на страницах газеты «Красная Звезда» печатал отчёт о положении в городе.

«Враг силой не мог нас осилить, нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России, в полон ленинградцев забрать.
Такого во веке не будет на Невском святом берегу,
Рабочие русские люди умрут, не сдадутся врагу».
Н. Тихонов.

Работало Ленинградское радио, которое предоставляло свой эфир известным писателям и поэтам. По радио звучали стихи Анны Ахматовой, Ольги Бергольц. Хорошо о ленинградцах сказал старый казахский поэт Джамбул Джабаев: 

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность, проголодав,
Обезумевший от потерь,
Многоголовый, жадный удав… 
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея,
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша земля.

Композитор Дмитрий Шостакович, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии создал в осаждённом Ленинграде могучую симфонию грядущей Победы над врагом. 7-я симфония прозвучала в холодном, нетопленном помещении Ленинградской консерватории, дирижировал Е. Мравинский. Слушали и бойцы, приехавшие в город  с передовой, слушали и рабочие, все, кто смог придти, приехать в консерваторию, не для наслаждения, а для того чтобы услышать призыв к Победе, почувствовать веру в Великую Победу. Подвиг защитников Ленинграда затмил древние мифы и исторические были о выдержке, стойкости и героизме осажденных врагом городов. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но, ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода, болезней, бомбёжек около 1 млн. ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище. Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”.

Чтец:  Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Ведущий 1. Предлагаю почтить память всех погибших во время Великой Отечественной войны минутой молчания.

Музыкальный номер.  

Ведущий 1. Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождала она. Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей жизни, быть достойными их. Желаем всем добра и мира. Наше мероприятие окончено. Благодарим наших гостей за сотрудничество с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Презентация "Страницы блокадного Ленинграда"

-«Москва – это сердце России, а Ленинград - её душа», - говорили фашисты. Как человек не может без души, так и страна потеряет боевой дух, если лишится Ленинграда. Ленинград(ны...

Классный час на тему "По страницам блокадного Ленинграда"

материал к тематическому классному часу  "27 января -  День воинской славы"...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...