Проектная работа "Храм Иоанна Кронштадтского"
проект

Юлия Введенская

Храм Иоанна Кронштадтского на улице Солнечной - один из самых молодых в Саранске. Ему всего три года. Храм полностью построен за счет неравнодушных людей… Наверное, поэтому он так неоднозначно смотрится на фоне индустриального пейзажа нового микрорайона. Он не привлекает богатой отделкой мрамором и позолотой, а выглядит как та самая тихая гавань, где можно обрести надежду, душевное спокойствие и веру в себя. Такой храм как говорит нам: есть суетливая мирская жизнь, а есть умиротворенная, церковная, суетливая жизнь и она именно здесь. Храм Иоанна Кронштадтского вырос на пустыре и многие горожане о его существовании и просто не подозревают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_hrame.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.

(Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            В наше время, наверно  мало кто по-настоящему верит в Бога, но есть такие люди, которые не могут жить без религии. Она является для них «внутренним стержнем», который даёт веру во всё лучшее и помогает жить, несмотря ни на какие жизненные трудности. Из покон веков распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». К моему большому сожалению, сейчас у нас в стране есть множество разрушенных церквей и храмов, требующих реставрации. Некоторые из них постепенно возрождаются, но есть и те, которые уже никогда не будут рождены заново.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии храмов, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни каждого человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно–национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.  

Храм Иоанна Кронштадтского на улице Солнечной - один из самых молодых в Саранске. Ему всего три года. Храм полностью построен за счет неравнодушных людей… Наверное, поэтому он так неоднозначно смотрится на фоне индустриального пейзажа нового микрорайона. Он не привлекает богатой отделкой мрамором и позолотой, а выглядит как та самая тихая гавань, где можно обрести надежду, душевное спокойствие и веру в себя. Такой храм как говорит нам: есть суетливая мирская жизнь, а есть умиротворенная, церковная, суетливая жизнь и она именно здесь. Храм Иоанна Кронштадтского вырос на пустыре и многие горожане о его существовании и просто не подозревают.

1.Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский и всея России чудотворец родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского причетника (дьячка) Илии Михайловича Сергиева и его жены Феодоры 19 октября 1829 года, в день памяти великого болгарского святого преп. Иоанна Рыльского, в честь которого и был наречен. Дед отца Иоанна был священником, так же, как и большинство предков по отцовской линии на протяжении, по крайней мере, 350 лет.

В 1851 году, с отличием окончив семинарский курс, Иоанн Сергиев был направлен в Петербургскую Духовную Академию за казенный счет. В том же году скончался его отец. Обучаясь в Академии, Иоанн исполнял должность письмоводителя, и свое небольшое жалование отсылал осиротевшим матери и сестрам. Заканчивался курс Академии, отец Иоанн намеревался принять монашество и ехать миссионером в Китай, Северную Сибирь или в Америку. Но он видел, что и в столице и ее окрестностях очень много работы истинному пастырю стада Христова. Он молился, чтобы Господь разрешил его сомнения, и увидел себя во сне священником, служившим в каком-то неизвестном соборе. Приняв этот сон за откровение от Бога и указание пути, он отказался от преподавательской деятельности в стенах Академии, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия.

Вскоре Иоанну Сергиеву предложили должность священника Андреевского собора в Кронштадте. Когда Иоанн впервые вошел в Андреевский собор, то был поражен тем, что именно этот храм с необыкновенной ясностью он видел во сне. Тогда он понял, что Сам Бог назначил ему священствовать в этой церкви. Иоанн вступил в брак с дочерью протоиерея К.П.Несвицкого из Кронштадта, Елизаветой Константиновной, и 12 декабря 1855 года епископом Ревельским Христофором был рукоположен в священники. Здесь, в Кронштадте, в течение 53 лет и протекала вся последующая жизнь отца Иоанна.

Тяжесть этого креста отец Иоанн познал с первых дней своего служения. "Рукоположенный во священника и пастыря, - писал он, - я вскоре на опыте познал, с кем вступаю в борьбу на моем духовном поприще, именно: с сильным, хитрым, недремлющим и дышащим злобой, и погибелью, и адским огнем геенны князем мира сего, и с "духами злобы поднебесными". Начались искушения, обнаружились пакости вражий, немощные уязвления, преткновения. Враги, как разбойники, стали преследовать меня в духовном шествии моем и служении Богу моему... В этой невидимой жестокой борьбе я учился искренней вере, упованию, терпению, молитве, правоте духа, чистоте сердца, непрестанному призыванию имени Незримого, державного Победителя ада и Пастыреначальника Иисуса Христа, и Его именем и силой побеждал врагов и свои душетленные страсти... Эта борьба с сильным и хитрым невидимым врагом воочию показала мне, как много во мне немощей, слабости и греховных страстей... Как псалмопевец царь-пророк Давид, я постоянно возводил сердечные очи горе на небо, откуда приходила явная скорая, державная помощь и враги мои сильные обращались в бегство, а я получал свободу и мир душевный".

Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Поэтому в 1874 году он основал при Андреевской церкви православное христианское братство "Попечительство святого Апостола Андрея Первозванного". В 1872 году в "Кронштадтском вестнике" были напечатаны два воззвания к жителям Кронштадта, в которых отец Иоанн просил помочь бесприютным беднякам: "Подкрепим их нравственно и материально; не откажемся от солидарности с ними как с людьми и нашими братьями и докажем, что человеколюбие еще живо в нас и эгоизм еще нас не погубил. Как было бы хорошо, если бы ради всех этих причин мы создали Дом трудолюбия. Тогда многие из бедных могли бы обращаться в этот дом с просьбой дать им определенную работу за вознаграждение, которое давало бы им средства для пропитания."

Эти воззвания нашли в сердцах людей деятельный отклик. В 1882 году открылся Дом трудолюбия в 4 этажа, прекрасно оборудованный, с домовой церковью во имя святого Александра Невского. Здесь были устроены рабочие мастерские, в которых работали в течение года до 25 тыс. человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа на 300 детей, детский сад, сиротский приют, народная столовая с небольшой платой, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа и многое другое. В 1888 году заботами и трудами отца Иоанна был построен ночлежный дом, в 1891 году - странноприимный дом. Помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной и религиозной принадлежности.

Зная о благотворительной деятельности отца Иоанна, многие жертвовали ему очень крупные суммы, в том числе почтовыми переводами. В один день на его адрес приходило более тысячи писем и денежных переводов. Эти суммы отсылались по адресам нуждающимся. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей. Он говорил: "У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Потому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу". Говорили, что "каждый день отец Иоанн ложился без копейки в кармане, несмотря на то, что на другой день только для поддержания благотворительных учреждений ему нужно было более 1 тыс. рублей. И не было случая, чтобы этот другой день обманывал его".

Своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой отец Иоанн снискал дар исцеления и прозорливости. По его молитве совершалось множество дивных чудес. Сам Батюшка так рассказывал своим сопастырям-священникам о первом чуде: "Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божий, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу - думал я - иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящаго исцеления. И Господь послал ему милость Свою - он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога - молиться за тех, кто будет этого просить."

Молитвой и возложением рук св. Иоанна излечивались самые тяжелые болезни, когда медицина была бессильной. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи воскрешения умерших. Так, у одной женщины, Елизаветы, во время беременности умер в утробе плод. Началось заражение крови, и сама она была уже при смерти. Врачи настаивали на необходимости срочной операции, но она не соглашалась на нее, а просила приехать отца Иоанна. Прибывший на другой день Батюшка полчаса, при закрытых дверях, молился над умиравшей. Неожиданно он распахнул двери и громко сказал: "Господу Богу было угодно сотворить чудо и воскресить умерший плод. Лиза родит мальчика". После отъезда отца Иоанна врачи не могли поверить своим глазам: плод ожил, температура стала нормальной. В ту же ночь Елизавета разрешилась здоровым мальчиком.

Удивительны заочные исцеления по письмам и телеграммам, которые сотнями приходили в Кронштадт. Однажды в городе Вознесенске Херсонской губернии восьмилетняя девочка умирала от дифтерита. Она была из немецкой семьи, исповедующей лютеранство. По совету православных знакомых послали вечером телеграмму отцу Иоанну. Девочка, проснувшись утром, рассказала, что к ней приходил некий священник и описала его наружность. Вскоре она совершенно выздоровела. Когда ей показали портрет отца Иоанна, она воскликнула: "Вот этот самый приходил ко мне, подошел к моей кровати и сказал: "Будешь здорова!". Сотни подобных случаев помощи Батюшки Иоанна опубликованы в посвященных ему книгах.

2. Храм в наши дни

С каждым днем Храм на улице Солнечной все больше и больше радует своих горожан.

Хотя настоятель храма, отец Владимир Кугушев, не ограничивает своё служение стенами священной обители. Здесь ведут активную работу с детьми, устраивают совместные трапезы с прихожанами, помогают людям, оказавшимся в сложной ситуации. На территории прихода даже есть «живой уголок», куда может заглянуть любой желающий.

— Храм полностью построен за счёт пожертвований прихожан и добрых людей, — рассказывает отец Владимир. — Свой вклад внёс и владыка Зиновий, он тоже пожертвовал деньги на строительство прихода. Раньше на этом месте был овраг, стояла вода. Чтобы начать строительство, сюда пришлось завести около 20 тысяч кубов грунта. Было непросто, но, с Божьей помощью, всё получилось. Первый молебен Иоанну Кронштадтскому мы служили 2 января 2015 года, в день памяти святого. Тогда молебен служился ещё в строительном вагончике. Через четыре месяца, когда отмечалось 25-летие канонизации. Иоанна Кронштадтского, храм освятили, хотя многое ещё предстояло доделать.

— Сложился ли на сегодняшний день в храме костяк прихожан?

— Уверенно могу сказать — да. По воскресеньям 140-150 человек всегда приходят. А после воскресных служб у нас проходят совместные трапезы, на которые остаются 80-90, а иногда и до 100 человек. Всего наша трапезная одновременно может вместить до 120 человек. Нас часто спрашивают, за счёт чего мы кормим столько людей. А люди сами приносят продукты, поэтому недостатка в этом не испытываем. Нам только остаётся всё приготовить и разложить.

— А молодёжь среди прихожан есть?

— У нас очень много прихожан 30-40 лет. Многие приходят вместе с детьми, даже совсем маленькими, которым всего 1-2 годика. Это очень отрадно.

— Ваш храм в принципе ведёт удивительно плодотворную работу с детьми. Здесь есть Центр духовного возрождения, воскресная школа. Как появилась идея их создания?

— Воскресная школа — это не только моё личное желание. Есть решение Синода, согласно которому храмы должны этим заниматься. Просто не в каждом приходе такая возможность имеется. Нам удалось построить этот Центр, и раз в неделю, по воскресеньям, здесь собираются дети, изучают основы православной культуры, Священное писание. Также дети занимаются рисованием, делают поделки. Сейчас мы приняли на работу педагога-психолога. Она будет заниматься с детьми в течение всей недели, с 13 до 18 часов. В дальнейшем планируем заниматься с детьми ещё и церковным пением.

Также мы часто бываем в гостях в двух детских садиках, они приглашают нас на свои утренники. Воспитанников одного садика приводят к нам в воскресную школу.

О душе ребёнка заботиться так же важно, как и о теле. Какая мать утром не покормит своё дитя? А о душе ребёнка мы часто заботимся очень мало. Тело питаем, а душу забываем.

— Как вы можете помочь людям, оказавшимися в трудной жизненной ситуации?

— У нас в любое время могут остаться те, кому больше некуда пойти. Есть отдельные комнаты для женщин и для мужчин. Единственное, что требуется от них, это соблюдать наш распорядок. Также один-два раза в неделю мы посещаем дом ночного пребывания на улице Пушкина, кормим там людей. У Иоанна Кронштадтского, кстати, были дома трудолюбия и он таким людям сильно помогал.

— «Живой уголок» в городском храме — большая неожиданность...

— Это хорошее подспорье для тех, кто здесь живёт: святой Иоанн Кронштадтский не просто так создавал дома трудолюбия для людей, попавших в беду. В такой ситуации важно не замыкаться на своей проблеме и простой труд в этом — большая подмога. Сейчас у нас 21 курица, некоторые из них дают яйца. Есть кролики, недавно появилась коза. Ещё нам обещали подарить ослика и голубей. А зоопарк на лето обещал дать черепах. Прихожане могут свободно смотреть на наш живой уголок. Детям это особенно интересно.

— С какими проблемами приходят прихожане. Их вопросы больше связаны с внешними обстоятельствами жизни или они обращены к внутреннему миру?

— К сожалению, с внешними. Очень мало людей решает внутренние проблемы. У кого-то с детьми проблемы, у кого-то с родителями, у кого-то непорядок на работе. А почему это происходит, люди редко задумываются. А корень зла в наших же грехах. Нужно чаще молиться, исповедоваться, причащаться, обращаться к Богу, благодарить Господа. А мы когда о нём вспоминаем? Когда нам становится плохо...

— Некоторые не ходят в храм, потому что не знают, как себя там правильно вести, или потому что получили какой-то негативный опыт во время посещения храма. Что бы Вы посоветовали этим людям?

— В Евангелие написано, что Бога надо познавать. И это действительно так. Если люди хотят знать, как вести себя в храме, они должны пополнять свои знания о Боге. И важно понимать: при крещении мы взяли на себя обязательство, у нас появились обязанности перед Богом. Когда мы не знаем, как вести себя в храме, значит, мы забыли свои обязанности. Надо читать Евангелие, жития святых. Есть тоненькие брошюрки о первых шагах в храме. Сейчас литературы достаточно. Главное, чтобы было желание. Когда я воцерквлялся, книг вообще не было. Но я всё равно находил возможности. Так, молитву «Отче наш» выучил по какой-то газете про здоровье, она там была напечатана. Можно и в Интернете найти информацию. Мы же там обычно находим не то, что следует, и впускаем в свою душу врага.

Что касается людей, которые получили в храме негативный опыт, стоит понимать: церковь — это люди, и как в миру, здесь люди тоже бывают всякие. Не нужно обижаться, если вам сделали замечание в храме. Господь нас будет судить не за то, что нам сказали что-то обидное, а за то, как мы это претерпели.

— Недавно прошёл праздник Крещение Господне. С ним связано много заблуждений. К примеру, что купание в проруби смывает грехи. Часто приходится сталкиваться с подобными заблуждениями?

— Таких заблуждений и суеверий очень много. Люди верят в приметы, верят снам.

— Почему не следует верить в сны?

— Сон может быть не только следствием естественной работы ума. Сны также бывают посланы Богом или лукавым. Примеры этого есть в церковной литературе, в житиях святых. Можем ли мы знать наверняка, кем послан сон? Нет. А цель лукавого — погубить человека, и, чтобы добиться этого, он может посылать вещие сны. Образно говоря: человеку 30 раз подряд снятся вещие сны. В 31-ый раз ему снится, что надо подняться на крышу, прыгнуть, и тогда он будет летать. «Если 30 раз сны сбывались, то почему не сбудется и 31-ый?» — думает человек. А что произойдёт в реальности? Он прыгнет и разобьётся. Но это, ещё раз отмечу, образный пример.

— Какие планы у храма Иоанна Кронштадтского на ближайшее будущее?

— Владыка Зиновий благословил заложить в этом году фундамент кирпичного храма. Деревянный, который есть сейчас, небольшой. На Рождество в этом году народ уже не помещался, хотя перед престольным праздником (2 января) сделали пристрои. Новый храм будет просторным, с высокими сводами.

— Он тоже будет построен с помощью неравнодушных людей?

— Да, сбор средств на это богоугодное дело уже начался. Уже в первые две недели люди стали откликаться очень активно. Спасибо им за это.

Заключение

Когда рядом с домом  есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.

Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но место, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю и не станут искать счастья на чужой стороне.

Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы люди лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков. 

 В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:

1) История наших храмов, обителей – это история родного края, города. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

 По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) История убедительно свидетельствует – храмы на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительные функции. 

Они и по сей день учат людей: духовный мир человека - хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто.

3) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России. 

В своей работе я попыталась обработать собранный материал. И если мои старания принесли кому-то свет знаний, значит, я работала не зря.

Не все страницы истории церкви моей малой родины изучены. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!

                               Николай Мельников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Церковь Иоанна Предтечи - уникальный памятник Серпуховского района Московской области"

Детский творческий  проект . 3 место во Всероссийском конкурсе "Паганель"...

Святыни Земли Мордовской. Иоанно – Богословский Макаровский мужской монастырь.

Предпосылкой создания презентации явилось мое стремление перенести из прошлого и сохранить в настоящем нравственные ценности, духовные и общественные институты, традиции исторической преемственности, ...

Основы православной культуры "Рождество Иоанна Предтечи"

Пробуждать интерес  младших школьников к изучению истории православной культуры, к искусству; познакомить детей с евангельским  повествованием  о Рождестве Иоанна Предтечи, обогащать сл...

Проект "Святой праведный Иоанн Кронштадтский"

В этой работе представлены разные этапы работы над проектом:экскурсия , сочинение об экскурсии, конкурс рисунков, праздник....

Презентация "Иконы. Икона Иоанна Богослова"

В данной презентации дается описание имени Иван, его историческое значение....

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2 «Б» ГБОУ СОШ № 427 КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 2 «Б»ГБОУСОШ № 427 КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАНА  2020-2021   УЧЕБНЫЙ ГОДЦель:·  Систематизация воспитательной работы по фо...