Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»
методическая разработка

Позднякова Галина Геннадьевна

Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи.

Активизирует творческий ресурс педагогов.                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_rabota_s_roditelyami_pozdnyakova_g.g.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника»

        

Методическое мероприятие обобщение опыта

«Организация работы с родителями»

        

              Ф.И.О. педагога: Позднякова Галина Геннадьевна –

Занимаемая должность: учитель начальных классов,  классный руководитель.

Номинация: обобщение опыта.

Тема: Организация работы с родителями.

Основные цели: Активизировать творческий ресурс педагогов.

Участники: педагоги, учителя предметники, учителя начальных классов

Форма проведения: отчёт из опыта работы

Дидактические материалы: 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Организация пространства: актовый зал

Краткая аннотация к работе:  Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи.

Активизирует творческий ресурс педагогов.        

Ход выступления

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены.

       Одним из способов решения этой проблемы  в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.

В письме Минобразования РФ от 22.07.2002 г.[1] отмечается, что сотрудничество семьи и школы становится сегодня все более актуальным и востребованным, а совершенствование семейного воспитания, прежде всего, зависит от повышения педагогической культуры родителей. Поэтому предлагается организовать родительский всеобуч, предусматривающий использование как традиционных, так и новых форм работы школы с родителями.

Основа этого успеха  - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", N 273-ФЗ | СТ. 44

Сотрудничество педагогов и семьи ­ это

  • совместное определение целей деятельности,  
  • совместное   планирование   предстоящей   работы,  
  • совместное распределение   сил   и   средств,  
  • предмета   деятельности   во   времени   в соответствии с возможностями каждого участника,
  • совместный контроль и оценка результатов работы,
  • прогнозирование новых целей и задач.

Первейшее условие взаимодействия семьи и школы ­ это исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти   субъекты   имели   возможность   понимать   друг   друга   и   устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.  

Задачи взаимодействия: 

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.  

Главные функции взаимодействия школы и семьи:

  • информационная.
  • воспитательно­развивающая,
  • формирующая,
  • охранно­оздоровительная,
  • контролирующая,
  • бытовая.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям.

В течение всей своей педагогической практической деятельности мы пытаемся   сделать   родителей   настоящими   и   искренними   помощниками педагогического   коллектива,   проявляющими   к   школе   уважение   и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит   и   отношение   к   ней   их   детей.  Если   родители   педагогам   доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в  работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому  невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том,  как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства  педагога, который должен проанализировать комплекс различных  обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое  взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и  родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих  сторон друг к другу.

Совместно с   родителями я пытаюсь  использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все  родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству,  проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.  Поэтому педагогу необходимы терпение  и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения  уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

           В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

Для того, чтобы родители стали активными участниками  учебно-воспитательного процесса, я действовала в разных направлениях. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

Посещение на дому

Индивидуальные консультации

Приглашение в школу

Переписка

Родительский лекторий

Тематические консультации

Классные детские мероприятия

Мастер-классы

Классные родительские собрания

Общешкольные родительские собрания

Дни открытых дверей

Концерты

Выставки учебных работ

Творческие отчёты

Планирование работы с родителями.

Большую помощь и поддержку оказывала в моей работе во взаимодействии с родителями - это служба сопровождения ( помощь психолога, логопеда, соц. педагога).

Тема: «1 сентября – День знаний»

Цель: способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей и их родителей в первый день знакомства со школой;

способствовать позитивному развитию детско-родительских отношений, научить родителей проектному средству обучения детей;

повысить уровень ценности семейных и школьных традиций;

прививать навыки здорового образа жизни.

Ожидаемый результат: Повышение мотивации родителей к совместной деятельности с учителем и школой.

Формирование чувства личной ответственности за здоровый образ жизни.

Тема: «Мы разные –  и в этом наша сила».

«Почему от нас зависит наше будущее?»

Цель: Сформировать представление о каждом человеке, как о личности, у которой можно чему-либо научиться.

Сформировать образ «МЫ» (дети – родители – учителя) как особенности коллектива, способного решать учебные задачи.

Ожидаемый результат: Уточненные и согласованные единые требования семьи и школы в воспитании и обучении школьников.

Повышение мотивации родителей к совместной деятельности с учителем и школой.

Тема: «Как помочь ребенку научиться выполнять домашнее задание самостоятельно»

Цель: построить с родителями простейший алгоритм выполнения домашнего задания;

сформировать представление об инструментах самопроверки: образце, подробном образце.

Ожидаемый результат: Понимание родителями правильного способа оказания помощи ребёнку в учебной деятельности.

Создание и согласование единых требований семьи и школы в воспитании и обучении второклассников.

Формы  проведения: Мастер-класс для родителей с проведением тестирования родителей на основе входной диагностики из курса «Мир деятельности», 2 класс.

Родительское собрание с групповой формой работы.

Консультация «Как помочь ребенку научиться выполнять самостоятельно домашнее задание»

Круглый стол с просмотром передачи «Мамина школа» с последующим обсуждением.

Анкетирование, голосование родителей.

Наиболее удачными темами в моей педагогической практике были мероприятия:

  • День здоровья.
  • День открытых дверей.
  • День народного единства (мероприятие районного уровня)
  • Развитие универсальных учебных действий (мастер-класс)
  • Акция «Покорми птиц зимой»
  • Акция «Экологический десант»
  • «Посылка солдату»
  • «Щедрый вторник»
  •  «Солдатский платок»
  • «Красная гвоздика»
  • «Прадеды и правнуки»
  • «Трудовое воспитание в семье» (мини-проект)
  • «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • «Профессии в моей семье»
  • «Кто нас защищает?» (совместный проект с детьми и родителями)
  • «Роль отца в воспитании ребёнка» (лекторий-практикум для пап)

Самыми памятными и запоминающими мероприятиями для меня и родителей было совместное проведение родительского собрания с детьми и родителями:

« Кто мой ребёнок?»

«День народного единства»

«Почему от нас зависит наше будущее?»

Самым сложным на период пандемии оказалось дистанционное обучение.

Увеличилась нагрузка на учителя и классного руководителя, т. к. общение с родителями стало занимать гораздо больше времени на консультацию.

В заключении хотелось бы сказать словами в. И. Сухомлинского   «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника

Взаимодействие школы и семьив воспитании личности сельского школьника...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника

Взаимодействие школы и семьив воспитании личности сельского школьника...

Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...

статья «Взаимодействие школы и семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»

статья «Взаимодействие школы и  семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"

laquo;Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"...