«Методы и формы руководства чтением. Лэпбук – средство развития читательского интереса обучающихся»
методическая разработка

Горохова Галина Николаевна
Главной задачей учителей, школьного библиотекаря, родителей является воспитание интереса и любви к книге, стремления общения с ней. Сейчас, когда наши дети читают всё меньше и меньше, необходимо стараться наладить работу с каждым ребёнком, чтобы с самых малых лет он получал радость общения с книгой дома, в школе. Для этого необходимо использовать различные методы и формы как массового, так и индивидуального руководства чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.75 КБ
PDF icon rukovodstvo_chteniem.pdf2.25 МБ
Файл korzina.docx242.73 КБ
Файл prakt_rab.docx17.78 КБ
Файл risunki.docx301.71 КБ
Файл fishki.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Базинская ООШ им. Н.В. Сутягина

                                                                                                                     

«Методы и формы руководства чтением.

Лэпбук – средство развития

 читательского интереса обучающихся»

Горохова Г.Н.,

учитель начальных классов

р.п. Бутурлино, 2019

Методы и формы руководства чтением.

«Чтение – это окошко, через которое

 дети видят и познают мир и самих себя».

 В. Сухомлинский

   Слайд 2

      «Руководство чтением детей» -   это целая система, которую создавали великие педагоги К.Д.Ушинский,  Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и которая является вкладом России в мировую педагогическую копилку. Система выдержала испытание временем, ибо она отвечает на все вопросы образования, обучения, воспитания и развития детей средствами книги и чтения.

       Сегодня в России принят и действует ряд программ, направленных на приобщение к чтению:

- «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом на 2007-2020 гг.»

Слайд 3

Основные методы и формы руководства чтением разделяются на:

- Индивидуальные.

      В основе этого метода – учет индивидуальных особенностей ребенка его интересов, увлечений, способностей.

1. Рекомендательные беседы. Во время рекомендательной беседы учитель не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у ребенка интерес к ней, создавая соответствующую установку для ее восприятия. Характер рекомендательной беседы зависит от интересов ученика, его возраста, уровня развития.

 2. Консультация - это совет ребенку по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок.

- Метод массового руководства чтением и его формы

Основными формами массового руководства чтением детей в нашей являются книжные выставки, обзор литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразные литературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), устные журналы, литературные вечера.

- Работа с  семьей

      Работа с родителями может быть как индивидуальная, так и массовая. Можно в индивидуальной беседе с родителями узнать интересы ребенка и всей атмосферы семьи, порекомендовать необходимый список литературы, помочь родителям сформулировать правильный читательский вкус у ребенка, а иногда и у самих родителей. Можно, сотрудничая с библиотекой для взрослых, проводить конференции для родителей на тему: «Ребенок и книга», «Что читает молодежь». Сотрудничество родителей в библиотеке помогает повысить роль семьи в руководстве чтением и поднимает престиж библиотеки в семье.

       Ведь именно в семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению. 

      Слайды 4 - 11

Основные формы руководства самостоятельным чтением  обучающихся начальных классов. (см информацию на слайдах)

Слайды 12

Лэпбук (lapbook) – или интерактивная тематическая папка – это самостоятельная бумажная  книга (папка) с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые учащийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

     В ней собирается материал по определенной теме. При этом лэпбук – это не просто поделка, это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения темы.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Слайды 13

«Лэпбук – средство развития читательского интереса обучающихся»
Разновидности лэпбуков».

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка - отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка);

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Слайды 14

Значение лэпбука для педагога
Способствует:

  • организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
  • оформлению результатов совместной  проектной            деятельности;
  • организации индивидуальной и                                 самостоятельной работы  с детьми.

Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в                                                             компактной форме.

Слайды 15

Значение лэпбука для ребенка

Способствует:

  • пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
  • приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора информации по изучаемой теме;
  • повторению и закреплению материала по пройденной теме

Слайды 16

«Творческое взаимодействие»

  • При сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель.
  •         Это отличный метод создания ЕОП (единого образовательного пространства) между школой, учеником и родителями (законными представителями).

Слайды 17

Лепбук «Литературное чтение»

Папка содержит следующие элементы:

  • Гармошки «Произведение как жанр», где дается краткая характеристика жанров литературы: рассказ, сказка, басня, стихотворение.
  • Кармашек «Загадки», Гармошка «Пословицы» как жанры устного народного творчества.

Слайды 18

  • Вращающийся круг «Тема произведения», «Жанр произведения» с условными обозначениями по методике Л.А. Ефросининой.
  • Кармашек «Памятка составление модели обложки книги»
  • Конверты «Отличительные черты сказок», «Структура русской народной сказки», «Что такое композиция».

Слайды 19

  • Мини-книжка «К внеклассному чтению» содержит список литературы к урокам,
  •  «Конкурсы» приглашение для принятия участия детей в различных литературных конкурсах.
  • Конверт «Детские писатели». В конверте – игра «Найди пару». Дети находят автора и его произведение.
  • Фигурные кармашки «Викторины», «Тесты». В данных кармашках сменные задания. После изучения произведения на уроке, в кармашке появляется задание по данному произведению.
  • Кармашек «Неделя детской книги» имеет план мероприятий детской библиотеки , куда приглашаются дети, кармашек «Книги-юбиляры» содержит информацию о дне рождения той или иной книги.

Слайды 20

Как правило, все задания имеют развивающий характер и направлены на:

  • развитие речи, познавательных процессов, мелкой моторики;
  • может проходить знакомство с терминологией;
  • использоваться связь с жизнью, межпредметные связи;

Применение в педагогической деятельности. Лэпбук – это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.

Слайды 21

Как же сделать лепбук?

Этапы создания лепбука:

 Составление план работы.

2.  Определение темы.

3. Составление плана.

4. Составление макета.

5. Создание элементов лэпбука.

6. Оформление лэпбука.

7. Презентация.

Темами лэпбука могут стать: 

  • решение проблемных ситуаций;
  • литературные произведения;
  • интерес ребенка к конкретному виду деятельности;
  • литературные герои.

Слайды 25

Чтобы сделать лэпбук понадобиться:

- 3 листа плотной бумаги (картона) для изготовления папки.

Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками.

Кармашки, для изготовления которых можно использовать готовые шаблоны или придумать свои.

Слайды 26

Создание макета

Продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет.

Практическая работа

У вас на столах лежит все необходимое для лэпбука.

Тема нашего лэпбука ««Лэпбук – средство развития читательского интереса обучающихся».

- Распределите, кто какую работу выполняет. Все материалы у вас на столе.

По окончании вы должны представить свою интерактивную книгу.

(самостоятельная деятельность педагогов)

Рефлексия.

- Предлагаю вам оценить значимость проведенного мастер-класса.

- Возьмите каждый по одной фишке и прикрепите на тот рисунок, который соответствует вашему мнению.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина - мне это не нужно, выброшу.

Вывод:

Лэпбук - это современное средство обучения детей, где  актуальность данной технологии, это формирование познавательной активности детей, делая упор на сознательную поисковую активность, продуктивное мышление и смысловое чтения ребенка.

Хочется закончить наш мастер- класс словами Ричарда Брэнсона «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».

Слайды 22

Какую бы форму работы вы не избрали, одним из обязательных условий ее организации и проведения является реклама книги и чтения.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://catholicmom.com/wp-content/uploads/2015/10/Trash_Can.cliparts101.com2_-400x400@2x.png



Предварительный просмотр:

Лэпбук (lapbook) – или интерактивная тематическая папка – это самостоятельная бумажная  книга (папка) с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые учащийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Разновидности лэпбуков

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;

фигурная папка..

Значение лэпбука для педагога

Способствует:

- организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- оформлению результатов совместной  проектной деятельности;

- организации индивидуальной и                                 самостоятельной работы  с детьми.

Темы лэпбука могут стать:

-интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца)

-темы недели;

-решение проблемных ситуаций;

-литературные произведения;

-интерес ребенка к конкретному виду деятельности;

-мультипликационные герои.

Родители обеспечивают поддержку:

- организационную (экскурсии, походы)

- техническую (фото, видео)

- информационную (сбор информации для лэпбука)

- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Лэпбук – разновидность метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

-  целеполагание (выбор темы)

- разработка лэпбука (составление плана)

- выполнение (практическая часть)

- подведение итогов

Использование

Лэпбук можно использовать:

- на уроке (если позволяет тема и время),

- во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться).

- в качестве творческого домашнего задания.

Этапы работы над лэпбуком

Составление плана работы. 

- Определение темы

- Составление плана

- Составление макета

-  Создание элементов лэпбука

- Оформление лэпбука

- Презентация

        



Предварительный просмотр:

https://ya-webdesign.com/images/sawtooth-clip-mush-rush.png

https://2.bp.blogspot.com/-PfTJXrcTjeE/TlYVQzMi_nI/AAAAAAAAC5c/lgbdHsI8JpI/s1600/Bespoke-2.jpg



Предварительный просмотр:

http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpg

http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpg

http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpg

        http://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpghttp://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/08/Emoticon-Winking-Face-Coloring-Page.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка.

Есть одно удивительное чудо света, оно лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать об интересных событиях....

Презентация "Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету".

На примерах показано, как разнообразить уроки и сделать их интересными и поучительными....

Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету. Доклад на МО, учитель начальных классов, Рахимова Фарзана Фаритовна.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя нач...

«Применение активных форм обучения на уроках как средство повышения познавательного интереса обучающихся»

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно ор...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

В своей педагогической деятельности я применяю следующие современные образовательные технологии: элементы научно исследовательской работы ,проектная деятельность, информационно-коммуникационные технол...