Классный час "Человек - часть природы"
план-конспект занятия (2 класс)

Громова Ирина Ивановна

На классном часе рассматриваются вопросы взаимодействия человека с природой и вопросы экологического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chelovek_-_chast_prirody.docx58.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10 г. Павлово

Классный час

во 2 классе

Тема «Человек – часть природы»

Литература:

1.Зорина З. А. Я познаю мир: поведение животных:  энциклопедия.- М: «Астрель», 2004.444с.

2.Тарабакина Т. И. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль:  «Академия развития», 2004.240с.

3.Чижевская А. Е. Я познаю мир: экология: энциклопедия.- М: «Астрель», 2003.410с.

4.http://gribnik-club.ru/knigi-o-gribah

5.http://detkam.e-papa.ru/zagadki/1/

                                                                 Громова Ирина Ивановна

учитель начальных

классов высшей категории,

                 

                                                г.  Павлово

                                                                                                               КОНСПЕКТ    ЗАНЯТИЯ

                                       

                      Этапы работы

                       Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

Цель:

- создание у детей  психологической установки на работу, эмоционального настроя, хорошего настроения,

-снятие напряжения и включение их в совместную деятельность.

Создание ситуацию «успеха». («хочу»).

Формирование самоконтроля.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: планирование, целеполагание.

Познавательные: моделирование, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологические приёмы «Улыбка» и «Ладошки» настраивают детей на учебную деятельность, предмет и тему занятия.

Схема помогает обучающимся актуализировать изученный материал.

 Эмоциональный настрой «Улыбка» и «Ладошки».(1 мин)

-Здравствуйте ребята!  Поприветствуем друг друга улыбками и поздороваемся с природой!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя.

- Ребята, потрите свои ладошки и поделитесь своим теплом друг с другом. Что вы ждёте от сегодняшней работы? Какие цели ставите для себя?

- На предыдущем занятии мы с вами составили  схему. Что  она обозначает?

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (О взаимодействии природы и человека)

- Именно эта тема свела нас снова вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. А чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цели:

- осознание обучающимися необходимости соблюдать правила поведения в природе, бережного отношения к ней с детских лет;

- формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в УД, на овладение способами деятельности, на фоне познавательной мотивации происходит закрепление «ситуации успеха».  («могу»).

Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация..

Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, форма ученик-ученик.

Познавательные УУД: структурирование знания, логические операции анализа и синтеза, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Наглядный, словесный , проблемный  и метод самостоятельной работы способствуют актуализации изученного материала.

Заполнение кластера, правильные ответы в игре «Молчанка», варианты ответов на провокационный вопрос способствуют достижению целей и задач данного этапа урока. Часть заданий выполняется  детьми самостоятельно, чтобы каждый ребёнок смог убедиться в правильности собственных знаний.

Методы организации совместной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная;

Приём «Кластер»,  «Провокация» и игра «Молчанка»  способствуют мотивированию учебной активности обучащихся в ходе опроса;

Осуществление обратной связи с помощью жестов «да» и «нет»  позволяют учителю оценить ответы  обучащихся в ходе опроса, а провокационный вопрос определить уровень сформированности экологической знаний и культуры.

- Поработайте в парах и заполните кластер «Что даёт природа человеку?».

 

Проверка задания.( Природа всё даёт человеку: пищу, воду, жильё, лекарства, одежду, воздух, …) 

- Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно и губить природу, а значит и самого себя. Нужно помнить о том,  что человек  и природа — одна большая семья и должны жить дружно.

- Дома вы рисовали рисунки на тему «Правила поведения в природе».  Как можно проверить, хорошо ли знаете вы эти правила?

Поиграем в игру «Молчанка».  Если согласны, то киваем головой «да». Если не согласны – киваем «нет».

Мы  природу охраняем  (Да)

Всех зверят оберегаем (Да)

Мусор мы кругом бросаем (нет)

И деревья мы ломаем (нет)

Птицам делаем кормушки (Да)

Ловим разных мы зверушек (Нет)

Речки чистим берега (да)

Мы природе ведь друзья (Да)

-Молодцы ребята, вы знаете, как помогать природе и как воздействовать на неё, не нанося вред.  

- Некоторые люди думают: «Человечество большое, людей на планете много. Кто-нибудь позаботится о природе, а я могу жить спокойно, не утруждая себя защитой природы». Или «Я ещё маленький, пусть взрослые занимаются этим». Вы с ними согласны? (приём «Провокация»)

 

- Что мы с вами можем сделать уже  сейчас? (не сорить на улице, объяснять маленьким, что нельзя рвать листья  и цветы в парках).

3.

Изучение нового учебного материала. 

Данный этап предполагает:

Цели:

- приобретение знаний и навыков правильного поведения в лесу, применение навыков экологической культуры в конкретной ситуации;

- формирование познавательной мотивации на основе активизации познавательной деятельности, эмоциональной мотивации («ситуация успеха»);

- воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности.

Личностные УУД: смыслообразование.

Регулятивные УУД: планирование, коррекция.

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей,  подведение под понятие, классификация.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешение конфликтов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Частично-поисковая деятельность обучающихся в процессе групповой работы позволяет обучающимся освоить основные положения нового учебного материала: правила поведения по охране леса, правила сбора грибов, охрана растений и животных.

Методы: наглядный, словесный,  игровой, частично-поисковый, практической работы.

Форма занятия игра-путешествие способствует достижению поставленных целей в ходе изучения учебного материала.

Загадки  активизируют  внимание и интерес обучащихся к излагаемому  учебному материалу.

Групповая  работа создает ситуацию успеха для слабых и средне-слабых учащихся, которые тоже ощущают свою значимость. Дополнительные вопросы позволяют поддержать «ситуацию успеха» у той части обучащихся, которая  освоила учебный материал на низком уровне.

Верносоставленный список правил поведения позволяют определить начальный уровень освоения учебного материала.

- Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в удивительное царство природы, которое нас зимой согревает, весной веселит, летом охлаждает, а осенью питает. Что это за царство?

- Верно это - «лес». Какие цели можно поставить на сегодняшнее занятие?

- Да, сегодня мы проверим, хорошо ли мы знаем обитателей нашего леса и узнаем, какие правила охраны природы нужно соблюдать в лесу. Чем  может быть полезно нам это путешествие?

(приобретение знаний и умений, которые  необходимы нам  в жизни).

-Лес – это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. А чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему и знать, какие правила мы должны соблюдать в гостях у леса. Этой теме мы и посвящаем наше занятие.

- Разделимся на 3группы. Выберите капитана, и отправимся на  лесные полянки, где нас ждут «лесовички» (подготовленные обучающиеся).

  Капитаны получают путевые листы, на которых в процессе игры приклеивают правила поведения в лесу.

1 группа «Наблюдатели природы» Каждому члену команды  предлагаются следующие предметы: фотоаппарат, плеер, магнитофон, бинокль, сачок, и он объясняет можно ли брать его с собой в путешествие и объясняет свой выбор. После правильных ответов команда выбирает из предложенного списка правила по охране леса.

2 группа «Знатоки растений леса» «Лесовичок» зачитывает каждому члену команды описание лесного растения, а он должен отобрать карточку с изображением тех растений, которые соответствуют данному описанию.  После правильных ответов команда выбирает из предложенного списка правила сбора грибов.

3 группа «Удивительные животные». «Лесовичок»  задает каждому члену команды  вопросы-загадки. После правильных ответов команда выбирает из предложенного списка правила поведения в лесу с животными.

       

    По окончанию работы групп капитаны знакомят всех со своей «добычей» - правилами поведения в лесу.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цели:

-  расширение и уточнение знаний и навыков правильного поведения в лесу, применение навыков экологической культуры в конкретной ситуации;

- формирование познавательной мотивации на основе выполнения заданий творческого характера. («знаю»)

 - развитие образной памяти, логического и наглядно-образного мышления.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, самоопределение.

Регулятивные УУД: прогнозирование, оценка.

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие, фиксация знаний с помощью средств ИКТ, моделирование, выбор способов решения УЗ.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешение конфликтов, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

 Использование компьютерных технологий, приёма «Мозговой штурм»  и загадок позволяют активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

 Правильность выполнения заданий позволяют определить степень усвоения обучающимися учебного материала.

 

Игра «Экологический светофор».

 Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и поднимите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.

Задания по выбору на нетбуках.

1. Работа на нетбуках в программе Кирилл и Мефодий»: «Окружающий мир», занятие 12 «Привал на поляне». После выбора правильного ответа, обсуждаются последствия для природы от оставленного горе-путешественниками мусора и способы уборки разного вида мусора.

2. Работа в программе Tax  Paint:создать рекламный плакат с призывом о помощи к людям от представителей лесного сообщества

После выполнения заданий по выбору проводится обобщение .Приём  «Мозговой штурм». За 1 минуту придумать продолжение фразы «Лес –это …»

- Закончить наше занятие хочется обращением к людям всей планеты.

Чтение стихотворения хором.

 Взрослым и детям давно пора знать

Что для природы важнее всего

Это везде чистоту соблюдать

И больше не надо почти ничего

Мусору – свалки, а птице – гнездо

Белкам и зайцам – леса и поля

Не загрязняй никогда ничего

И будет тебе благодарна земля.

5.

Задание на дом, включающее:

Цель:

- закрепление и обобщение правил поведения в лесу,  развитие творческих  способностей и речи;

- формирование потребности в защите и сохранении природы;

- создание ситуации выбора и создания успеха.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД: выбор  способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД: прогнозирование, самооценка.

Рефлексия (мысленное возвращение к прошлым действиям).

Оценка собственной учебной деятельности.

Закрепление  положительных эмоций от радости познания.

- Предлагаю вам дома по выбору:

- найти стихи о лесе и его охране,

-составить рассказ на тему «Наш лес через 100 лет», отразив ситуацию о том, что будет с лесом, если не соблюдать правила поведения в природе.

 

- Какое задание было самым интересным? Самым трудным?

- Если все будут убирать за собой правильно мусор на лесных полянках, то на них всегда будут расти цветы:

 -если для вас занятие было интересным, посадите на ней красные цветы,

-если не совсем интересным, то жёлтые,

-если не понравилось, то белые цветы.

Спасибо за работу. До встречи на следующем занятии.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек разумный – часть природы.

Данный урок раскрывает сущность понятия - "Человек - разумный" с помощью нетрадиционных дидактических приемов, позволяет определить отличие человека от животного и показать непохожесть между людьми, р...

Человек – часть природы. Природа в опасности

Конспект урока для 3 класса по теме "Человек – часть природы. Природа в опасности". Данный урок посвящен взаимоотношению человека с природой.Прослеживается связь развития речи и искусства....

« Животные - часть природы. Роль животных в природе».

laquo; Животные - часть природы. Роль животных в природе»....

2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".

Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК):  Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....

Конспект классного часа на тему "Человек - часть природы"

Данный материал будет полезен учителям и воспитателям в работе с детьми с ОВЗ....