Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс
классный час (3 класс)

Бичан Надежда Владимировна

Конспект классного часа по теме: "Хлеб всему голова" разработан  для учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Хлеб всему голова!»

Цель: Познакомить с историей возникновения хлеба как продукта питания. Воспитывать бережное отношение к хлебу, людям, производящим хлеб.

Ход классного часа:

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку и узнаете тему нашего мероприятия.
Рос сперва на воле в поле. 
Летом цвёл и колосился, 
А когда обмолотили, 
Он в зерно вдруг превратился. 
Из зерна — в муку и тесто, 
В магазине занял место. (Хлеб)

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о хлебе, как  он "пришёл" к нам на стол. И для этого я приглашаю вас принять участие в путешествии. Вы согласны? Отправимся мы в путешествие не ради развлечения, а для того, чтобы показать всем, что к хлебу надо относится бережно. Наше путешествие пройдет под девизом: «Хлеб всему голова!»

Станция Историческая
Это было давно, во времена каменного века. Человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Сначала зерна смачивали  водой, а потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на Земле.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не  жалеют.

Станция Как хлеб на стол пришел

Мы прибываем на следующую станцию, где мы узнаем как хлеб на стол пришел

в игру «Свое место»

На столе карточки, ваша задача - разложить по порядку и выстроить по очереди все действия.

1 ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ

2 ПОСЕВ ЗЕРНА

3 УХОД ЗА ПОСЕВОМ

4 СБОР УРОЖАЯ

5 СОРТИРОВКА ЗЕРНА

6 ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

7 ЗАМЕС ТЕСТА 8 ВЫПЕЧКА

Вот видите, ребята, какой большой и долгий путь проделало зернышко, чтобы стать хлебом.  Хлеб начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

        1        За лесами, за лугами

                Раздается в поле гром,

                Это тракторы плугами

                Пашут легкий чернозем.

        2

                На широкие долины

                Вышли новые машины:

                Глянь в раскрытое окно –

                Сеют сеялки зерно.

        3

                Сколько в это зернышко

                Вложено труда,

                Знают только солнышко,

                Ветер да вода.

        4

                Он не падает к нам с неба,

                Появляется не вдруг

                Чтобы вырос колос хлеба,

                Нужен труд десятков рук.

        5

                Посеяли хлеб хлеборобы весною,

                Созрел он и встал

                Золотистой стеною.

                И слышит страна:

                За уборку пора!

                Для хлеба комбайны нужны, Трактора.

        6

                Каждому знакомы

                Мудрые слова:

                Хлеб – хозяин  дома,

                Всему он голова!

        7

                Силою державы

                Его звали встарь,

                Хлебушек по праву

                В государстве царь!

                     

Вы запомните, дети,

                Золотые слова!

                Хлеб – всему голова!

                Хлеб – всему голова!

                Слава миру на Земле!

                Слава хлебу на столе!

                Слава тем, кто хлеб растил,

                Не жалел трудов и сил!

Ведущая: Мы приближаемся к

Станции «Хлеб военных лет» 

Ведущая:  

В годы Великой Отечественной Войны г. Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён войсками Гитлера и выдержал длительную блокаду. Люди во время блокады умирали от голода, в городе нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга храниться маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

  • 125 граммов - блокадный хлеб - это с трудом можно назвать хлебом - в нем было много примесей: жмых, древесные опилки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки.

Посмотрите ребята, вот такой кусочек хлеба давали один раз день в день во время войны, а теперь задумайтесь над своим отношением к хлебу

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Послушаем стихотворения в исполнении группы

Я помню хлеб, 
Военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Читает ученица:
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб, 
Мальчик, 
Голодных не знающий лет, 
Помни, 
Что были лихие года. 
Хлеб – 
Это жизнь, а не просто еда. 
Хлебом клялись, 
За хлеб умирали. 
Не для того, 
В слове народная мудрость таится, 
Вот, что в народе у нас говорится: 
"Если ты хлеб ценить перестал, 
Ты человеком быть перестал!"

Ведущая:

 Видите, какое тяжелое время было для людей. Как они ценили и дорожили каждой крошкой этого хлеба. Помните это и бережно относитесь к хлебу.

Итак, мы пребываем на станцию Бережливых

Посмотрим сценку приготовленную ребятами  3 б

Сценка «Святой хлеб».

(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)

Внучка: - Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».

Внучка: А Пашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.

Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.

Хлеб – святой!

Внучка: Говорила бабушка, мама говорила:

Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!

Но мальчишки в школе с этим не считаются

И в столовой корками хлебными бросаются.

А я хлеба корку никогда не брошу,

Потому что хлеб наш вкусный и хороший.

Потому что много стоило труда,

Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Выбрасывать хлеб нельзя, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнеры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд.

Ребята как вы думаете, хорошо ли мальчик обращался с хлебом? А почему плохо? Что он сделал?

Правильно, ребята хлеб – это наше богатство и к нему надо относиться бережно. Мы должны быть благодарны людям, которые выращивают для нас хлеб.

Ведущий: Давайте составим свои правила обращения с хлебом: 

Нельзя играть с хлебом

 хлеб нужно брать столько, сколько съешь

 а остатки хлеба отдавать птицам или домашним животным.

Ведущий: У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

Приглашаю ребят собрать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

Без хлеба сыт не будешь.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Плох обед, коль хлеба нет.

На чужой каравай рот не разевай

Много снегу –  много хлеба

Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.

Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова! 

Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

Ребята, посмотрите на слайд скажите какие хлебобулочные изделия изображены

1.Батон

2.Плюшка – это скрученная булочка

3.Хлебная косичка

4.Крендель - Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку.

5.Рогалик - Маленькая булочка в форме рога, рожка.

Для следующего конкурса мне нужно 9 человек, по три человека в команде.

Поделка из солёного теста «Каравай». 

В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста – большое удовольствие и радость. Считается, что любая поделка из солёного теста,находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе.

На слайде изображены разные хлебобулочные изделия, выберите одно изделие и слепите его.

А пока ребята занимаются лепкой, я предлагаю вам отгадать кулинарные загадки.

  1. Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (тесто)
  2.  В доме еда, а дверь заперта. (яйцо)
  3.  Зимой твёрдое, как лёд. Летом плавает, как мёд. (масло)
  4. Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны.  (мука)
  5. Маленькое, сдобное Колечко съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребятам всем.    (бублик)
  6. Меня испекут На твой день рожденья, С орехами, кремом И даже вареньем.   (торт)
  1. Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают?  (блин)
  1. С виду он, как батон, Но с начинкой сладкой он.   (рулет)
  2. В кусочке пышного теста нашлось для повидла место, Внутри него не бывает пусто - Есть мясо или капуста.   (пирожок)
  3. деревянная темница — А в ней хлеб всегда хранится. (Хлебница)
  4. Попало наше тесто в горячее место. Попало – не пропало, румяной булкой стало. (Печь).

Великое благо иметь каждый день на столе хлеб. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин. Мы не задумываемся, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда было вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!

Запомните ребята: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, — трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Давайте вспомним, как приходит хлеб на стол. (отвечают дети)

А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. Нужно поле вспахать, землю разрыхлить бороной, потом в поле работает сеялка. Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя, иногда трактористы работают, сменяя друг друга, день и ночь. Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы и вот уже все поле в золотых колосьях.

Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Пришла пора, что делать? (Собирать урожай.)

Правильно, потому что медлить нельзя: колоски могут осыпаться.

Кто знает какие машины начинают работать в эту пору? (Комбайны)

Комбайны срезают колосья, обмолачивают – отделяют зерна от колосьев и зерно насыпает в грузовик.

А дальше зерна везут на элеватор. Элеватор  - это особое хранилище для зерна. Хранят зерно по нескольку месяцев. И не только хранят, но и сохраняют – от холода, от сырости.

Дальше путь зерна лежит на мельницу. Там зерно перемалывают в муку.

Далее муку везут на пекарни и хлебозаводы в специальных машинах, там пекут хлеб. А кто печет хлеб? (пекарь)

А дальше куда испеченный хлеб везут? (В магазины, столовые, школы, дет.сады).

В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. Почему хлеб бывает белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа «Мой путь к доброте» 2 класс

Цель: формирование у детей представлений об общечеловеческих качествах – о добре, доброте, о хороших и добрых поступках и их значимости  в системе человеческих отношений.  Задачи:...

Конспект классного часа "Семья и семейные ценности" 3 класс

Конспект классного часа для учащихся 3 класса. Тема "Семья и семейные ценности". Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «сча...

Конспект классного часа на тему «Золотая осень» 4 класс

Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...

Конспект классного часа по пожарной безопасности во 2 классе.

·         Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;·         Проверить знания детей п...

Презентация классного часа по теме: "Хлеб всему голова" 3 класс

Презентация классного часа по теме: "Хлеб всему голова"  разработана для учащихся начальной школы....

Конспект классного часа "Общение-ключ ко всему"

Цель: Развитие интереса к проблеме общения в современном обществе и формирование навыка культурного общенияЗадачи:• Привить младшим школьникам нормы общения • Узнать уров...