Экологический калейдоскоп
план-конспект занятия (2 класс)

Киндякова Елена Викторовна

Тема

Экологический калейдоскоп

Актуальность

Природа – это источник экологического благополучия. Процесс изучения природных объектов и наблюдений за природными явлениями, знакомство с законами, закономерностями и значением природы в жизни человека - начинается с детства и дает возможность осознания ребенком, что природа – это основа жизни на Земле.

Формирование понятия сложности взаимоотношений природы и человеческого общества у ребенка должно идти с детства, малыми шагами, чтобы в будущем он мог грамотно строить свою деятельность по отношению к окружающей природе. Данное мероприятие – очередной шаг формирования экологической культуры. Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в природе формируется прочно и основательно, приобретая детьми постепенно опыт бережного отношения к окружающему миру.

Цель:

создать условия для формирования экологических знаний учащихся, ответственного отношения и поведения в природе.

Задачи:

Образовательные: познакомить с экологией как наукой, изучающей взаимодействие живых организмов с окружающей неживой природой; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении; расширять знания о растительном и животном мире, взаимосвязях, существующих в природе, и необходимости сохранения окружающей среды.

Развивающие: развивать интерес к познавательной деятельности в мире природы; формировать речевые навыки, умения высказывать свои мысли, расширять кругозор детей, развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, желание о ней заботиться; коммуникативные умения, чувство коллективизма и уважения друг к другу; учить детей быть ответственными за свои поступки, формировать высокую мотивацию к активной природоохранной деятельности; понимание эстетической и нравственной ценности окружающего мира природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пояснительная записка18.15 КБ
Файл stsenariy.docx31.3 КБ
Файл fotoprilozhenie.docx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Тема Экологический калейдоскоп.

Внеклассное мероприятие для 1 - 2-х классов

Учитель начальных классов Киндякова Елена Викторовна

НРМОБУ «Сингапайская СОШ»

Пояснительная записка

Номинация

Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)

Тема

Экологический калейдоскоп

Актуальность

Природа – это источник экологического благополучия. Процесс изучения природных объектов и наблюдений за природными явлениями, знакомство с законами, закономерностями и значением природы в жизни человека - начинается с детства и дает возможность осознания ребенком, что природа – это основа жизни на Земле.

Формирование понятия сложности взаимоотношений природы и человеческого общества у ребенка должно идти с детства, малыми шагами, чтобы в будущем он мог грамотно строить свою деятельность по отношению к окружающей природе. Данное мероприятие – очередной шаг формирования экологической культуры. Процесс осмысления целесообразности норм и правил поведения в природе формируется прочно и основательно, приобретая детьми постепенно опыт бережного отношения к окружающему миру.

Цель:

создать условия для формирования экологических знаний учащихся, ответственного отношения и поведения в природе.

Задачи:

Образовательные: познакомить с экологией как наукой, изучающей взаимодействие живых организмов с окружающей неживой природой; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении; расширять знания о растительном и животном мире, взаимосвязях, существующих в природе, и необходимости сохранения окружающей среды.

Развивающие: развивать интерес к познавательной деятельности в мире природы; формировать речевые навыки, умения высказывать свои мысли, расширять кругозор детей, развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, желание о ней заботиться; коммуникативные умения, чувство коллективизма и уважения друг к другу; учить детей быть ответственными за свои поступки, формировать высокую мотивацию к активной природоохранной деятельности; понимание эстетической и нравственной ценности окружающего мира природы.



Предварительный просмотр:

Тема Экологический калейдоскоп.

Внеклассное мероприятие для 1 - 2-х классов

Учитель начальных классов Киндякова Елена Викторовна

Технологическая карта

Цель:

создать условия для формирования экологических знаний учащихся, ответственного отношения и поведения в природе.

Задачи:

Образовательные: познакомить с экологией как наукой, изучающей взаимодействие живых организмов с окружающей неживой природой; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении; расширять знания о растительном и животном мире, взаимосвязях, существующих в природе, и необходимости сохранения окружающей среды.

Развивающие: развивать интерес к познавательной деятельности в мире природы; формировать речевые навыки, умения высказывать свои мысли, расширять кругозор детей, развивать творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, желание о ней заботиться; коммуникативные умения, чувство коллективизма и уважения друг к другу; учить детей быть ответственными за свои поступки, формировать высокую мотивацию к активной природоохранной деятельности; понимание эстетической и нравственной ценности окружающего мира природы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, бумага А4, цветные карандаши, материал для рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин.

СЛАЙД 1 ТИТУЛЬНЫЙ

- Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы знаете, что такое экология?

 – Каждый из вас слышал это слово. Хотите ли вы больше узнать, что означает это слово?

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

Регулятивные (самоконтроль)

2. Подведение к теме занятия

4 мин.

СЛАЙД 1 ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в небольшое, но очень интересное путешествие. Но прежде чем начать, посмотрите на экран.

Просмотр видеоролика. https://yadi.sk/i/TyEpqUlCNd_BBA

Слово «экология» происходит от греческого «эко», что означает дом, а «логос» – учение. Экология – это наука, которая изучает наш общий дом – планету Земля, где есть растения, мхи, лишайники, грибы, где живет много людей, а также обитают звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Экология – это наука, которая изучает, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и окружающей их неживой природой. Экология – наука, которая учит нас бережному отношению к окружающему миру природы, к месту, где живем. Экология заставляет человека задумываться над тем, что мир Природы прекрасен и его необходимо сохранять!

СЛАЙД 2 Мир природы полон красок. 

Каждый сезон года меняет все вокруг, как цветные стеклышки меняют в калейдоскопе картинку. Каждый из вас знаком с этой игрушкой, с зеркальными пластинами и цветными стеклышками, когда стоит только немного повернуть трубку, и появляется один узор, а затем другой, третий…. И перед глазами проплывает разноцветье красок, образов, форм, которые нам рисует матушка Природа. Сегодня мы постараемся понять, что же такое экология, почему так важно знать окружающий нас мир природы и охранять его.

СЛАЙД 3 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

На уроке нам будут нужны чистый лист бумаги и цветные карандаши (зеленый, желтый, оранжевый, светло-голубой, голубой, фиолетовый, коричневый, черный). Они заменят нам разноцветные стеклышки. С их помощью мы будем рисовать разные узоры нашего экологического калейдоскопа, чтобы стать экологически грамотными.

Смотрят видеоролик.

Слушают учителя.

Карандаши и альбомный лист положили перед собой.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.  Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу. Регулятивные: понимать поставленные цель и   задачи на занятии и стремиться их выполнить; умение ставить цели и добиваться их.

3. Работа в парах над экологическим рисунком.

12 мин

СЛАЙД 4 НАШ ДОМ – ПРИРОДА

– Что является домом для всех, кто живет на планете Земля?

- Кто жители этого дома?

- Какие условия необходимы для жизни в доме? Анализ ответов учащихся.

- Природа – это наш общий Дом. В этом Доме есть воздух, чтобы дышать, есть солнце, дающее свет и тепло, есть вода. Это те условия, которые так необходимы всем живым организмам.

- В результате всего периода жизни на Земле, а это тысячелетия, у живых организмов возникла полная гармония с окружающей средой. А это значит, что они приспособились к среде обитания и она стала для них привычной – устойчивой для их жизни. Мы же знаем, что львы, жирафы, страусы живут в Африке, в привычной для них природной среде. А привычной средой обитания для животных и растений нашего края является территория, где живем мы с вами.

 – Вы помните сказку «Теремок»? Кто, кто в теремочке живет? Вспомнили?! Так вот представим, что Природа – это теремок. Вам нужны будут чистый лист бумаги и цветные карандаши – наши разноцветные стеклышки. Давайте поселим в наш теремок жителей.

– Нарисуем наш теремок– А кто будет первым жителем теремка?

СЛАЙД 5 РАСТЕНИЯ

– Конечно, растения! Ведь именно растения являются пищей для большинства животных.

– А какие растения будут жителями нашего теремка? Ответить на этот вопрос вам помогут загадки.

Задание 1. Отгадайте загадки.

Определите, какие из растений являются деревьями и кустарниками, а какие относятся к травянистым растениям.

Он могучий! Крона – в тучах.

В кроне желуди видны,

И не зря к нему приходят

Утром ранним кабаны (Дуб).

Прилетела в гости к ней

Стайка алых снегирей,

 По ветвям они снуют,

Красны ягоды клюют (Рябина.)

Что за дерево-краса,

Ниже пояса коса?

Да волшебный стройный стан,

Да беленый сарафан,

Да сережки, словно слезки,

 У красавицы …(березки).

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту! (Сосна)

Цветет он майскою порой,

 Его найдешь в тени лесной.

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят (Ландыш).

- В наш теремок мы поселим такие деревья, как дуб, сосна, береза, и кустарник – рябину, а также разные травы, среди которых будет ландыш. Зеленым карандашом обозначьте кружками растительный мир в нашем теремке. Большими кружками – деревья. Кружками поменьше – кустарники, зелеными точками – травы, мхи, лишайники, грибы. Наш калейдоскоп наполнился стеклышками зеленого цвета, одинаковыми по форме и разными по размеру. Давайте повернем его, чтобы изменить картинку, и узнаем, какие звери могут жить в нашем теремке. Помним закон природы, что в природе все взаимосвязано.  

СЛАЙД 6 ЗВЕРИ

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу голодный? (Волк)

- В наш теремок мы поселим зверей (травоядных – лосей и зайцев, хищников – волков, лис).

Коричневым карандашом обозначьте кружками зверей в нашем теремке. Их много. Большими кружками – лосей, волков. Кружками поменьше – лис, зайцев, точками – мышей и других мелких зверушек.

-Наш экологический калейдоскоп наполнился стеклышками коричневого цвета. Давайте снова повернем его, чтобы изменить картинку, и узнаем, каких птиц и насекомых можно поселить в нашем теремке?

СЛАЙД 7 ПТИЦЫ

Определите, кого из животных можно назвать птицей, а кого – насекомым.

Всю ночь летает

– Мышей добывает.

А станет светло

– Спать летит в дупло. (Сова).

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка)

СЛАЙД 8 НАСЕКОМЫЕ

Птичку трудно, я скажу вам,

 Не узнать с подобным клювом.

Приглядитесь, клюв не прост,

Им владеет только … (клёст).

Очень тоненько жужжит

И над нами всё кружит,

Берегись, и млад и стар!

Кровь у всех сосет … (комар)

 Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (Бабочка).

- В наш теремок мы поселим птиц (зимующих – сову, синицу, клеста и др.;

 перелетных – ласточек, кукушек, скворцов и др.; тех, кто питается семенами и плодами растений, и тех, кто питается насекомыми),

а также насекомых (бабочек, комаров, жучков и паучков и др.).

- Фиолетовым карандашом обозначьте кружками (разной величины) птиц в нашем теремке. Их много.

- Оранжевым карандашом обозначьте кружками помельче, точками – насекомых.

Природа                                                               

- Растения и животные

- Тишина.

- Корм.

Чистый воздух.

- Шум. 

Рисуют по образцу, данному в презентации.

Растения

Отгадывают загадки

Отгадывают загадки

Зеленым карандашом рисуют кружки разной величины

Отгадывают загадки

Коричневым карандашом рисуют кружки разной величины

Отгадывают загадки

Отгадывают загадки

Фиолетовым карандашом рисуют кружки разной величины

Оранжевым карандашом рисуют кружки разной величины

Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать своё время

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью справляться с непривычными задачами; владеть монологической и диалогической формами речи.

4. Физминутка 3 мин

СЛАЙД 9 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Любители природы». Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Для этого поиграем с вами в игру “Это делают любители природы?”. (Да – хлопаем, нет-топаем)

Разоряют птичьи гнезда.

Уничтожают несъедобные грибы.

Вывешивают скворечники и кормушки.

Рвут цветы охапками.

Сажают деревья.

Оберегают родники.

Ставят капканы.

Ломают ветки деревьев.

Разоряют муравейники.

Мусорят в лесу.

Участвуют в очистке водоемов от мусора.

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!                                                          А теперь повторяем движения:

Спал жучок и вдруг проснулся, больше спать не захотел, улыбнулся, потянулся, взвился вверх и полетел!

Топают

Топают

Хлопают

Топают

Хлопают

Хлопают

Топают

Топают

Топают

Топают

Топают

Топают

Хлопают

Хлопают

Руки под щечку, голову набок

Улыбнулись, руки вверх, потянулись, руками машем, изображаем полет…

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать своё поведение

5. Продолжение работы над экологическим рисунком 5 мин

СЛАЙД 10 ТЕРЕМОК

 – Рисуем солнце желтым карандашом, ведь солнечный свет так необходим живым организмам!

Рисуем воду. Наличие воды – очень важное условие для жизни! Нарисуем около теремка озеро, реку. Закрасим их голубым цветом. Озеро и река у нас тоже с чистой водой.

Рисуем воздух! Без него не смогут жить ни растения, ни животные. Закрасим светло-голубым цветом пространство вокруг теремка. Тем самым покажем, что воздух чистый! 

ГАРМОНИЯ ПРИРОДЫ

- Теперь в нашем теремке всем жить хорошо, уютно, светло и тепло. Все сыты, дышат чистым воздухом, пьют чистую воду. Но экологический калейдоскоп теперь берет в руки человек… Наш теремок очень понравился ему, он тоже решил поселиться в нем, но все устроил по-своему: построил дорогу к теремку, чтобы быстрее было добираться на машине, провел в теремок отопление, недалеко построил завод.

СЛАЙД 11 ПРЕДМЕТЫ, СОЗДАННЫЕ ЛЮДЬМИ

 Как изменилась жизнь в нашем теремке? – Какой цвет появился в экологическом калейдоскопе и почему?

В результате неразумной деятельности человека сократилась территория проживания в теремке, нарушились природные взаимосвязи, которые сложились у его жителей. А загрязнение воздуха и воды привело к гибели многих из них. Сократилось число видов трав, которые были кормом для обитателей теремка. Черным карандашом, знаком «минус», обозначьте результаты неразумного воздействия человека на жителей нашего теремка.

- Подумайте и попробуйте предположить, как может воздействовать каждый из предметов, изображенных на слайде, на жизнь в теремке.        

Рисуют солнце желтым карандашом

Рисуют воду голубым карандашом

Рисуют воздух светло-голубым карандашом

Появился мусор..

Ответы детей:

Появился серый и черный цвет, потому что мусор и дым.

Рисуют минусы-черточки карандашом черного цвета.

Будет грязным воздух.

Вода в реке станет мутной и непригодной для питья…

Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать своё время

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью справляться с непривычными задачами; владеть монологической и диалогической формами речи.

6. Просмотр мультфильма 5 мин

СЛАЙД 12 ПРОСМОТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МУЛЬТФИЛЬМА «МАЛЬЧИК И ЗЕМЛЯ» https://youtu.be/scZDRcLMScQ

  - Что может каждый из нас сделать для сохранения нашего общего дома – Природы?

Смотрят мультфильм.

Личностные: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Познавательные: уметь выявлять закономерности, обобщать.

Регулятивные: уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами, контролировать своё время

7. Подведение итогов 2 мин

СЛАЙД 13-15 ЧЕМ МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ПРИРОДЕ?

 Каждый из нас может помочь природе, если будет:

– Экономить расходы электричества и воды,

– Заниматься разделением бытовых отходов в семье,

 – Заботиться о подкормке зимующих птиц,

– Активным участником природоохранных акций;

Если будет соблюдать правила ответственного поведения в природе! Какие?

– Не мусорить, находясь на природе,

– Не поджигать траву,

– Не разорять птичьих гнезд,

– Не ловить бабочек ради забавы.

Высказывают свое мнение: не мусорить, не ломать ветки деревьев…

Экономить расходы электричества и воды,

– Заниматься разделением бытовых отходов в семье,

 – Заботиться о подкормке зимующих птиц,

– Активным участником природоохранных акций;

– Не мусорить, находясь на природе,

– Не поджигать траву,

– Не разорять птичьих гнезд,

– Не ловить бабочек ради забавы

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные  (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

8. Завершение.

1 мин.

 СЛАЙД 16 ЗАВЕРШЕНИЕ.

 Благодарю вас, ребята, предлагаю стать активными защитниками природы – нарисовать знаки для «Экологического калейдоскопа», которые помогут человеку помнить и охранять окружающий мир, заботиться о природе. Предлагаю разместить их на страницах своих социальных сетей («ВКонтакте», Instagram и др.) под единым под хештегом  #ДрузьяЗемли.

Этим мы сможем сохранить мир Природы родного края!

Слушают учителя.

                       

                                                                           

Познавательные УУД (осуществлять анализ. строить рассуждения)

Коммуникативные  (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации)

9. Рефлексия

2 мин.

РЕФЛЕКСИЯ                                       - А теперь говорить будем по очереди. Сначала я, пока вы сидите, спрашиваю, а потом вы все вместе отвечаете, вставая со своих мест и поднимая руки вверх: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны, прикройте глазки…

1) Кто взрослым будет помогать, дубки, березоньки сажать?

 2) Кто в лесу гуляет, ветки для костра ломает?

3) Кто лесу помогает – мусор убирает?

4) Кто планету обожает, кустики и деревца сажает?

 5) Воробьи подняли крик и спросили: «Чик-чирик! Кто кормушки делать будет, их наполнить не забудет?»

 6) Кто природу любит и ее не губит.                                                  

Дети хором произносят: «Это я, это я, это все мои друзья»! отмечают свое эмоциональное состояние.

Это я…

Прикрыли лицо

Это я…

Это я…

Это я…

Это я…

Коммуникативные  (обосновывать свою точку зрения)                                     Регулятивные (самоконтроль)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологический калейдоскоп" Закрепление по разделу Растительный и животный мир Казахстана

Закрепить знания  детей  по  разделу   "Растительный  и  животный  мир  Казахстана", Научить   детей  самостоятельно  составлять  проек...

Презентация "Экологический калейдоскоп"

Закрепить знания  детей  по  разделу   "Растительный  и  животный  мир  Казахстана", Научить   детей  самостоятельно  составлять  проек...

Экологический калейдоскоп.

Презентация Экологического калейдоскопа " Сохраним нашу Землю"...

Внеклассное мероприятие. «Экологический калейдоскоп».

Внеклассное мероприятие. «Экологический калейдоскоп»....

Экологический калейдоскоп "Земля – наш дом родной"

Заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп....

Классный час на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Цель:     формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.Задачи:- образовательные:формировать представление о понятии «экология»,  учить...

Интерактивная презентация к занятию "Экологический калейдоскоп"

Интерактивная презентация к занятию "Экологический калейдоскоп"...