Классный час "Холокост - память поколений"
методическая разработка (4 класс)

Колоколова  Людмила Владимировна

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время.  А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holokost.docx42.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Костровская средняя  общеобразовательная школа»

Стропицкой филиал

Рыльского  района Курской  области

Номинация: Методическая разработка

Классный час

«Холокост - память поколений»

Автор: Колоколова Людмила Владимировна

Место работы: Стропицкой филиал МБОУ

«Костровская СОШ» Рыльского района Курской области

Должность: учитель начальных классов

Категория: первая

2020 год

                             

Цели:

Образовательная:

- ознакомление учащихся с  трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;

-повышение  информационной грамотности учащихся;

Воспитательная:

– продолжение  работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию  осознанной гражданской позиции;

 -развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

Развивающая:

– продолжение развития навыков монологической речи, развития  коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Оборудование:   ПК, мультимедиа проектор, колонки, презентация.

Ход  мероприятия

На доске эпиграф.

 «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

                                                                       И.Бауэр, исследователь Холокоста.

Звучит музыка   В. А. Моцарта «Реквием»

1 чтец: Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.

1 чтец: Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.

1 чтец: На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.

1 чтец: Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

1 чтец: У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами чтобы обсудить очень важную для  нас, для всего общества  проблему- проблему толерантности, терпимости людей друг к другу вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания и других этнических и культурных различий.  Тема нашего разговора звучит так: «Холокост… Помнить  или забыть?»  (Слайд №1) 

Вчитайтесь в  слово ХО-ЛО-КО(ст). Какие ассоциации вызывает у вас это слово, что оно напоминает?  (предложения учащихся).

- Да, оно напоминает славянское слово КОЛОКОЛ. И сразу на память приходят набатные колокола  древнерусского  Нижнего Новгорода, созывающие народ на вече для решения важных общенародных проблем, предупреждающие об опасности. Так о чём же  говорит нам  слово - колокол  Холокост? Что же на самом деле скрывается под таким названием?

Перелистаем  страницы книги «Холокост… Помнить  или забыть?»

Звучит «Бухенвальдский набат»

Ученик 1: Слово ХОЛОКОСТ   в переводе с греческого означает  «сожженный целиком»,  в переводе с английского - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. (Слайд №2)

Ученик 2: Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение значительной части еврейского населения Европы нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45 годах.

Ученик 3: Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа  и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х  как символ крематориев лагеря смерти Освенцим.

Ученик 4:  А начиналось всё так. (Слайд №3)

Звучит немецкий марш

Учитель: После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит  в Германии последовательную политику государственного антисемитизма

Согласно этой политике  австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же - недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, либо к полному уничтожению, – цыгане, евреи и представители многих других национальностей.

Ученик  1: Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ подлежал полному уничтожению.

Ученик 2: В 1933  году был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который присвоили евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских  и судебных учреждений, средств массовой информации, армии. Евреев вынуждали эмигрировать, т. е.  уезжать из Германии, оставляя дома, имущество.

Учитель: Хотелось вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады. Вот несколько страничек этого дневника:

Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 год» (Жена – это сестра Тани)

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год» (Лёка – это брат Тани)

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год»

«Дядя Лёша, 10 мая в 4 дня 1942 года»

«Мама, 13 мая в 7:30 утра 1942 год»

«Умерли все»

«Осталось одна Таня»

Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли…

До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны. (Слайд № 4)

Дневник голландской девочки Анны Франк - один  из наиболее известных и  впечатляющих  документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым  на весь мир. Анна  вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Вот как рассказывала 13-летняя  Анна Франк в одном из своих дневников  о геноциде евреев, жертвой которого стала её семья.

Звучит тихая музыка

Анна Франк

( в луче прожектора девочка сидит за столом, перед ней тетрадь, в руках - карандаш, пишет. На заднее плане - изображение высокого забитого крест - накрест окна.)

 «Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию. После сорокового года жизнь пошла трудная. Сначала война, потом немецкая оккупация. И тут начались наши страдания. Вводились новые законы, одни строже другого, особенно плохо приходилось евреям.

Евреи должны были носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить в кино, в театр. Запрещалось заниматься плаванием, играть в хоккей или в теннис, - словом, спорт тоже был под запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше.   Суббота, 20 июня     1942 года ».

 Ученик 4: В 1938 году в загранпаспортах евреев появились дополнительные имена – Израиль и Сара, а позже и буква J ( от JUDE- еврей). Нацисты активно выталкивали граждан еврейской национальности из страны. Насильно были отправлены в Польшу 15 тысяч евреев. Не выдержав измывательства, сын одного из депортированных  совершил покушение на немецкого дипломата в Париже. Спустя несколько дней,  10 ноября 1938 года, в Германии произойдет событие, потрясшее весь мир и вошедшее в историю как «Хрустальная ночь» (Слайд №5)

Звучит тихая музыка

Ученик  5: В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 96 евреев были убиты, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. Многие улицы были буквально усыпаны осколками стёкол разрушенных еврейских домов и магазинов. Отсюда и название - Хрустальная ночь.

 1 чтец: Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон,

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

2 чтец: Злоба и безумство массы.

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь!

Бей, насилуй, режь ничтожных!

Жги, безжалостно дави!

(Свой народ втравил безбожник,

Замарал в чужой крови!)

3 чтец: Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон! ( Валерий Агаронов «Хрустальный звон»)

 Учитель: После захвата Польши в  1939 году   на её территории создаются  специальные еврейские кварталы (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности.  Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. Они  приговорили к смерти 11 миллионов евреев из 33 европейских государств. И  на территории Польши стали создаваться лагеря уничтожения, в которые в плановом порядке перевозились евреи  из гетто. Слайд № 6

Из дневника Анны Франк (Слайд № 7)  

Звучит тихая музыка

Анна Франк

« Январь.1943 год. Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что-то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой - только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают! Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери - оказывается, всю семью увели! Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут - евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти!»

Ученик 1: Дневник Анна вела до 1 августа1944 года. А в  конце  октября  она  вместе с сестрой  Марго была   депортирована в  концентрационный лагерь Берген - Бельзен. Страшные антисанитарные условия  лагеря  привели к  эпидемии тифа,  от  которого  погибли тысячи заключенных, в том  числе  сестры Франк.

 Ученик 2: Для уничтожения евреев на территории Польши создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них, с использованием газовых камер и крематориев,  стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц- Биркенау, где погибло свыше 1 миллиона  100 тысяч евреев. Людей тысячами загоняли в газовые камеры, а затем избавлялись от  тел, отправляя их в печи крематория. По свидетельству местных жителей, трубы  этой фабрики смерти не переставали дымить ни на один день, засыпая пеплом все окрестности.  Практичные немцы  старались извлечь максимальную пользу даже здесь: перед убийством людей раздевали и разували, отнимали  все вещи и даже остригали  девочек и женщин с длинными густыми волосами.( Слайд № 8)

1 Чтец: Когда всех женщин из транспорта

Остригли,

Их волосы

Четыре работника

Замели липовыми вениками

И собрали в кучу.

За чистыми витринами

 лежат неподвижно волосы

задушенных в газовых камерах.

В тех волосах шпильки

и костяные гребни…

2 Чтец: В огромных витринах

Клубятся сухие волосы

Задушенных

И серенькая

Косичка, мышиный хвостик,

С бантиком,

Которую дёргали в школе

Невежливые мальчишки. (Тадеуш Ружевич «Косичка»)

(звучит «Горе народное» в исполнении московского камерного хора)

Учитель: ( Слайд № 9)

 В 1943 году Германия объявила себя «свободной от евреев». К этому же статусу приближались и другие страны Европы.

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами продолжилось и после нападения Германии на Советский Союз. Любые акты сопротивления оккупантами в первые месяцы войны, объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи. Так под Киевом  в Бабьем Яре  29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев. Мир снова содрогнулся от ужаса.

        1 чтец: Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
        Прикрыл собою братскую могилу.
        Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
        чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
        
2 чтец: Там, где фашисты сваливали в ад
        убитых и живых, растут берёзы.
        Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
        погибших не вернут уже назад.
        
3 чтец: Но слёзы скорби нашей не напрасны.
        Они, как мудрость, над душою властны:
        они её печальный, вечный плод.
        Они напоминают тем, кто молод,
        как будет страшен войн грядущих Молох,
        что  в гневе уничтожит людской род.

Учитель: В память о тех трагических событиях на месте  гибели людей установлен  монумент. Айнзацгруппы уничтожали всех евреев.  Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР, погибли от рук нацистов и их пособников. Казни зачастую проводились на глазах у мирного населения.

Геноцид евреев прекратился  в 1945 году после разгрома  гитлеровской армии. Печальные итоги антисемистской политики Германии- 6 миллионов погибших. Истреблено более 60 % еврейского населения Европы.  Загубленных судеб пересчитать невозможно.

В память об евреях  – жертвах  нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд ва-Шем в Иерусалиме , открытый в 1953 году. В Яд ва - Шем собрана информация о евреях- жертвах нацизма в 1933 — 1945 годах. Его посещают ежегодно более миллиона человек.

 ( Слайд № 9)

Это дом - музей Анны Франк в Амстердаме,  открытый в 1958  году.

 ( Слайд № 9)

 Это Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне, открытый в 1994 году, памятники в  Будапеште, Саласпилсе,  Берлине.

Учитель: Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…

-Можем ли мы с вами не допустить повторения Холокоста? Как вы думаете, нужно ли нам, живущим в  21-ом  веке, помнить о горьких событиях века 20?

Учитель:  Так  о чём же предупреждает  слово - колокол-  Холокост?

(ответы: Чтобы счастливо жить в настоящем и будущем, нужно помнить об уроках прошлого. Во многих странах 10 ноября вспоминают о событиях  Хрустальной ночи, чтобы не допустить её повторения. Мы должны выступать против любых проявлений расизма, чтобы не допустить нового Холокоста и т.д.).

-Прислушайтесь, дети! Сердцем прислушайтесь!

И вы услышите тяжелый топот кованых сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, крови, смерть женщин, детей, стариков, воинов… Они навсегда слились с многострадальной землей... Они любили жизнь, родину, они сгорели в печах крематориев, они замучены, растерзаны собаками, удавлены железными клещами голода, убиты пулей, зарыты заживо. Они хотели жить...

Пусть скорбь и печаль после услышанного сегодня обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!

Объявляется минута молчания

Учитель: Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время.  А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

1 чтец: А  крики невинно павших
Проносятся к нам сквозь года,
Смерть ни за что принявших…
Пусть с миром живет их душа.

2 чтец: Помолимся, чтобы зло
Навеки искоренилось.
Пускай миром правит добро,
Достоинство и справедливость.

3 чтец: О страшных издевательствах не смеем забывать,
Нам велено потомкам всю правду передать.

4 чтец: Я от души желаю всем, от сердца,
Чтоб доброты у вас была открыта дверца.
Ведь главное не кто ты, а какой —
Нам Богом передан завет такой.

        Учитель: Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Список  литературы

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.
  2. Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001.
  3.  Захаров В., Кулишов  В. В преддверии Катастрофы.– М.: Фонд «Ковчег», 2003.
  4. Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),  2005.
  5. КM./RU./ Мегаэнциклопедия.
  6. Lib. /ru. /|inproz/ Frank Anna /dnevnik / txt /
  7. Lib./ru ./| Современная литература./ Стихи о Холокосте.
  8. http://www.sgvavia.ru/forum/78-119-1
  9. www.holocf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концерт «Неугасима память поколений»

Сценарий общешкольного концерта, посвящённый  дню Победы....

Педагогический, коллективный, годовой проект "Память поколений", посвящённый 70 ВОВ.

Данный проект, является коллективной, творческой  работой педагогов нашей школы.Авторы проекта:Алимова Е. Н. - заместитель директора по ВР и руководитель хоровой студии "Домисолька",Двойносова Л....

Сценарий концерта "Неугасима память поколений"

Сценарий концерта, посвящённого дню Победы в Великой Отечественной войне....

Сценарий праздничного концерта "Неугасима память поколений"

Праздничный концерт "Неугасима память поколений", посвященный 70-летию Великой Победы...

Проект "Память поколений"

Проект "Память поколений"...

классный час Память поколений

Сегодня мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы над фашистской Германией. 75 лет наша страна не видела ужасов войны. 75 лет наша земля не вздрагивает от взрывов снаря...