Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»
методическая разработка (1 класс)

Трегубенко Елена Вячеславовна

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников «Все работы хороши!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_proforientatsii.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный интеллектуально-творческий марафон обучающихся и учителей начальных классов «Страна Знаний и Профессий»

Номинация: «Город Мастеров»

Название конкурсной работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по ранней  профориентации для младших школьников «Все работы хороши».

Ф.И.О. авторов:

Трегубенко Елена Вячеславовна, учитель начальных классов;    Калимуллина Светлана Андреевна, учитель начальных классов.

ОУ: МОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке»

Тема: «Все работы хороши!».

Целевая аудитория: обучающиеся 1-2 классов.

Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.
  • Учить видеть необходимость в определении профессии.
  • Способствовать обогащению словарного запаса детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.
  • Способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий для общества.
  • Прививать интерес у учащихся к миру профессий.
  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Развивающие: 

  • Развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку.
  • Развивать навыки взаимодействия в малых группах.
  • Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.

Метод: игровой.

Форма организации: игра.

Оборудование и образовательные ресурсы: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с описанием профессий.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: знать профессии, их особенности, трудности;

Метапредметные: строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить сообщения в устной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Личностные: развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; осознать критерии для правильного выбора будущей профессии.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Ведущий 1:

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Настраиваются на работу.

II.        

Постановка темы и цели мероприятия

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Все работы хороши!». (СЛАЙД 1)

Профессия - это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. Всё что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

III.

Теоретическая часть мероприятия

(СЛАЙД 2)

Звучит песня «Кем стать?»

Ведущий 2: Ребята, сейчас прозвучала такая добрая, хорошая песенка, как вы думаете, почему мы начали именно с нее?

- Да, вы абсолютно правы.

- А хотели вы бы узнать о происхождении самого слова «профессия»

«Из истории слов».

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было – между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей. Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие –рыбаками, третьи – земледельцами, четвертые – строителями, пятые –ткачами, шестые – гончарами, седьмые – кузнецами, восьмые –знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение.

Появилось разделение труда, возникли профессии.

- Потому что мы сегодня будем разговаривать о профессиях.

- Да, конечно.

IV.

Практическая часть мероприятия

Музыкальная пауза  "ИЗОБРАЗИ"

Ведущий 1

Попробуем определить, какие вы знатоки профессий. Для этого поиграем в игру «Доскажи словечко». (СЛАЙД 3-5)

Я читаю начало предложения, а вы заканчиваете в рифму, добавляя слово-название профессии.  

В школе учит нас …

А дворец возвёл …

Вам лекарство даст …

Почитать …

Булку испечёт вам …

Привезёт домой …

В школе у дверей …

Вам укол назначит…

Скрипку в руки взял…

Снимок сделает …

И оставит вам автограф,

В космос мчится …

Самолётом правит…

Трактор водит…

Электричку – …  

Стены выкрасил …  

Доску выстругал…

В шахте трудится …

В доме свет провёл…

В жаркой кузнице – …

Кто всё знает – молодец!

Ведущий 2

Теперь мы хотим узнать, насколько хорошо вы знаете народные мудрости, а главное – понимаете их значение. Отгадайте, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках.

 «Угадай профессию» (СЛАЙД 6)

1.     - Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?

2.     - Кто выносит сор из избы?

3.    -  Самый сладкий мастер – это...

4.    - Звёздный бухгалтер – это...

5.    - Преобразователь ткани в одежду- это …  

6.    - Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?

7.   - «Сумчатый» профессионал – это…

(СЛАЙД 7)

Давайте немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий.

Ведущий 1

- Ребята, вы любите читать книги? Сейчас мы это проверим.

(СЛАЙД 8-9)

Блиц-викторина.

- Вспомните профессии героев литературных произведений.

-Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»?

-Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки.  

-Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина?  

-Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик»?

-Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина.

-Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики?

-Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина?

- Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик?

- Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»?

- Профессия коротышки  Пилюлькина из Цветочного городка?

- Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»?  

- Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова?

- В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»?  

- Кто спас Красную шапочку?  

- Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух?

Молодцы! А сейчас я вам предлагаю разбиться на группы по 4 человека, я раздам карточки с описаниями профессий. Ваша задача - внимательно изучить информацию, а потом зачитать описание и дать ответ о какой профессии идет речь. (Работа в мини-группах)

Игра «Узнай по описанию»

 - учитель

- строитель

 - аптекарь

- библиотекарь

- пекарь

- шофёр

-вахтёр

-врач

 - скрипач

- фотограф

- космонавт

-лётчик

- тракторист          

- машинист          

- маляр              

- столяр              

- шахтёр

 - монтёр

-кузнец

 - Пилот, лётчик, космонавт.

- Уборщица, техничка.

- Кондитер.


- Астроном.

 - Портной, швея.

- Учителя.


- Почтальон.

- Да!

- Почтальон.

- Доктор.

- Рыбак.

- Столяр.

- Ткачиха и повариха.

- Строитель.

- Звездочет, мудрец.

- Художник.

- Портные.

- Доктор.

- Купец.

- Милиционер.

- Кучер.

- Охотники.

- Музыканты.

– Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит: «Что ты больше всего любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или веселые стихи?»  И подведет тебя к полке, где стоят эти замечательные книги. (Библиотекарь)

– Заболел щенок. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою мордочку на лапы и лежит. Как помочь твоему другу знает врач, который лечит животных. Он даст щенку лекарства. Как называют этого врача? (Ветеринар)

– Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают ее лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые (Полицейкие)

Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И, конечно, они спасают людей и кораблей, потерпевших крушение. (Водолаз)

– Кажется, что лес сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него придти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережет лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва приметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные владенья. Замечает, где буря уронила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма. Лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы живут здесь. (Лесник).

– Выдумать новый костюм, какого еще не было и какой понравится покупателям, очень трудно. Он, придумав костюм, берет и рисует его карандашом. Этот рисунок называется эскиз. По готовому эскизу другие специалисты сделаю выкройку модели, и сошьют новое платье. (Модельер)

V.

Заключительная часть мероприятия

Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. И в завершении нашего праздника я хочу сказать следующие слова:

 Как видите, дети, профессий немало - такую себе выбирай,

Чтоб делом всей жизни твоей она стала,

Чтоб честным трудом ты прославил свой край.

(СЛАЙД 10) Выбор будущей профессии - это очень важное дело. Много раз мы будем говорить о выборе профессии. Как сказал К.Д.Ушинский «Если вы удачно выберете профессию и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

VI.        Рефлексия

         

 -Ребята, вам понравилось наше мероприятие?

- С какими профессиями вы познакомились на уроке?     (СЛАЙД 11)

- До новых встреч!

- Да!

- Ответы детей.

Используемая литература и интернет-источники:

1. Герасимова В.А. «Классный час играючи в начальной школе»: Выпуск 1.- М.: ТН  Сфера, 2005

2. Русские пословицы и поговорки/ под редакцией В. Аникина, - М.- :Худож. лит., 1988

3. Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 2003

4 . Интернет - сайты: «НУМИ» NUMI.RU

http://pedsovet.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука профессий" внеклассное занятие по профориентации

Внеклассное мероприятие «Азбука профессий» может быть использовано учителями и воспитателями для ознакомления младших школьников с огромным миром профессий, а также развития познавательного интереса д...

Внеклассное занятие по профориентации "В мире профессий"

Данное мероприятие познакомит ребят с разнообразным миром профессий и покажет ценность и важность каждой выбранной профессии...

Внеклассное мероприятие по профориентации в 3 классе "Все работы хороши-выбирай на вкус."

Профориентация  школьников всегда занимала важное место в воспитательной работе учителя начальных классов. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к...

Внеклассное занятие "Интеллектуальная игра для младших школьников"

Данное мероприятие направлено на развитие познавательной активности детей, на выявление и повышение авторитета самых находчивых ,смекалистых и способных к познавательной деятельности учащихся....

Занятие по профориентации для младших школьников «Путешествие в мир профессий»

Младший школьный возраст является самым плодотворным для личностного развития ребёнка. Через игровую деятельность,  происходит познание окружающего мира. В играх профориентационного содержания у ...

Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников: «В стране профессий»

Цель занятия: формирование у учащихся представления о мире современных профессий.Задачи:Активизировать и систематизировать уже имеющиеся знания учащихся.Познакомить учащихся с новыми профессиями.Через...

Классный час по профориентации во 2 классе «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

Материал данного занятия поможет выяснить уровень знаний учащихся о профессиях, расширить знания и представления детей о мире профессий, показать важность и необходимость любого труда, сформировать ин...