Внеклассное мероприятие "Календарь Великой Победы"
методическая разработка (4 класс)

Праздник  Победы  в Великой Отечественной войне важен каждому русскому человеку. Сила и гордость за нашу страну мы впитываем с молоком матери. Поэтому очень важно знать историю основных битв Великой Отечественной войны. В разработке материала представлены материалы по таким сражениям, как Битва под Москвой и за Сталинград, Курская битва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_velikoy_pobedy_dokument_microsoft_office_word_3.docx158.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Лицей № 10 г. Белгорода»

logo

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 «Календарь Великой Победы»

Автор:

Семикопенко Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода

        

        г. Белгород, 2021год

Тема. Календарь Великой Победы

Цель:  расширение представлений младших школьников о событиях в истории Родины, героическом подвиге нашего народа  в годы Великой отечественной войны.

Задачи:
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны и к истории родного города;
– обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
– способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;

– воспитывать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны;

Оформление доски: банер на военную тематику

Оборудование и материалы к занятию:
- Фотографии и репродукции военных лет;

- Презентация «День Победы»;

- рисунки детей на тему: «Страшная война».
Музыкальное сопровождение:

- Слова Левитана о начале войны;

- Аудиозаписи песен «Священная война» (муз. А. Александрова, слова

В. Лебедева-Кумача); «День Победы» (муз. Д. Тухманова, слова

В. Харитонова);

- звуки метронома  к  Минуте молчания.

Методы и приемы:

  1. Словесные (пение песни, чтение стихов, сообщений о событиях Великой Отечественной войны).
  2. Наглядные (просмотр презентации «День Победы», инсценировка «Солдаты на привале», фотографии и репродукции военных лет).
  3. Практические (составление стихотворения из разрозненных строк, заполнение теста).

Ход мероприятия

  1. Организационный этап. Психологический настрой

Учитель.   Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наши улыбки украсят наш класс, и ничто не омрачит наше настроение.

II . Целеполагание.

Звучит песня «Журавли»

Слайд 2             

Учитель. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие.

Ученик 1. 

Я знаю много разных        

В году бывает дней,

А это главный праздник

Родины моей...

Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь победы

Боевые ордена.

- О чем это стихотворение? О каком событии мы поведем сегодня разговор?

Учитель.  Великая Отечественная война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия.

Наш разговор сегодня – это  память обо всем пережитом взрослыми и детьми в военные годы.

  1. Этап актуализации субъектного опыта обучающихся

3.1. Нападение фашистской Германии на СССР.  Вводящий диалог

Учитель.  За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна…

Победа далась нелегко,  9 мая мы вспоминаем всех, кто прошел дорогами этой : чествуем оставшихся в , возлагаем  к могилам погибших.

Вопросы:

- Назовите дату начала Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 года)

- Какую годовщину со дня начала Великой Отечественной войны мы будем отмечать в этом году? (80ю)

- Как долго сражались советские войска против фашизма? (4 года)

- Кто и кого победил в этой войне?

- Какую годовщину окончания войны мы будем праздновать в 2021 году? (76ю)

Учитель. 76 лет мы живем под мирным небом и знаем о войне лишь из рассказов или просмотров фильмов. А много лет тому назад:  22 июня 1941г. фашистская Германия без объявления войны, напала на нашу страну. Фашисты хотели захватить богатые наши земли, а мирный, трудолюбивый народ сделать рабами.

Слайд 3  

Учитель. Великая Отечественная война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия. Давайте вспомним, как она началась. 1941 год. Начало лета. Мальчишки и девчонки, наши сверстники, радовались наступившим каникулам. А выпускники прощались со школой. В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось …

Слайд 4    Из заявления  советского правительства (фонограмма)

… Сегодня, в  4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны,   германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас  и многие другие города…
Ученица 2

Вот сорок первый год, конец июня, 
И люди спать легли спокойно накануне. 
Но утром уже знала вся страна, 
Что началась ужасная война. 

С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря! Фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. К этому времени немецкие  войска уже захватили почти всю Европу.

Учитель. Каждому фашистскому солдату была вручена памятка с такой установкой: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожить в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай…»

Слайд 5.  

Учитель. Гитлеровское командование разработало план Барбаросса, который  предусматривал проведение молниеносной (6 — 7 недель) войны. (Блицкриг). Оно хотело, во что бы то ни стало закончить войну до наступления зимы захватом Москвы, Ленинграда и Донбасса. Немцы планировали вести наступление по трем направлениям: Московское, Ленинградское, Киевское. Но враги не учли свободолюбивый  характер народов Советского Союза.

Слайд 6    Учитель.  Все от мала до велика поднялись на битву с врагом. Думать о завтрашнем дне было некогда,  нужно было подниматься в контратаку  сегодня, сейчас, немедленно… 

Фонограмма песни  «Священная война»

 (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача).

Ученик 3:        

Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

Учитель. Она придет, обязательно придет  долгожданная Победа! А пока те, кто, цепляясь за каждый клочок родной земли, считал оставшиеся патроны и не имел времени считать скошенных  людей, не знали, что впереди 1418 дней и ночей самой жестокой войны.

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

4.1.  Летопись Великой Отечественной войны.  (Сообщения учеников)

Слайд 7.  Учитель.  Уже в первый день войны немецкая авиация разбомбила  66 аэродромов и уничтожила 1200 самолетов, не успевших подняться в воздух.

В первые дни войны наша Армия отступала.  За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов.

 ОБОРОНА БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ

Слайд 8.

Ученица 4.   Первыми приняли на себя удар пограничники Брестской крепости  

          Долго немцы крепость бомбили.

Долго взять ее не могли

Сколько сил они положили,

Об этот осколок земли.

Слайд 9.

Учитель. К моменту нападения фашистов в цитадели было 10000 солдат, офицеров и членов их семей. 7 000 – были взяты в плен, остальные погибли

 В результате внезапного нападения превосходящих сил противника  пограничники в  первые  же часы войны попали в окружение. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Один из защитников крепости  написал на стене: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!». 

Слайд 10.

БИТВА ПОД МОСКВОЙ   30.09.1941г. – 20.04.1942г.

Учитель. В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела шесть гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций. Сегодня мы узнаем о результатах самых значительных для победы сражений.

Ученик 5.  В октябре 1941 г. противник подошел почти вплотную к столице.

Всю зиму 1941 г. шла битва за Москву. В декабре только 23 км отделяло немцев от Москвы в районе Ленинградского шоссе.

Тысячи наших воинов показали готовность не щадя жизни защищать каждую пядь родной земли. В боях под москвой летчик Ковалев направил горящий самолет на зенитную батарею противника. Ночной таран совершил летчик Талалихин. 28 героев-панфиловцев приняли на себя удар 50-ти немецких танков, почти все погибли, но не пропустили врага. Тогда были сказаны знаменитые слова лейтенанта В.Г. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

Под фонограмму боя выходит боец с забинтованной головой. Медсестра поправляет бинт на голове бойца.

Боец:

Гром и дым. Огонь и кровь.
Пламя в царстве мрака.
В шесть утра – атака вновь,
В семь – опять атака!
Самым первым старшина.
Снова взвод встает.
Рвутся гулкие снаряды,
Пулемет прицельно бьет.

Слайд 11.

Ученик 6.  5 декабря 1941 года наши войска перешли в контрнаступление. Не дрогнули защитники Москвы, и потому отстояли столицу. Немецкая армия, измотанная боями, неся большие потери, стала отступать. Это было первое крупное поражение фашистских войск.  Но до победы было еще много дней… много смертей…        

БИТВА ЗА ЛЕНИНГРАД      10.07.1941г. – 09.08.1944г

Слайд 12. 

Учитель. С ходу захватить город Ленинград гитлеровцам не удалось. И тогда гитлеровское командование приказало блокировать город, разрушить его  обстрелами и налетами авиации. Защита осажденного Ленинграда  длилась  871 день.

Слайд 13-14 .

Ученица 7. Паек хлеба составлял 250г на работающего и 125г на ребенка и ничего больше, кроме воды из Невы. От голода, холода и бомбежек погибло около миллиона ленинградцев.

Единственная дорога, которая связывала город с Большой землей, была проложена по льду Ладожского озера. Ее назвали «Дорогой жизни».

Рассмотрите дневник блокадницы- девочки тани Савичевой. Что вы заметили? 

Слайд 15

Ученик 8. В январе 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Страшным был ее итог: 800 тысяч жизней. Это им посвящены слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища в Санкт-Петербурге: «Здесь лежат ленинградцы: мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград…»

 Слайд 16        СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА      17. 07.1942г. – 02. 02. 1943г.

Ученик 9.

Сколько лет ни пройдет

Не забудет народ,

Как на Волге кровь проливали

Как десятки ночей

Не смыкали очей,

Но врагу Сталинград не отдали.

Ученица 10. Грозным было лето 1942 года. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге.  В августе 1942 года началась более чем шестимесячная  Сталинградская битва. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Были окружены и взяты в плен свыше  90 тысяч гитлеровцев. Мамаев курган – господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточенные бои.

Слайд 17.

Учитель. В наше время Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память погибших. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.

Слайд 18- 21.

                              КУРСКАЯ БИТВА   05. 07. 1943 г. –  23.08.1943г

Фонограмма

Курская битва – одно из главных сражений Великой Отечественной войны.

 50 дней шли ожесточенные бои на земле и в воздухе. 12 июля под Прохоровкой произошло крупнейшее  танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало одновременно более 1200 танков и самоходных орудий. После этой битвы началось массовое изгнание гитлеровских захватчиков с нашей территории.

Ученица 11.

Припомним мы время суровое -
Скрежет танков и пушечный гром,
Полыхавшее небо багровое,
Мать – земля, твой мучительный стон.
Поднимались на бой сыновья твои
И со славой громили врага.
Никогда не сотрется из памяти
Легендарная наша дуга.

Инсценировка «Солдаты на привале»

Учитель. После тяжелых боев солдатам необходим был отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

Письма военных лет… 

- О чем писали в годы войны?

- Что тревожило, что волновало людей больше всего?

Солдат 1 (Читает письмо)

На улице полночь. Костер догорает.

Высокие звезды видны:

Читаю письмо от тебя, дорогая,

В пылающий адрес войны.

Солдат 2 (Пишет письмо)

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой теплой избушке,

Что в сибирских стоит лесах.

Вспоминаю поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас

Радистка (Показывает военные письма-треугольники)

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая за каждой строкой,

Любимую видишь

И родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Голос издали: «Отряд, подъем! Переходим на новое место дислакации»

Учитель. Письма военных лет. Они написаны более 70 лет назад. Жены, матери, дети хранили их всю жизнь. Теперь – это история.

ОСВОБОЖДЕНИЕ БЕЛГОРОДА

Слайд 22

Учитель.  С 24 октября 1941г. по 5 августа 1943 года Белгород был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. 4 раза города и села переходили из рук в руки. За период оккупации было уничтожено 3.5 тыс. жителей: 1500 погибли в застенках гестапо; 2000 заживо сожжено в сараях камышитового завода; 20 000 угнано в Германию. После освобождения в городе осталось 150 из 35 тыс. жителей.

- Когда  освободили наш город то немцев?

- Когда мы празднуем день города?

- Как мы еще называем наш город?

Слайд 23-24

Ученица 12. В ходе Курской битвы наши войска 5 августа 1943г. освободили  два города Орел и Белгород. В честь их освобождения Москва впервые салютовала победителям 12 залпами из 120 орудий, возвестивших миру о победе на Курской дуге.                    

В самом городе в честь знаменитых боев на Курской дуге сооружен уникальный музей–диорама. На месте прохоровских сражений сейчас находится комплекс под открытым небом, где сохранились танки времен войны, а на поле стоит Звонница, которая своими ударами напоминает нам о тех, кто не пришел с тех полей.  Прохоровское поле называют Третьим полем ратной славы России.

Учитель. Напоминание о великом подвиге народа служат памятники и мемориальные доски. Многие улицы города названы именами освободителей – Николая Федоровича Ватутина, Андрея Ивановича  Попова,  Иосифа Родионовича Апанасенко, Конева Ивана Степановича и других.

Белгородцы свято чтят память героев, защищавших родную землю.

Слайд 25

ОСВОБОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

Учитель. Шел 1945 год. Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков приближалась к концу. Разгромив фашистов на территории Советского Союза, советские войска протянули руку помощи порабощенным странам Европы. Они сражались за свободу Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии. Вели бои за освобождение Чехословакии и Югославии.

Ученица 13

И мы пошли освобождать Европу.

Солдаты наши в блиндажах, в окопах,

В землянках, танках, дотах, дзотах,

На кораблях и в самолетах…

Слайд 26-27

КАПИТУЛЯЦИЯ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ8 мая 1945 г.

Учитель.         Советские войска не только очистили от вражеских полчищ родную землю, но и принесли освобождение от фашистского ига народам других стран.

30 апреля 1945 г. советские воины Алексей Берест, Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине Знамя Победы.

8 мая 1945 г. подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.

Ученик 14.

В девятый день ликующего мая,

Когда  легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

  1. Этап обобщения и систематизации знаний
  1. Выполнение продуктивных заданий  по теме

Слайд  28

Задание 1. Вставить пропущенные цифры, ответив на вопрос:

Какой ценой нам досталась Победа?

  • Война длилась … страшных мучительных дней. (1418)
  • Погибло – … млн.  советских людей. ( 27)
  • Разрушено – … (1710)  городов, … (70) тыс. сел и деревень.

Слайд 29-30

Учитель.  люди живут , учатся и , наслаждаются счастьем,  дала им Победа.

Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. 

- Какие цвета на георгиевской ленточке?  

- Что они означают? (Черный цвет означает дым, а оранжевый – огонь).

С 2015 года в России проходит акция «Бессмертный полк» в память о советских солдатах, воевавших за свободное будущее во время Великой Отечественной войны.

Задание 2. Составить стихотворение из разрозненных строк

За то, что я могу гордиться

За то, что я сейчас живой.

Тем временем и той страной!

Спасибо Деду, за Победу!

 Проверь

Спасибо Деду, за Победу!

За то, что я сейчас живой.

За то, что я могу гордиться

Тем временем и той страной!

Учитель. На  до сих пор удивляются, почему  таким  относимся ко всему, что  нас с войной. Да, мы дорожим  и не хотим, чтобы  когда-нибудь  войну. И это все благодаря  ветеранам, ветеранам  Отечественной Войны.  спасибо им и  поклон! Мы всегда  помнить их вклад в  мирное небо!

 Слайд 30-33.

Ученик 15.

Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, -

Помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Учитель.  Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Неугасима память поколений,        

И память тех, кого мы свято чтим.

Давайте ж встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Минута  молчания

        (Звучит запись песни «Журавли», в исполнении М. Бернеса)

Люди. Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - помните!

Задание 3. Блиц – опрос

  1. Как долго продолжалась Великая Отечественная Война?

а) 1428 дней
б) 1418 дней
в) 1420 дней

  1. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

а) 871 день

б) 900 дней

в) 882 дня

  1.  Где проходила «дорога жизни»?

а) по льду Ладожского озера

б) по Невскому проспекту

в) около Большого Симагинского озера

  1. Место крупнейшей танковой битвы в истории человечества

а) Сталинград

             б) Ржев

в) Прохоровка

5. Когда был освобожден город Белгород

а) 23 июля 1943 года

б) 15 сентября 1943 года

в) 5 августа 1943 года

6.  Кто воодрузил Знамя Победы на рейхстаге

а) М. Егоров и М. Кантария

б) А. Матросов

в) Я. Павлов

Учитель. Что проходит в нашем и других российских городах 9 мая? ( парад Победы).  А вечером в каждом городе запускают праздничный салют. 
Ученик.  

«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

V. Итог

Учитель. Все дальше от нас грозовые военные годы. Сегодня они – в обелисках и звонких строках. На все времена героический подвиг народа останется жить в благодарных и честных сердцах! 

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» № 5, 2001 г.
  2. Семейные праздники: Сценарии, поздравления/ Авт. – сост. Белов Н.В. – Мн.: Харвест, 2004.
  3. Уроки мужества (Методические рекомендации) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне на тему «Великой Победе посвящается»

Данный материал является разработкой тематического мероприятия для проведения воспитательной работы в начальной школе. Целью является сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной во...

Сценарий внеклассного мероприятия "Великая Победа", посвященного Дню Победы.

ГКС(с)ОУ «Котовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»Сценарий праздничного мероприятия посвященного Дню Победы Мероприятие позволит в доступной ф...

Конспект внеклассного занятия на тему "Великая война и великая победа"

Конспект внеклассного занятия на тему  "Великая война и великая победа".Занятие для 4 класса, посвящённое Дню Победы в Великой Оечественной войне 1941-1945 г....

Внеклассное мероприятие посвященный к 70 летию великой победы над фашизмом по теме «Дети войны» Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечествен

Очень хороший материал для всех классов начального звена для поведения классных часов или внеклассного мероприятия о детях войны....

Урок внеклассного чтения по теме "Великая война и Великая победа"

Урок- отчет  по   внеклассному   чтениюпосвящается Победе  в  Великой Отечественной войне....

Внеклассное мероприятие "Великая война и Великая Победа"

Познакомить учащихся с главными этапами хода Великой Отечественной войны....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к  славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...