Сценарий внеклассного мероприятия "Безусые герои". Из рубрики "День юного героя-антифашиста".
план-конспект занятия (3 класс)

Биксалиева Альфия Шамилевна

Сценарий для проведения мероприятия "Безусые герои". Из рубрики "День юного героя-антифашиста". Материал предназначен для уроков, классных часов, внеклассных мероприятий. Приурочен к 8 февраля -День памяти юного героя - антифашиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_bezusye_geroi_8_fevralya.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г.о. Саранск

Сценарий мероприятия

 «Безусые герои»

(8 февраля -День памяти юных героев-антифашистов)

                                                                                                                              Подготовила и провела                

                                                                                                                             учитель начальных классов  

                                                                                                              Биксалиева А. Ш.                                                        

Саранск 2021

Сценарий мероприятия

 «Безусые герои» (посвящ. Дню памяти юных героев-антифашистов)

Цели и задачи:

познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен.

Учитель: (СЛАЙД 1)

Шумела гроза над землёю,  
Мужали мальчишки в бою
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

И сегодня мне хочется зажечь на нашем уроке огонь как частицу того Вечного огня в память о погибших юных героях – антифашистах. (ЗАЖИГАЕТ СВЕЧУ)

  Учитель: О чем мечтают больше всего люди? (Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле).

      8 февраля –  День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно 8 февраля с 1964 года. (СЛАЙД 2) 

Чтец:

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Много   лет прошло со дня победы в ВОВ, но ежегодно и в феврале, и в мае  люди  вспоминают тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, ваши  ровесники, и даже младшие.

- Но почему именно 8 февраля? – спросите вы. -  Что же такого особенного случилось в этот день?

 Учитель:  В разные годы в разных странах мира на 8 февраля выпали случаи гибели юных героев:

8 февраля 1943 года гитлеровскими фашистами были расстреляны герои «Молодой Гвардии» Краснодона, комсомольцы Олег Кошевой, Сергей Тюленев, Любовь Шевцова и их товарищи. (СЛАЙД 3)

8 февраля 1962 года во Франции от рук фашиствующих молодчиков протестовавших против войны в Алжире, погиб школьник-интернационалист Даниэль Фери. (СЛАЙД 4)

 8 февраля 1963 года в Ираке — был замучен юный Фадыл Джамаль, не выдавший пришедшей к власти в Ираке фашистской диктатуре, где скрываются его родители.

   А кто же такие были ДАНИЭЛЬ ФЕРИ и ФАДЫЛ ДЖАМАЛ? – спросите вы.

  Даниэль Фери – 15-летний французский мальчик.  Каждое утро Даниэль продавал газету коммунистов. Это было его боевое задание. В газетах сообщалось, что враги снова стреляют из-за угла, что фашисты наглеют.

    И вот 8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Началась демонстрация. Рабочие – французы вышли на большую демонстрацию против войны в Алжире. Они  несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!». «Нет войне!»,

   В первых рядах демонстрантов шел Даниэль. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей. Так погиб Даниэль Фери.

 

 Фадыл  Джамал 15 летний иракский мальчик. (СЛАЙД 5) Он, узнав о перевороте в своей стране, первым побежал предупредить знакомых об этом. Но был схвачен и брошен в тюрьму, где его жестоко пытали.

  Фадыл  очнулся от острой боли, которая пронизывала все его тело. Он открыл глаза. Над дверью тюремного подвала тускло горела лампочка. С потолка по стенам стекала еле заметными струйками холодная вода.

    Фадыл попытался подняться и чуть не вскрикнул от острой боли. Каменный пол камеры был усыпан мелким стеклом. Кусочки стекла впились в его ладони. Он умер в тюрьме, после нечеловеческих пыток.

   Выбор даты 8 февраля был сделан не случайно. Даниэль Фери умер 8 февраля 1962 года, а Фадыл Джамал тоже 8 февраля, но 1963 года.

   Ребята, вы сейчас услышали трагическую историю жизни двух  мальчиков, разных национальностей, но делающих одно общее дело. Все они погибли 8 февраля, только в разные годы. В честь их  во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, было решено  8 февраля  отмечать как день памяти погибших ребят в годы войны, и назвали его День юного героя – антифашиста (СЛАЙД 6). 

 С тех пор и решено: 8 февраля  отмечать День юного героя – антифашиста.

   В нашей стране тоже были  юные борцы против фашизма. Много их  погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.

ВИДЕО( просмотр видео-клипа на песню «Кино идет…)

Чтец:

Герои не забудутся, поверьте!  

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети на планете

Погибших выкликают имена.

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети на планете

Погибших выкликают имена.

Учитель:  Сегодня прекрасный день, и все у нас с вами замечательно. Но так было не всегда. (СЛАЙД 7) 
22 июня 1941 года люди тоже проснулись счастливые, с хорошим настроением, но были повержены в шок от одного только слова. Какого? (война)
(СЛАЙД 8)

 22 июня 1941г. Немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Вместе со взрослыми тысячи ребят встали на защиту Родины.

    До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. НО  ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

   Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

        Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями. Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие дали им общее имя – орлята. Это значит – отважные и смелые. Песня «Орлёнок»

  Сегодня мы познакомимся с вами  с судьбами лишь нескольких ваших сверстников, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, увидим их портреты, они как будто с нами.

Конечно, их было больше, намного больше. Но и рассказ только о некоторых из тех, кого мы зовем теперь юными героями, поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута Победа.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска,

Она молчит , о чём не спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

 

Учитель:
     ЗИНА ПОРТНОВА. (СЛАЙД 8)
  Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы,- это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку по заданиям партизанского отряда.
     Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили Зину, пытали, мучили. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола следователя пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
     

Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

ВАЛЯ КОТИК. (СЛАЙД 9)  
 
 Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
     Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
     Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
     Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
     Когда в городе начались аресты. Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту, на его счету! Валя Котик был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, орденом Отечественной войны I степени. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.

16 февраля 1944 года был смертельно ранен в бою за город Изяслав и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка.

  Валя Котик погиб как герой, и Родина в 1958 году посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза.  27 июня 1958 года издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось:
   "За проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны присвоить пионеру-партизану Котику Валентину Александровичу звание Героя Советского Союза".
  Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

В Москве на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства его бюст стоит рядом с бюстом Героя Советского Союза Леонида Голикова

Чтец:

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек,

Вместе с нами вы шагали рядом

Дорогами, которым нет конца.

Рядом с вами не выносят фальши

Наши беспокойные сердца.

Учитель: МАРАТ КАЗЕЙ. (СЛАЙД 10 )  

     Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой - Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
     За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце.
     Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
     Вместе с опытными подрывниками Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие.
   А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
     В городе Минске поставлен памятник юному герою.

ЛЕНЯ ГОЛИКОВ.  (СЛАЙД 11)
     Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
     Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд - и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
     Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним.
     Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
     А сколько еще было боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.
     2 апреля 1944 года пионеру-партизану Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ребята! Война не обошла и нашу с вами Курскую область и вот 8 февраля 2018 г исполняется 75 лет со дня освобождения города Курска. А 23 февраля исполняется 41 лет со дня открытия (в 1977 году) музея «Юные защитники Родины». Сейчас он называется военно-исторический музей «Юные защитники Родины» – филиал Курского областного краеведческого музея.

С пожелтевших от времени фотографий смотрят на нас мальчишки и девчонки - в гимнастерках и лихо заломленных пилотках. У иных награды на груди - как у взрослых, прошедших пекло Второй мировой войны. Эти дети – юные защитники Родины, сыны полков, партизаны и участники Великой Отечественной войны.

Музей "Юные защитники Родины" – единственный в России государственный музей, рассказывающий о детях войны. (СЛАЙД 12) В экспозиции музея представлено около 100 тысяч экспонатов и материалов о юных участниках Великой Отечественной войны – документы, фотографии, личные вещи, боевые награды, фронтовая печать, листовки, предметы вооружения, красноармейские и краснофлотские книжки.

Здесь находится кусочек колючей проволоки и оплавленные кирпичи Брестской крепости, которые навечно «запечатали» в себе боль несломленных людей, их крики и призывы держаться до последнего вздоха. Бережно хранят сотрудники музея книгу «Опаленные войной», написанную юным героем войны Николаем Печененко.

У истоков создания уникального «хранилища судеб» стояла Клара Александровна Рябова (СЛАЙД 13), которую все ласково называли «мама Клара». Эта удивительная женщина была бессменным директором музея до 1990 года.

Вот они безусые герои-куряне

    Самому маленькому герою, которому посвящена часть музейной экспозиции, было 7 лет. Отец Сережи Алешкова (СЛАЙД14) погиб на фронте, мать расстреляли полицаи, старшего брата повесили. Мальчишка спрятался в огороде, видел, как убивали родных. Он долго блуждал по лесу, где его полуживого обнаружили красноармейцы. Так Сережа стал сыном полка. Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время массированной бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку.

Аркадий Каманин (СЛАЙД 15), сын легендарного лётчика Николая Каманина, спасавшего челюскинцев, пятнадцатилетним в 1943 году сбежал на фронт, попав в авиакорпус под командованием отца — генерал- майора авиации. В 1944м он уже совершил более 400 вылетов на задания, в том числе через линию фронта, в сложных метеоусловиях, и был представлен к первой из своих многочисленных наград — ордену Красного Знамени.

Зимой, в начале 1942 года, жителей поселка Коренево согнали на площадь смотреть казнь партизана, схваченного при подготовке взрыва нефтебазы. Этим партизаном был коммунист Иван Дмитриевич Крохин — комиссар Кореневского партизанского отряда. Стоявший в толпе четырнадцатилетний паренек во время казни негромко крикнул: «Я отомщу за тебя, папа!» Эти слова произнес сын партизана Валя, до войны учившийся в железнодорожной школе станции Коренево. После казни отца он исчез из поселка и пробрался в партизанский отряд. Вместе с партизанами участвовал в боевых операциях. Весной 1942 года Валя Крохин (СЛАЙД 16) пришел в родной поселок, чтобы взорвать полицейскую комендатуру. Однако свой план он осуществить не успел: мальчика схватили фашисты и бросили в холодный подвал. Два дня истязали его. Враги хотели узнать, где прячутся партизаны. Но в ответ слышали: «Не знаю, не скажу». После нечеловеческих пыток Валю повесили.

В поселке Коренево помнят героя-пионера Валентина Крохина. Его именем названы улица и переулок, пионерский лагерь. У школы, расположенной в центре поселка, установлен памятник.

В 1943 г. в 14 лет Ваня Суржиков (СЛАЙД 17) впервые примерил солдатскую гимнастерку, познакомился с Уставом армейской службы, став воспитанником 105-го стрелкового полка 65 Армии, а снял ее лишь в сорок девятом году. Не детское это дело – война. Однако юный солдат с полной ответственностью и ясным пониманием шел в бой наравне со взрослыми. В той жесточайшей войне на детский возраст скидок не было. Иван Суржиков выполнял различные задания во время войны, но самыми любимыми и радостными были выступления перед солдатами в минуты отдыха и в тяжелые дни перед боем. Во время подготовки к сражению на Курской дуге «Курского соловья» любили слушать генерал 65 Армии, дважды Герой Советского Союза, П.И. Батов; командующий войсками 2-го Белорусского фронта К.К. Рокоссовский, который в творчестве для Ивана Суржикова был «крестным отцом». Еще на фронте Ваня решил: «Если не убьют – буду артистом». 

      Был направлен командованием на стажировку в Варшавскую музыкальную академию, по окончании которой стал выступать в Варшавском оперном театре, исполняя ведущие теноровые партии.

            В 1955 году вернулся в СССР и стал солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски им. Александрова, а после демобилизации — Москонцерта. Отдавал предпочтение русским народным песням.

       В 1960 году стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, а в 1967 — Заслуженным артистом РСФСР.

        В конце 1980-х с семьёй уехал в Германию. Вернулся в Москву в 1996 году.

        Умер 8 марта 2000 года

   

Родился Леня Голеньков (СЛАЙД 18)в деревне Черняково Михайловского (ныне — Железногорского района). Рос без родителей, воспитывался дедушкой с бабушкой по линии матери. Мальчик был шустрый, веселый, задиристый и очень смелый. Когда началась война, он ушел в Дмитриевский партизанский отряд, который действовал на территории Курской и Орловской областей. Командиром отряда был А.Д. Федосюткин. Здесь Леня помогал на кухне, ухаживал за ранеными, ему доверяли лошадей, которыми он умело управлял. Умного парнишку не раз посылали в разведку в ближайшие села, и он всегда приносил очень ценные сведения. Страха Леня не знал. Смелый и находчивый, он с честью выполнял задания командования отряда. Мальчишке было только 14 лет, но он лично переправил в лес 40 бойцов и командиров Красной Армии.

В апреле 1942 партизаны на санях отправились в разведку в деревню Трубичино, где в это время оставались каратели. Подъезжая к поселку Ермолаевский, партизаны нарвались на вражескую засаду. Началась перестрелка. Леня встал во весь рост, чтобы развернуть лошадей, но пулеметная очередь «прошила» паренька. Тяжело раненого, его пытались спасти в доме его дедушки, пытались отправить в партизанский госпиталь, но по дороге в лес Леня скончался.

Похоронен был в Кривченковском лесу на окраине села Веретенино. После войны перезахоронен в братскую могилу в городе Дмитровске Орловской области по настоянию А.Д. Федосюткина, который Леню очень любил, как сына, и уважал за храбрость и находчивость. Посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.

А чтобы имя отважного партизана помнили и грядущие поколения наших земляков, улицу, примыкающую к месту, где раньше находилась родная деревенька Лени, назвали его именем.

 

В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков.(СЛАЙД 19) С детства он был необычным мальчиком. Перенеся тяжелое заболевание, Виталий в три года лишился слуха и речи. В 1942 году приехал в гости к брату в село Черневка, а тут нагрянули немцы. Когда в деревню вошли каратели, его чуть было не пристрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра Наташа, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой, и приказа просто не слышал. Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал нашим о том, что происходит в лагере оккупантов. Как-то немцы поймали Виталика, избили, а переводчик написал на бумажке: «Если еще раз пойдешь в лес, будешь расстрелян как партизан. Но Дмитриевский отряд 17 месяцев вел успешную борьбу с немцами, и партизанам активно помогал глухонемой связной Виталий Чижиков.

11летний Коля Печененко ( СЛАЙД 20) попал в плен во время карательной операции, и палачи решили поразвлечься. Убив всех других пленников, они выводили его на казнь трижды. На мальчика набрасывали петлю, выбивали опору из-под ног, и он… падал на землю. Под хохот и улюлюканье врагов, которые, шутки ради, подрезали веревку. Они с блаженством садистов наблюдали за страхом ребенка, уготованного ими к смерти. Дабы привести лежащего без сознания мальчишку в чувство, «шутники» обливали его ледяной водой и бросали в подвал, чтобы он «ожил». В перерывах между забавами ребенка избивали, загоняли под ногти спички. После третьей «казни» тельце несчастного не выдержало — Колю парализовало. Немцы попинали жертву, но так и не смогли привести его в чувство — решили, что мальчик мертв. Спасли его партизаны: обнаружили лежащим в землянке без движения, синего от побоев, с выбитыми зубами. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но… Пытки и издевательства сказались спустя 14 лет после войны — Николая Печененко полностью парализовало. Однако он не сдавался — решил написать книгу. Писал, зажав ручку зубами. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году. Спустя три года автора не стало.

       В конце октября 1941 года фашисты вплотную подошли к Курску. С 31 октября по 2 ноября продолжалась оборона города.

В рядах защитников города - народных ополченцев были политрук, командир пулеметного взвода 2-го истребительного батальона Филипп  Меркулов и его 11-летний сын  Стасик Меркулов( СЛАЙД 21) Последний бой Меркуловых проходил 2 ноября у кирпичного завода на северной окраине Курска, где сейчас проходит улица Хуторская. Немцы стремились по шоссе войти в Курск и перерезать железную дорогу. Для этого надо было форсировать Тускарь. Ленинское ополчение и истребительные батальоны закрывали шоссе и реку. Враг сдавливал ополченцев в тиски. Когда погиб командир батальона, Филипп Григорьевич взял командование на себя. Стасик подносил патроны, выполнял все поручения отца, был связным. Маленький, юркий, он ползал, как ящерица, по холмистому берегу Тускари. Немцы отрезали ополченцев от реки. Филипп Меркулов послал Стасика в штаб батальона с сообщением, чтобы бойцы отходили за реку.  Оставшиеся в живых ополченцы стали отступать к берегу. Их отход прикрывал Меркулов- старший, который сдерживал наступавших немцев. Вдруг пулемет замолчал. Стасик бросился к отцу и пулеметной очередью был ранен в ногу. Когда он подполз к отцу, увидел, что Филипп Григорьевич убит. Холодную ноябрьскую ночь мальчик провел в земляной норе. Когда утром местные жители, дедушка и бабушка, пошли по воду, они обнаружили раненого Стасика. Он попросил их сходить на улицу Садовую, 26, где жила его тетя, и сообщить, что отец погиб, а он ранен. Дедушка и бабушка перетащили его в бытовку завода. Нести Стасика к себе они побоялись, так как в городе уже хозяйничали немцы, но выполнили просьбу мальчика. Когда мама и тетя утром следующего дня  пришли на берег реки, первым они обнаружили убитого, лежащего у пулемета, Филиппа Григорьевича, а в бытовке завода  - Стасика. Кроме пулевого ранения, у мальчика были штыковые раны. Значит, немцы нашли парнишку и закололи штыками. Меркуловы и дедушка похоронили Филиппа Григорьевича и Стасика в той же земляной норе, в которой они сражались.

А в 1950 году Меркуловых перезахоронили на воинском кладбище, недалеко от места их последнего боя.

Чтец:

Ах, горюшко, горе, сыночек родной! –

Сухими губами шептала, -

А может, не станут они над тобой

Глумиться? Ты прожил так мало!

Не видел, как вишня весенней порой,

Как груша  в саду расцветала;

Не слышал , как трубно кричат журавли,

Как годы пророчит кукушка,

Не знаешь ты запахов талой земли

И теплой коры на опушке;

Ни разу еще не промчался верхом

За ветром вдогонку в ночное,

Не ел, согреваясь под осень костром,

Печеной картошки с золою.

Ну, хоть  бы одни истоптал сапоги,

Прочел бы хоть первую книжку…

Ты слышишь, наш татка, приди, помоги!

Спаси не меня -  так сынишку.

Учитель:

  О чем думали подростки  в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что они не увидят больше ни родных и близких, ни друзей. ни освобождённой Родины? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. Но вероятнее всего, что двигала ими отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе. А  смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

      Немало подвигов совершили пионеры в годы Великой Отечественной войны. Каждый из них по-своему величествен и неповторим. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам, ребята.
 И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
         

  Мне  хочется показать вам белых журавликов, сложенных из бумаги. Птица с длинной  шеей в Китае и Японии вот уже третий век считается символом удачи и долгой жизни. А вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.
История Садако Сасаки (Слайд 22)

   Эти журавлики связаны с  реальной историей японской девочки Садако Сасаки, она родилась 7 января 1943 года. Когда ей было 2 года, 6 августа 1945 года на её родной город Хиросима была сброшена первая атомная бомба. Ее дом находился в полутора километрах  от взрыва. Хотя он был разрушен, девочка не получила ожогов и внешних ранений. Однако она и её мать попали под радиоактивный «чёрный дождь».  Несмотря на пережитую бомбардировку и и послевоенную бедность, Садако   росла энергичной и здоровой девочкой. Она увлекалась спортом и бегала быстрее всех в классе. Признаки болезни появились в ноябре 1954 года в возрасте 11 лет. В больнице 18 февраля 1955 поставили диагноз - лейкемия, «атомная болезнь». 21 февраля положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. 3 августа 1955 ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля. Он рассказал ей легенду о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится. Садако надеялась, что сложит тысячу журавликов и снова станет здоровой.
   Садако начала делать журавлей из любой бумаги, которую ей удавалось найти. Она продолжала складывать журавликов до самой смерти 25 октября 1955 года. Она успела сделать 644 журавлика… Но желание выжить не исполнилось.  Смерть Садако стала шоком для её друзей и одноклассников, которые также пережили атомную бомбардировку. Они стали думать об установке памятника ей и всем, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди собирали деньги со всей Японии. Этот памятник – статуя Садако, держащая в руках журавля – поставлен в Парке Мира в Хиросиме 5 мая 1958 года.

На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире».    В 1990 году памятник Садако установлен в Парке Мира в Сиэтле  в США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано: «Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире».

           

           В 2000 году возле школы Садако в Хиросиме установлен памятник золотому бумажному журавлю.  Но память о Садако  жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают и приносят  к подножию ее памятника все новые и новые фигурки. Маленькая мужественная девочка стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны.
  Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить 1000 фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее…

Ну, а я вам предлагаю каждому смастерить  своего бумажного журавлика и подарить своим родным как символ мира на планете Земля ( Дети делают оригами ).


Чтец: У могилы святой

Встань на колени.

Здесь лежит человек

Твоего поколенья.

 

Ни крестов, ни цветов,

Не полощутся флаги.

Серебрится кусок

Алюминевой фляги,

И подсумок пустой,

И осколок гранаты —

Неразлучны они

Даже с мертвым солдатом.

 

Ты подумай о нем,

Молодом и веселом.

В сорок первом

Окончил он среднюю школу.

 

У него на груди

Под рубахой хранится

Фотокарточка той,

Что жила за Царицей.

 

…У могилы святой

Встань на колени.

Здесь лежит человек

Твоего поколенья.

 

Он живым завещал

Город выстроить снова

Здесь, где он защищал

Наше дело и слово.

 

Пусть гранит сохранит

Прямоту человека,

А стекло — чистоту

Сына трудного века.

          С. Гудзенко

   Учитель: (Слайд 23)С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Эти 13-17-летние погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.

       (Слайд 24)я предлагаю почтить минутой молчания тех,  кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран. 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. «Реквием» Моцарта.

 

Я недавно смотрела старый фильм о войне   

И не знаю, кого мне спросить,

      Почему нашим людям и нашей стране    

   Столько горя пришлось пережить.

. Дети детство узнали в руинах домов,   

    Эту память вовек не убить,

      Лебеда – их еда, и землянка – их кров,     

  А мечта – до Победы дожить.

 Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,  

     Чтобы не было войн и смертей,

      Чтобы мамам страны не пришлось хоронить    

  Вечно юных своих сыновей.

Пускай сердца, волнуясь, замирают,   

   На мирные дела пускай зовут,

      Герои никогда не умирают,     

 Герои в нашей памяти живут!

ВИДЕО сопровождается песней «Пусть всегда будет солнце»(Слайды 25 и 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "День юного героя-антифашиста"

8 февраля отмечается как день юного героя-антифашиста...

Внеклассное мероприятие к Дню юного героя - антифашиста

Мероприятие к Дню юного героя-антифашиста...

Классный час "Юные герои - антифашисты"

Классный час проводится в канун Дня юного героя - антифашиста. Сообщения о пионерах готовят сами школьники....

Презентация "Дети - герои войны". Из рубрики "День юного героя-антифашиста".

В данной презентации подобран необходимый материал для проведения классного часа и внеклассного мероприятия - День юного героя-антифашиста....

Сценарий, посвященный « 8 февраля – День памяти юного героя – антифашиста»

Этот сценарий подготовлен для учеников 4 класса. Были приготовлены портреты героеф антифашистов, рамки сделали сами родители. Гости этого мероприятия с замиранием сердца смотрели, слушали....