Модель воспитания «Наш класс - дружная семья».
учебно-методический материал (4 класс)

Лукьянова Татьяна Николаевна
Дружная семья - это все участники образовательных отношений, работающие в тесном сотрудничестве. Актуальность заключается в том, что в процессе реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Воспитательная модель "Наш класс - дружная семья" - это осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель воспитания «Наш класс - дружная семья».  Лукьянова Т.Н., учитель начальных классов МБОУ «Дуденевская школа». 

Дружная семья – это все участники образовательных отношений, работающие в тесном сотрудничестве.  

Актуальность заключается в том, что в процессе   реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.

Воспитательная модель “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Рассчитана на учащихся 1-4 классов. Она перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Цель модели: путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации, способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся   через принятие семейных традиций и ценностей.

Задачи:

  1. Воспитать учащихся с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.
  2. Формировать у учащихся высокое патриотическое сознание.
  3. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
  4. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, поэтому основными воспитательными моментами являются:

  • В первый год   обучения – познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих; адаптация ребенка к школе, преодоление психологических трудностей, помощь ребенку в определении своего места в классном коллективе, формирование познавательного интереса.
  • На   втором году    формирование условий для развития классного коллектива на основе формирования нравственных ценностей и понятий («дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие»).
  • Третий год воспитания год становления коллектива, формирование умения подчинять свои интересы общим; знание истории своей семьи, школы; умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; ощущение ответственности за совершаемые поступки.
  • Четвёртый год посвящен формированию самостоятельности, умению формулировать собственную гражданскую позицию и отстаивать ее; овладение методами самовоспитания и самоконтроля; проявление самостоятельной творческой активности; готовность к самоопределению в социуме; обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы.

Ключевыми понятиями являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет совместное творческое дело. Одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности, организаторскому мастерству.

Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

Соуправление. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провела классные часы, которые были посвящены: выбору актива класса (командир, главный дежурный, главный редактор); созданию законов класса; распределению поручений (библиотекарь, цветовод, физорг); каждый понедельник актив класса отчитывается о проделанной работе за неделю.

Воспитательная модель осуществляется:

  • через ведение аналитической и диагностической работы (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через систему дополнительного образования;
  • через систему КТД и традиционных дел ОУ;
  • в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
  • принципы: открытости, привлекательности, деятельности, свободного участия, обратной связи, творчества;
  • методы: научно – исследовательский, метод проектов, коммуникативная методика, личностно – ориентированный, наглядно – иллюстративный, репродуктивный, метод критического мышления;
  • формы работы: праздники, классные часы, игры, праздники, обсуждения, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми, беседы, викторины;

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

  • Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
  • Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
  • В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность учащимся.
  • Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Модель воспитания «Наш класс - дружная семья»   реализуется  через план                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         мероприятий, в котором ведущим направлением является духовно -  нравственное, патриотическое и трудовое воспитание. Ключевыми мероприятиями являются «День знаний», «Моя мама – лучшая на свете». «Бабушка рядышком с дедушкой», «Экодело», «Папа, мама, я – дружная семья», акции «Бессмертный полк», «Твори добро», «Чистота», «Уют». Во многих мероприятиях участвуют родители.

Через внеурочную деятельность модель реализуется с помощью модулей: «Я – гражданин России», «Твори добро», «Азбука вежливости».

Учащиеся задействованы в системе дополнительного образования. На развитие духовности ориентированы «Юнэк» и «Хобби град». Тесное сотрудничество родителей осуществляется в проектной деятельности, например, «Берегите птиц», «Семейное чтение», «День рождения класса».

Эффективность воспитательной модели: использую методику: Лускановой Н.Г., Капустина И.И., Андреева А. и др. Эти методики позволяют получить необходимую информацию о развитии личности учащихся и отслеживать сформированность классного коллектива.

Прогнозируемые результаты: активная жизненная позиция школьника; приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира; патриотическое и гражданское самосознание; уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим; соблюдение народных и семейных традиций, толерантное отношение к окружающим; представление о семье как  о высшей ценности гражданского общества; формирование общетрудовых навыков.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наш класс - дружная семья"

Этот проект был показан на родительском собрании в конце года. Наград у нас ещё мало, но каждый  ребёнок уже проявил себя,  кто-то  в учёбе,  кто-то  в спорте, кто –...

Проект "Наш класс - дружная семья"

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Дети учатся создавать журнал, работая в малых группах и используя предложенные материалы: фотографии класса, тексты, картинки. Также ...

технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс Дружная семья.

технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс "Дружная семья". Структура урока в рамках деятельностного подхода....

Программа воспитательной работы в начальной школе классного руководителя (1 – 4 классы) «Наш класс – дружная семья»

Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа расс...

Проект "Наш класс - дружная семья" 1 класс

Проект составлен в сотрудничестве с учащимися и их родителями и представлен на празднике "Прощание с 1 классом"...

Программа воспитательной работы в классе "Наш класс - дружная семья"

Программа воспитательной работы в классе "Наш класс - дружная семья" . Рассчитана на 4 года обучения в начальной школе...