1
материал (1 класс)

Учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.docx80.3 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку в период адаптации к школе».

Цель: Содействовать родителям в освоении основных аспектах адаптации ребенка к школе.

Задачи:

  1. Содействовать осмыслению родителями механизмов адаптации первоклассников в новых для них условиях.
  2. Способствовать формированию у родителей важности и значимости проблемы адаптации детей в первый год обучения.
  3.  Содействовать ознакомлению родителей с методами и приемами поддержки ребенка, принимающего новую социальную среду.

Структура родительского собрания:

1.Вступительная часть.

Создание условий для мотивации родителей на познавательную активность и предстоящую работу. Объявление темы и цели родительского собрания.

2. Теоретически часть.

Пояснение основных понятий.

3. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения.

4. Подведение итогов.

Организационная структура родительского собрания

Этапы

Содержание деятельности

Метод. примечания

1.Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на родительском собрании. Хочу напомнить, меня зовут Яна Олеговна.

Хотелось бы поздравить с поступлением ваших детей в первый класс! Первый год обучения определяет всю последующую школьную жизнь ребенка.

Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.

- Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?

- Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?

- Не кажется ли вам порой, что и мы иногда оказываемся в тупике: что делать?

Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода, как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро.

-Уважаемые родители,  представьте себе, что вы выходите на новую работу. Что с Вами происходит?

Похожий процесс происходит и с вашими детьми. У них начинается новый этап в жизни. Раньше ваши дети ходили в детский сад или были на домашнем воспитании. Теперь им нужно привыкнуть к новым условиям.

-Как вы думаете, какая проблема может возникнуть у детей в первые дни пребывания в школе? (Проблема адаптации)

Совершенно верно, поэтому тему нашей встречи я сформулировала так: «Как помочь ребёнку в период адаптации к школе».

Целью нашей встречи будет освоение приемов помощи ребёнку в адаптации в школе. 

Создание проблемной ситуации Объявление темы и цели родительского собрания. Приём сотрудничества, анализа, вывода Диалоговая форма общения

2. Теоретически часть.

Что такое адаптация?

Лев Семенович Выготский дал следующее определение адаптации:

Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Период адаптации занимает обычно от 2 недель до полугода. В это время очень важна поддержка родных и близких.

Каковы же причины школьной дезадаптации?

Психологи выделяют следующие причины школьной дезадаптации:

1. Недостаточная подготовка к школе: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы справиться со школьной программой, либо у него плохо развиты психомоторные навыки. К примеру, он пишет существенно медленнее других учеников и не успевает справиться с заданиями.

2. Нехватка навыков по контролю собственного поведения. Ребенку тяжело сидеть целый урок, не выкрикивать с места, молчать на уроке и т.д.

3. Неприспособленность к темпу школьного обучения. Чаще это встречается у физически ослабленных детей либо у детей по природе медлительных (вследствие физиологических особенностей).

4. Социальная дезадаптация. Ребенок не может построить контакт с одноклассниками, учителем.

Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка.

Какие же могут возникнуть проблемы в этот период?

 Жалобы на усталость, головные боли, раздражительность, плаксивость, нарушение сна, снижается аппетит. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Это первые признаки дезадаптации.

Адаптация к школе играет важную роль и непосредственно влияет на учебную деятельность. Именно мы с вами сможем помочь ребенку.  чувствовать себя в комфортно в данной среде. Чтобы сделать этот процесс легким и избежать дезадаптации, на сегодняшнем родительском собрании, мы проведем тренинг.

Приём рассказа. Приём анализа, синтеза, вывода. Диалоговая форма общения

3. Практическая часть.

Исходя из различного рода причин дезадаптации, я предлагаю вам несколько упражнений по её профилактике и предотвращению. Начнем:

Необычное приветствие

Цель упражнения: развитие коммуникабельности.

Ход упражнения:

Поприветствуйте участников тренинга словом “Здравствуйте!” с различными оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, безразличия и т.д., т.е. ребёнка. Эта игра так же может проводиться большим количеством людей.

Покажите ребёнку пример, какие эмоции можно использовать, какие они бывают, где их уместно использовать.

Мы уже выяснили, что причин дезадаптации много. Мы уже ознакомились с упражнением на коммуникабельность, следующее упражнение на отработку навыков, которые нужны при получении знаний.

Игра «Вижу разницу»

Цель игры: Развитие концентрации внимания.

Вы даёте ребёнку запомнить свой образ, всё, что на вас надето, причёску и т.д. Затем выходите из поля зрения ребёнка, меняете что-то (снимаете серьгу, носок, переодеваете футболку наизнанку). Заходите обратно в комнату и даёте ребёнку возможность снова вас изучить и сказать «Вижу разницу, футболка надета по-другому».

Следующее упражнение направленно на развитие навыка контроля собственного поведения, а именно усидчивости.

Упражнение «До последней капли»

Вы можете взять любой стакан с водой и бутылку с узким горлышком. Затем вам нужно продемонстрировать, как перелить воду из стакана в бутылку не пролив ни капли, и дать попробовать ему. Такое на первый взгляд лёгкое упражнение помогает развивать усидчивость и старание ребёнка.

Проведение тренинга с родителями. Вручение буклетов.

4. Подведение итогов.

Уважаемые родители, наше родительское собрание подходит к концу. Сегодня мы познакомились лишь с несколькими приемами предотвращения дезадаптации.

Сегодня мы познакомились лишь с несколькими приемами предотвращения дезадаптации. Но я приготовила для вас дополнительные буклеты, которые содержат информацию о том, как помочь ребёнку в период адаптации.

Предлагаю вам проанализировать сегодняшнюю встречу и заполнить для меня вот такую интересную обратную связь

Сегодня я задумался о

Сегодня я узнал

Сегодня я научился

Спасибо за активное участие. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. До свидания.

Беседа с родителями.

Советы родителям в период адаптации детей

1.Поддерживайте в  ребёнке его стремление стать школьником. Это поможет первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи.

3. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встрется в школе.

4. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка.

5. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой.

6. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте разумную помощь в их выполнении.

7. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.

8. Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца.

9. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить. 

https://e7.pngegg.com/pngimages/750/99/png-clipart-graphy-illustration-happy-family-of-four-child-photography.png