Этическая беседа на тему: "Моё, чужое, общее"
классный час (4 класс)

Казакова Мария Владимировна

В данном материале вы можете увидеть конспект урока для учащихся начальных классов на тему: "Моё, чужое, общее". С помощью этого конспекта вы можете провести фрагмент урока на 20 минут для того, чтобы объяснить учащимся, что вещи в жизни можно разделить на три группы: общие, чужие и личные. А также с помощью разных заданий можно закрепить новый материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Мое, чужое, общее»

Класс: 4

Школа: МКОУ СОШ №4

Учитель: Исупова Марина Николаевна

Практикант: Казакова Мария Владимировна

Тема: «Моё, чужое, общее»

Цель: структурировать понятия учащихся о личной, частной и общей собственности.

Задачи:

1. Образовательная:

углубить представления учащихся о материальных ценностях, личной и общественной собственности.

2. Развивающая:

убедить учащихся в том, что надо бережно относиться не только к своим вещам, но и к общественной собственности.

3. Воспитательная:

вызвать чувство осуждения воровства, бесхозяйственности.

Оборудование: магниты, конспект, доска, распечатанные слова для игры.

Ход занятия:

1. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень интересную и увлекательную тему. А для того, чтобы вы поняли, что это за тема, вам нужно внимательно послушать ситуацию двух учителей.

- Светлана Анатольевна, Вы заняли мой стул!

- А почему он Ваш?

- А чей? Ваш?

- Я думаю, что этот стул общий.

- А разве общее не может быть моим?

Сейчас давайте обсудим эту ситуацию. Кто из учителей прав и почему?

Д: ...

У: В нашей жизни нас с вами окружает множество вещей, одни из которых являются нашими личными вещами, и про них мы смело можем сказать «Это мое», другие же напротив – это «Чужие вещи», ну а третьи – это вещи, которыми могут пользоваться в равной степени все – «Общие вещи»

2. Ход мероприятий

У: Ребята, я приготовила для вас задание. На каждом листике, с обратной стороны, есть название той или иной вещи. На доске – два кармашка, над одним изображен человечек, сюда мы будем прикреплять на магниты листочки, с изображением тех предметов, которые по вашему мнению являются личными и про них мы можем сказать «Мое». Над другим кармашком изображены сразу несколько человечков: сюда мы прикрепляем листочки с изображением предметов, про которые мы можем сказать, что они «Общие».

У: Итак, подведем итог задания. Проверим, что получилось.

Всё верно?

Д: да

У: можно сделать вывод:  мое - это то, что принадлежит только мне. Это могут быть предметы личной гигиены, личные вещи из одежды, личные предметы быта: шкафчик, кровать, если это игрушки и вещи, то принесенные нами из дома или нам подаренные.

Сейчас я прочитаю вам 2 ситуации, а ваша задача внимательно их послушать и подумать, чем одна ситуация отличается от другой.

1) Люба разговаривает по мобильному телефону, к ней подходит Рома и просит показать ему телефон. Когда чужой телефон оказывается в руках Ромы, он спокойно кладет его в карман. На слова  Любы: «Верни мой телефон» Рома отвечает: «Был — твой, стал — мой».

2) Андрей подходит к Веронике и показывает куклу, которую ей подарили. Вероника отвечает, что очень хотела бы иметь такую же. Андрей предлагает Веронике поиграть со своей куклой на время.

 Давайте попробуем разобраться в поступках детей.

-Как вы поступаете, когда чужая вещь вам очень нравится, и вы

хотите, чтобы она стала вашей?

Д:...

У: Как вы будете относиться к чужим вещам, которые вам дали на

временное пользование?

Д:...

У:Как вы поступите, если испортили чужую вещь?

Д:...

У: Итак, какой мы можем сделать вывод, что нельзя без разрешения брать чужие вещи.

-Сейчас давайте немного передохнём

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

Сейчас ваша задача послушать письмо, которое вам пишет мальчик из города Хабаровск.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Максим. Я учусь в школе, в третьем классе. Хочу рассказать вам свою историю и попросить помочь в ней разобраться. Мы с ребятами все вместе купили фотоаппарат для нашего класса, деньги дали наши родители. Мы фотографировали наши праздники, интересные экскурсии, однажды мы всем классом ездили в цирк. Наша учительница сделала фотографии, и мы все вместе их просматривали, было весело и интересно. Я тоже очень люблю фотографировать, особенно свою кошку Дымку. Вчера я взял этот фотоаппарат с собой домой и нечаянно уронил его. Фотоаппарат сломался. Все ребята класса на меня обиделись и перестали со мной разговаривать. Разве они правы? Ведь этот фотоаппарат и мой тоже, потому что я, как и другие, давал деньги для его покупки. Помогите разобраться! Я же прав!?

-В какой кармашек вы повесили бы листик с фотоаппаратом, о котором идет речь? Почему?

-Что можно ответить мальчику на его вопрос?

-Приходилось ли вам портить общие вещи?

Итак, можно сделать вывод, что общее - это то, чем могут пользоваться многие люди, в том числе и я. Общее - это больше чужое, чем мое.

Сейчас мы рассмотрим с вами ещё одни ситуации, а ваша задача подумать, как можно их продолжить.

-Люба и Ангелина - лучшие подруги. Ангелина заболела, и ее положили в больницу. В день своего возвращения она подошла к Любе и сказала: «Я в больнице потеряла свою расческу. Одолжи мне свою. А Люба ответила... 

Д: Извини, Ангелина, но расческа моя личная и я не могу тебе ее дать, давай попросим у учителя для тебя новую.

У: Вероника и Ангелина собирались на праздник. Ангелина оделась и, посмотрев на себя в зеркало, сказала: «Ой, Вероник, эта кофточка мне совсем не идет к новой юбке». Вероника предложила: «Вот, в шкафчике у Сони висит красивая кофточка. Она отлично подойдет. Надень ее. Ангелина ответила...

Д: Нельзя брать чужое, не спросив. Давай лучше попросим у Сони. Она добрая девочка

У: Даня и Артем помогали Максиму Николаевичу ремонтировать сломанную мебель. Даня сказал:

- Посмотри, какую красивую ручку я приделал к дверце моей тумбочки. Теперь она как новенькая.

- Здорово, - ответил Артем. А теперь давай починим вот этот стул.

- Откуда он? Это твой?

Артем сказал...

Д: Нет, этот стул стоит в игровой комнате и на нем сидят дети нашей группы. Всем будет приятно!

3. Подведение итогов

У: Какие вы молодцы с легкость нашли правильные ответы.

На листочках оцените свою работу на уроке.

Если ты узнал что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко». 

– Если ты не извлек никакой нужной информации, то пусть ненадолго выйдет «Тучка».

Запомни правило простое:

Без спроса не бери чужое! 

За свое постою,

а чужое не возьму.

Относись к общим вещам бережно, т. к. ими пользуются и другие люди!

И никогда не забывай: одолжил вещь –скажи спасибо и не забудь вернуть!

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".

Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....

Этическая беседа

Этическая беседа: «Во что мы играем?» для учащихся 4-х классов. Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов. Цели: 1.Способствовать формированию...

Этическая беседа по экологии «Елочка, живи!»

Данное мероприятие позволяет учить детей видеть связь настоящего с будущим, прогнозировать перспективы развития отношений человека и природы, воспитывать  экологическую  культуру поведения ч...

Этическая беседа 3 класс

Этическая беседа 3 класс.ТЕМА: «Хорошие и плохие черты характера»....

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Проблемно этическая беседа « Нам всем нужны понимание и любовь»

Почему я – воспитатель группы продленного дня решила участвовать в заочном конкурсе, который дает возможность пропагандировать толерантность среди подрастающего поколения? И меня и многих других людей...

Этическая беседа по теме: "Всегда ли дружба важнее всего?"

Данная беседу можно применять на класссном часе, посвященному дружбе детей. Она поможет осознать учащимся силу и необходимость дружбы, умение постоять за себя и своего друга....