Методические материалы для учителя начальных классов
занимательные факты

для детсада

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx26.19 КБ
Файл test._docx.docx18.29 КБ
Файл dary_lesa_proekt.docx2.27 МБ
Файл osen.docx24.45 КБ
Файл didakt_igry.docx322.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО участника:

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема занятия: «»

Возрастная группа: старшая группа

Цель занятия: определение причины поступка героини сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», через организацию чтения и беседу, и закрепление последовательности событий посредством дидактической игры «Кто вернее», используя ИКТ оборудование.

Задачи занятия:

Образовательная: учить определять причину поступка главного героя.

Развивающая: развивать связную в процессе беседы по прочитанному произведению; Развивать речевое внимание через слушание сказки.

Воспитательная: способствовать формированию у детей представлений о таких нравственных качествах, как: сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь, чувство товарищества, доброта, дружба.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: Игровая мотивация (оказание помощи Жене). Игры в кругу «Приветствие», «Пожелания». Д/игра «Расскажи эпизод по цепочке картинок», игра «Вопрос-ответ». Прием обыгрывания незаконченного изображения (еще только создаваемого изображения).

Дидактическая задача: Восстановить последовательность событий и поступков главной героини в произведении.

Практическая задача: Раскрашивание лепестков цветка. Физминутка, двигательная разминка, упражнения для глаз.

Словарная работа: активизация словаря – садик, баранки; обогащение словаря – мочалка (пустая).

Планируемый результат занятия: дети знакомы со сказкой Валентина Катаева «Цветик-семицветик», могут определить причины поступков главной героини, обладают достаточным уровнем внимания для слушания сказки и достаточным уровнем мышления для участия в беседе, у детей формируются представления о нравственных качествах, они доброжелательны по отношению друг к другу.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций к сказке «Цветик – семицветик»; беседа о писателе.

Материалы и оборудование: книга В. Катаева «Цветик-семицветик», иллюстрации, интерактивная доска, ноутбук.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Методы, формы,

приемы

Предполагаемая

деятельность детей

Планируем

ые

результаты

1

Организационно-мотивационный этап

Подготовить к восприятию отрывка из текста сказки «Цветик – семицветик».

Приветствие детей. Сюрпризный момент – садовые цветы: ромашка, тюльпан, роза.

Приветствие, установление зрительного и тактильного контакта.

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

- Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

 

Словесный.

Наглядный (книга, картинки).

Дети около воспитателя и ИКТ оборудования.

Приветствие. Участие в сюрпризном моменте – игровое упражнение.

Настрой на прослушивание сказки.

Готовы к восприятию задания воспитателя.

Эмоционально настроены.

Называют цветы.

2

Основной этап

2.1

Этап постановки

проблемы

Продолжать учить детей слушать, отвечать на вопросы полным ответом.

Проявлять заинтересованность и желание узнать чем закончилась сказка.

Проблемная ситуация: Обращает внимание на экран и рассказывает детям , что на почту детского сада пришло письмо.

ИКТ - портрет Жени, письмо.

Объясняет о том, что чтобы помочь Жене детям нужно выполнить определенные задания, за которые они будут получать по одному лепесточку и в конце собранный Цветик-семицветик смогут отправить Жене и ее другу Вите.

Объяснение.

Герой – сюрприз.

Воображение.

Беседа.

Дети напротив воспитателя.

Словарная работа:

дети работают. на ИКТ-оборудовании: соотносят слова и их значение.

.

Могут отвечать на вопросы воспитателя. Участвовать в беседе.

Запоминают новые слова.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение.

Развитие художественного восприятия сказки.

Чтение сказки «Цветик-семицветик» с книгой В.Катаева

Динамическая пауза. 

1 задание. Словарная работа на интерактивной доске

Чтение выборочно (заключительная часть сказки).

Дети смотрят, слушают.

Выполняют движения по тексту.

Эмоциональное восприятие текста сказки.

Проявляют интерес и четко выполняют движения по тексту.

2.3

Этап практического

решения проблемы

-Закреплять умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказки

-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

-Закреплять знания содержания сказки через дид. игру на ИКТ оборудовании.

Проведение беседы по содержанию сказки

Задание 2.Игра «Расскажи сказку по цепочке картинок»

Предлагает вспомнить сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставить карточки с картинками, разложенными на столе, а потом сверить их с картинками на экране.

Задание 3. Физминутка

Гимнастика для глаз «Бабочка»

Бабочку мы увидали,

С бабочкой мы поиграем

Полетела она вправо

Дети вправо посмотрели

Полетела она влево,

Посмотрели дети влево.

Ветер вверх ее поднял

И на землю опускал

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Все на землю улеглись,

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Задание 4 .Игра «Вопрос-ответ»

Педагог предлагает детям ответить на вопросы в викторине.

  • Какое желание загадала Женя первым? Могла ли Женя достичь результата без цветка?
  • Какое второе желание загадала Женя? Стоило ли тратить лепесток?
  • На какое желание потратила Женя 3-й лепесток?
  • Каково было четвертое желание. Можно ли было обойтись без него?
  • Какое пятое желание загадала Женя?
  • Каково было шестое желание?
  • О чём подумала Женя, когда потратила 6 лепестков?
  • Какого мальчика увидела Женя на лавочке у ворот?
  • На что был потрачен седьмой лепесток?
  • Исполнение, какого желания принесло Жене больше радости?

По завершению викторины педагог подводит детей к выводу. Вывод: Женя бестолково потратила шесть лепестков, не задумываясь о своих желаниях. Лишь только когда она увидела проблему и подумала, то загадала правильное желание, и достижение цели стало ее решением. Бездумно выбранные цели не приводят к результату, да еще и приносят ненужные проблемы.

Обращает внимание на появившийся лепесток на экране.

Задание 5.Игра «Доскажи пословицу»

Зачитывает пословицы и предлагает добавить недостающие слова

Дети поднимают руки и по очереди добавляют слова в пословицы

Доброе дело два века живет.

Доброму везде добро.

Добро не лихо, ходит тихо.

Добро не горит, не тонет.

Добро творить — себя веселить.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро того учит, кто слушает.

Задание 6.Составление рассказа «Мой любимый герой сказки»

Предлагает 1-2 детям рассказать о любимом герое этой сказки, используя мнемотаблицу, напоминает алгоритм.

  1. Рассказать о каком герое нам хочет рассказать. Как его зовут.
  2. Сказать, как называется сказка.
  3. Назвать автора данной сказки.
  4. Описать характер героя, его настроение и чувства.
  5. Описать выбранного героя, его телосложение, рост, одежду.
  6. Рассказать о том, что будет он делать, если герой сказки придет к нему в гости.

Задание 7 «Раскрась лепесток»

Итог всех заданий. Выполнение последнего задания. «Раскрась лепесток»

 

 

Обращает внимание на экран, на котором появляется цветок с 6 лепестками, полученными за все выполненные задания. Предлагает выполнить последнее. Спрашивает, какое бы они выбрали пожелание

Предлагает детям представить себя на месте Жени.

Задает вопрос. Какие желания загадали бы вы?

Предлагает разделиться на пару, выбрать себе лепесток, распределить цвета и раскрасить соответствующим цветом.

Проводит пальчиковую игру « Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают

 Под запись песни «Дорогою добра» (М.Минков — Ю. Энтин)

дети раскрашивают лепестки. Когда все готово прикрепляют все лепестки к заготовке цветка (стебель с листочками)

Оказывает практическую помощь при необходимости, направляет и конкретизирует осуществление продуктивной деятельности.

Спрашивает у детей как можно отправить Жене собранный цветок. (Сфотографировать, отправить по почте, отправить по электронной почте или записать на видео и отправить видео ответ т.д.)

Беседа.

Дидакт. игра

Отвечают полным ответом на вопрос воспитателя по содержанию сказки «Три поросенка».

Активно участвуют в дид. игре около ИКТ оборудования.

Дети презентуют свои работы. Оценивают работы, Высказывают свои впечатления о проделанной работе.

3

Заключительный этап

Формировать у детей понимание того, что из книг можно узнать много нового и интересного.

Подводит итог, задает вопросы

- Ребята что мы делали сегодня?

-Какое задание мы сделали быстро, легко?

-Какое задание вам показалось сложным?

-Что вам понравилось больше всего?

  

Благодарит детей за участие в выполнении заданий, поощряет активных и внимательных детей словами (самый внимательный, активный…правильно выполняющий задания и т.д.). Просит встать в круг добра и подарить друг другу пожелания….

Вопросы.

Оценка действий детей.

Дети участвуют в анализе и самоанализе.

Поочередно дарят друг другу пожелания

Дети проанализировали и дали оценку результатов своей деятельности и своих друзей.

Закреплено умение доброжелательного общения друг с другом.



Предварительный просмотр:

Задание 1.   Время 01.11

 Каких птиц любила считать Женя? Выберите правильный ответ

Голубей

Ворон

Воробьев        правильный (Ворон). 

Задание-утверждение 2:  Время 02.05  Как Женя заблудилась?

вывески читала, ворон считала , бежала за собакой- это правильный ответ

 

Гуляла по городу - не правильный ответ

Задание 4: В какой последовательности бабушка называла лепестки?

Перенесите слова в правильной последовательности.

Время 03.27

Упражнение с переносом слов

Жёлтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, розовый


 Задание 3 Время 02. 42

Правда или ложь? В сказке В.П. Даля последний лепесток голубой, а в мультипликационном фильме он розовый?

Задание 4 Время 03.11

Правда или ложь?

Чтобы цветок исполнил желание, нужно оторвать один из лепестков, бросить его и сказать заветные слова.

Задание 5  Время 03.36  Вставьте пропущенное слово

 Упражнение с заполнением пропусков в тексте

Лети, лети, *лепесток*,
*Через запад* на восток,
Облети вокруг *земли*

 *Быть* по-моему вели.

https://h5p.org/node/256099?feed_me=nps


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цели:

  • Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.
  • Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.
  • Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.
  • Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов. Продолжать формировать умение выразительно читать стихи.

Предшествующая работа:

  • наблюдения во время прогулок;
  • чтение художественных произведений;
  • разучивание стихов и песен об осени;
  • прогулки в лес с родителями.

Материалы и оборудование:

  • украшенный зал: лесная поляна, пруд, «волшебный» муравейник, осенние листья на ковре и в корзине;
  • игрушки: утка с утятами, белочка, ёжик, грибы;
  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация «Осенняя экскурсия в природу»;
  • CD-диск «Пора листопада».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие сопровождается показом презентации, на большом экране меняются слайды с картинами осени.
Под звуки музыки П.И. Чайковского «Осенние песенки» дети обходят сказочную полянку, останавливаясь и любуясь отдельными экспонатами, а затем рассаживаются на брёвнышках и пеньках.

Педагог.

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я...
(осень).

Дети отгадывают загадку.

Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Педагог. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.

Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Педагог. Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться на пруд в Кузьминки и буду загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?

Дети. Листопад.

Педагог. Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?

Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.

Педагог. А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Педагог. Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Дети. На земле.

Педагог. Как происходит сбрасывание деревом листа?

Дети. Ветер отрывает.

Педагог. Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?

Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.

Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?

Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.

Педагог. Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете?

Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.

Педагог. Почему?

Дети. Им нечего есть.

Педагог. Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.

Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.

Педагог. Как готовятся к зиме люди? Животные?

Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.

Педагог. А дикие животные готовятся к зиме? Как?

Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.

Педагог. Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы?

Дети. Да, ёж спит. Зимой у него могут завестись насекомые-паразиты, которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик спокойно спит всю зиму.

Педагог. Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?

Дети. Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.

Педагог берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

Педагог.

Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?

Дети. Листок, листочек, листья.

Педагог. Какие листья?

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т.д. Дети называют листья.

Педагог. Образуйте родственные слова от слова «лист».

Дети. Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.

Физкультминутка. Народная потешка «У Маланьи, у старушки...» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу?

Высказывания детей, творческие рассказы (см. Приложение 1).

Педагог. Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

Дети. Лесок, лесочек.

Педагог. Кто охраняет, ухаживает за лесом?

Дети. Лесник, лесничий.

Педагог. Кто выращивает лес?

Дети. Лесовод.

Педагог. Как зовут сказочного героя?

Дети. Лесовичок.

Педагог. Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? Молодые деревца в лесу?

Дети. Перелесок, просека, подлесок.

Педагог. Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

Дети. Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.

Педагог. Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?

Дети. Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.

Педагог. Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?

Дети. Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.

Педагог. Почему волшебным?

Дети задумались.

Педагог. Вспомните нашу последнюю прогулку. Тогда у нас происходили чудеса! Когда Дима прыгал по разноцветному ковру, у него из-под ног, из-под листочков послышалось: «Ой-ой-ой, на меня Дима наступил, чуть меня не раздавил». Мы подняли листочки и нашли там…

Дети. Жука.

Педагог. А из-под ног Сашеньки, которая лёгкая, как пушинка, кто-то пропищал: «Ой-ой-ой, на меня Саша наступила, чуть меня не раздавила». Мы подняли листочки и кого увидели?

Дети. Божью коровку.

Педагог. Ребята, почему мы говорим, что ковёр из листьев волшебный?

Дети. Он может передвигаться с одного места на другое. Его ветер легко переносит, перемещает.

Физкультминутка. Народная потешка «Лиса рожью шла» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Ребята, усаживайтесь поудобнее, можете лечь. Вам что-нибудь напоминают кучи из листьев, которые вы сгребаете на участке, помогая дворнику?

Дети. Муравейники. Только они разноцветные.

Педагог. Знаете, что я сделала в выходной день, когда была в лесу. Подошла к одному из таких муравейников и просунула руку под листья. А там тепло, даже жарко. Как вы думаете, почему?

Если дети не ответят, отвечает педагог.

Дети. Листья гниют, преют.

Педагог. Но это не всё. Я наткнулась на что-то острое и уколола руку. Как вы думаете, обо что?

Дети. О палочки, о сосновые и еловые иголки.

Педагог. Там заснул ёж! Когда я вынула ладошку из волшебного муравейника, остался вход в норку, и оттуда запахло грибами, яблоками.
Вот сколько чудес и разных встреч преподносит нам осень. А сейчас поиграем, поупражняемся в подборе прилагательных к существительному «осень». Осень какая?

Дети. Ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая.

Педагог. Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про осень. Вот одно из них.

Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»

– А теперь, ребятки, подберите действия к слову «осень». Осень что делает?

Дети. Приходит, наступает, наводит грусть...

Педагог. Подберите предметы к признакам. Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?

Дети. Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;
осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;
осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;
осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.

Педагог. Подберите глаголы к слову «листья». Листья что делают?

Дети. Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются; под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются...

Педагог. Ребята, вы любите сами придумывать шутки-чистоговорки. Я буду говорить первую строчку, а вы заканчивайте.
Ёжик, ёжик, где ты был?

Дети. За грибами я ходил.

Педагог. Эй, лисичка, где гуляла?

Дети. На полянке танцевала; под листочком я лежала; я за зайчиком бежала; я курочек воровала.

Педагог. Эй, щеночек, где ты был?

Дети. В лесу бабочек ловил.

Педагог. Эй, козлёнок, где ты был?

Дети. Из ведра водичку пил.

Педагог. Молодцы, ребята! Давайте вспомним и прочтём стихи про осень.

Дети читают стихи (см. Приложение 2).

Педагог. Дети, о чём мы сегодня говорили?

Дети. Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.

Педагог. Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень. Как в народе её называют?

Дети. «Золушка в лохмотьях».

Педагог. Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке, полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.

Звучит музыка, дети прощаются и покидают зал.



Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/01/didakticheskaya-igra-s-ispolzovaniem-ikt

дидакт игры

https://img2.freepng.ru/20180402/bze/kisspng-price-tag-clip-art-tag-5ac2d2d3a03133.3700037915227173956562.jpg

https://i.pinimg.com/736x/bc/0b/4c/bc0b4cb9169b15e56eca6f8106364461.jpg

https://xn----7sbabjarhtdsegzhqd.xn--p1ai/wp-content/uploads/2019/01/IMG_20180211_212347_4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для учителя начальных классов по моделированию уроков с казачьим компонентом

Методические материалы  для учителя начальных классов    по моделированию уроков с казачьим  компонентом...

Методические материалы для учителей начальных классов по программе " Школа России" 1 класс

Материалы содержат примерное поурочное планирование по предметам,методический материал для использования в работе по программе " Школа России" для 1 класса....

Методические материалы для учителей начальных классов

Надеюсь данные разработи будут полезны как учителям, так и студентам....