Краткосрочная дополнительная образовательная программа кружка: Волшебная бумага
рабочая программа

Карасева Дарья Николаевна

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Работа с разными материалами, например, бумагой, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочная дополнительная образовательная программа

общекультурной направленности кружка

«Волшебная бумага»

Для воспитанников лагеря 7-10 лет

Срок реализации – 18 дней

Автор программы

Карасева Д.Н.

учитель начальных классов

Программа согласована

на заседании педагогического совета

лагеря «Каравелла» при МОУ Лицее №1

Волгоград

2021 г.

Пояснительная записка

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Работа с разными материалами, например, бумагой, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз — развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа кружка художественного творчества «Волшебная бумага» рассчитана на 6 часов для детей в возрасте 7 — 10 лет.

Краткая характеристика процесса обучения.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном, нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования нового.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Цель программы– развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к декоративно - прикладному творчеству.

В связи с этим задачами кружка являются:

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные (учение учиться, учение детей мыслить):

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

8) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Образовательные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

5) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

6) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

7) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

8) осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

9) формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Условия реализации образовательной программы

Программа рассчитана на детей 7—10 лет (1—4 класса).

Программа является краткосрочной (6 часов)

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  1. интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  2. познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  3. адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  2. выраженной познавательной мотивации;
  3. устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. планировать свои действия;
  2. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  3. адекватно воспринимать оценку учителя;
  4. различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. проявлять познавательную инициативу;
  2. самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  1. допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  2. учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. договариваться, приходить к общему решению;
  5. соблюдать корректность в высказываниях;
  6. задавать вопросы по существу;
  7. контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  2. владеть монологической и диалогической формой речи;
  3. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  1. осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  2. высказываться в устной и письменной форме;
  3. анализировать объекты, выделять главное;
  4. осуществлять синтез (целое из частей);
  5. проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  6. устанавливать причинно-следственные связи;
  7. строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  3. использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  1. развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  2. расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  3. познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  4. использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  5. познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  6. совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в разных ситуациях, способов типизации взаимодействия, понимания партнёров.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого обучающийся владеет инструментом межличностного взаимодействия. Здесь осваиваются умения представить зрителям и экспертам собственные работы.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Например, организация тематической выставки, коллективных трудовых игр, походов в музеи.

Календарно— тематическое планирование.

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

1.

Знакомство с искусством «Оригами».

1

2.

«Модульное оригами»

Выполнение букета цветов»

1

3.

«Модульное оригами»

Выполнение букета цветов»

1

4.

Изготовление панно «Классное дерево»

Выполнение птичек в технике «Оригами».

1

5.

Изготовление панно «Классное дерево»

Выполнение птичек в технике «Оригами».

1

6.

Модульное оригами. «Солнце»

1

Информационно-методическое  обеспечение

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
  4. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  5. Геронимус Т. М. «Я все умею делать сам» - М., 1998 г.
  6. ГукасоваA.M. «Рукоделие в начальных классах» - М., 1984 г.
  7. Еременко Т. И. «Оригами» - М., 1987 г.
  8. Перевертень Г.И. «Самоделки из различных материалов» - М., 1990 г.
  9. Симоненко В. Д. «Технология» - М., 2001 г

Занятие № 1.

Знакомство с искусством «Оригами».

Приветствие.

Педагог:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся, а если кто – то уже знаком, то просто повторим материал о таком искусстве, как «Оригами».

- Кто – нибудь знает, что это за искусство и откуда оно к нам пришло?

- Может кто – то уже занимался данным видом творчества и сможет нам рассказать?

(Обучающиеся рассказывают)

Педагог:

- Да, всё верно, представление об этом искусстве вы имеете. Тогда у меня для вас небольшое задание в парах.

- Я вам говорю сейчас набор слов, а вы составляете из них небольшой рассказ в несколько предложений. Готовы?

- Вот такие ключевые слова: оригами, искусство, Япония, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения.

(Ребята составляют рассказ)

Педагог:

- Ну а теперь отложили свои листочки и продолжим дальше.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- Сейчас послушайте интересный рассказ от меня об оригами.

- Искусство оригами появилось в глубокой древности. Зародилось оно в Китае. Целых две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. В Китае существовала очень интересная традиция: к похоронам родственники усопшего делали всегда бумажные домики, мебель, слуг, а также бумажные деньги. Позже искусство оригами было завезено в Японию. Японцы в оригами многое переняли из китайского народного творчества, но преобразили его на свой лад. 
Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерами своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям. 
- А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки? Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие.
Педагог:

- Ну, вот такой рассказ интересный я вам поведала. А теперь ответьте мне, совпадает ли мой рассказ с теми рассказами, которые вы написали? Есть ли что - то в них общее? Что нового об искусстве оригами вы узнали из моего рассказа?

(Ребята обсуждают и анализируют рассказы)

Педагог:

- А теперь посмотрите на картинки, которые представлены перед вами.

- искусственный цветок из пластмассы;

- объёмный тюльпан, выполненный в технике оригами;

- аппликация цветка, выполненного в технике оригами;

- игрушечный кораблик из пластмассы;

- аппликация «Кораблик»;

- объёмные игрушки (оригами) из бумаги: лодочка и двухтрубный кораблик;

- пластмассовая игрушка-животное;

- объёмное животное из бумаги, выполненное в технике оригами.

Педагог:

- Скажите мне, пожалуйста, на какие группы можно разделить эти предметы?

1. Цветы, кораблики, животные.

2. Предметы, сделанные из пластмассы и из бумаги.

3. Предметы плоские и объёмные.

4. Предметы, выполненные в технике «Оригами».

(Ребята распределяют по группам)

Педагог:

- Молодцы, правильно мыслите. А главное, правильно, что все изделия, выполненные в технике оригами, вы определили в одну группу.

Педагог рассказывает об искусстве «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте обобщим его. Скажите мне, пожалуйста, с каким видом искусства вы сегодня познакомились?

(Ребята отвечают на поставленные педагогом вопросы)

- Полезной ли и интересной была сегодня тема нашего занятия?

- Хотели бы вы попробовать выполнить изделия в данной технике?

(Ребята отвечают)

- На этом мы будем с вами прощаться, и я жду встречи с вами на следующем занятии, на котором мы с вами будем выполнять игрушки «Оригами».

- До свидания, до новых встреч.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

Занятие № 2, 3.

«Модульное оригами»

Выполнение букета цветов»

Приветствие.

Педагог:

- Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Педагог:

- Сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Мы отправимся в путешествие в Страну Восходящего солнца. (Япония). Именно в этой стране раньше всех на  планете наступает новый день, первыми встречают Новый год. Это страна – родина искусства бумагоскладывания. А что такое бумагоскладывание?

(обучающиеся отвечают)

- Всё верно. Это уже знакомое нам искусство «оригами».

Если девчонке, а может мальчишке

Нравится вдруг необычная книжка,

Можно уверенно сразу сказать:

Этот ребенок умеет мечтать,

Хочет, как взрослый, свой мир сотворить,

Птиц и животных в лесах расселить.

Взрослый поможет создать эту сказку,

Главное, вовремя сделать подсказку…

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверное, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом дружбы – бумажный кораблик…

В небо стремящихся жёлтеньких птичек,

Быстро вспорхнувших с бумажных страничек,

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Мы предлагаем попробовать с нами

Знакомую технику «оригами».

Педагог:

- Немного вспомним с вами - «Оригами» – древнее искусство складывания различных фигурок из бумаги. Изобрели его китайцы более двух тысяч лет назад. В 7 веке оно было завезено в Японию.

Педагог:

- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте.

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный … (тюльпан)

Педагог:

- Всё верно, это тюльпан. И пусть на дворе не весна, а зима, но мы всё равно порадуем себя цветами. Давайте не будем ждать, когда наступит апрель, чтобы полюбоваться чудесными цветами, а смастерим их сами.

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- И так, приступим к работе.

- Посмотрите на образец цветка и скажите, из каких частей он состоит.

Ответы детей (цветок, стебель, листья).

Педагог:

- Нам понадобятся модули розового цвета, соломинка для коктейля, зелёная бумага: квадрат со стороной 15 см и полоска шириной 1 см.

Педагог:

- Но прежде чем приступить, давайте отдохнём немного.

Физкультминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.  

Наши алые цветки  

Тихо засыпают.

Головой качают.

Педагог:

- Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Поэтапное выполнение изделия:

- А сейчас приступим к изготовлению цветов. Ваша задача научиться складывать лепесток для тюльпана и научиться изготовлять модули, пользуясь картой – опорой (на доске).

1. Начнем с создания листьев.

- Для этого берем заготовленный квадрат зеленого цвета со стороной 15 см. Сгибаем его по диагонали и разгибаем.

- Сложите края к середине. Сложите к середине края с другой стороны.

- Ещё раз сложите все слои и прогладьте сгибы. Лист готов.

2. А теперь приготовим стебелёк для нашего цветка.

- Возьмём полоску бумаги шириной 1 см, смажем её клеем и обмотаем ею соломинку.

- На конце соломинки сделаем небольшое утолщение, намотав несколько слоёв. Наш стебель готов.

3.И теперь мы приступаем к созданию бутона.

- Соединим 3 модуля, как показано на доске.

- Модули слева войдут в первый ряд, модули справа – во второй. По тому же принципу добавим ещё несколько модулей справа и слева и начинаем вставлять третий ряд.

- Соберем три ряда по 15 модулей в каждом и замкнем цепочку в кольцо.

- Вывернем кольцо так, чтобы модули смотрели короткими сторонами наружу.

- Выполним ещё 2 ряда по 15 модулей, а потом начинаем собирать лепестки.

- Наденьте 4 модуля, на них – 3, потом 2, и, наконец, 1.

- Поверните заготовку, пропустите 2 уголка и снова соберите лепесток.

- Пропустите ещё 2 уголка и соберите последний лепесток.

4.В отверстие в цветке вставь соломинку утолщённым концом назад.

5. Приклейте лист к стеблю. Тюльпан готов!

- Ребята, мы все очень хорошо потрудились. Но наше занятие подходит к концу.

Обучающиеся выполняют цветок тюльпан в технике «Оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, давайте приведём наши рабочие места в порядок и побеседуем с вами.

(приводят рабочие места в порядок)

- Скажите мне, чем же на занятии мы сегодня занимались?

(Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- А теперь скажите мне, что такое модульное  оригами? Где родина оригами? Как называется модуль, который вы сегодня научились делать?

- Понравился ли вам творческий процесс, и чем он вам был интересен?

- Какие трудности возникали у вас? Сложен ли был сам творческий процесс?

(Обучающиеся отвечают)

- Вы все такие молодцы! Посмотрите, какие замечательные цветы у вас получились. Спасибо за то, что вы так хорошо работали и доставили огромную радость и себе, и мне. Теперь вы самостоятельно сможете сделать целый букет тюльпанов и подарить  на любой праздник своим любимым мамам, бабушкам, сёстрам или подругам, ведь вещь, изготовленная своими руками - это самый дорогой подарок.

- Молодцы, жду вас на нашем ещё одном занятии, где мы будем завершать материал над темой «Оригами».

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

Приводят рабочие места в порядок

Занятие № 4,5.

Изготовление панно «Классное дерево»

Выполнение птичек в технике «Оригами».

Приветствие.

Педагог:

- Здравствуйте, дорогие ребята. Ребята, сегодня на нашем занятии мы продолжим работу над темой «оригами». Вспомните, как мы выполняли с вами в данной технике лягушек, далее мы коллективно выполняли букет тюльпанов. А сегодня я предлагаю вам работу над совместным проектом «Классное дерево». Все вы знаете очень много пословиц о дружбе и доброте. Кто может вспомнить и сказать, какие пословицы и поговорки на эту тему вы знаете? (Обучающиеся отвечают)

Педагог:

- Верно, молодцы! Какие замечательные слова о дружбе вы знаете.

- Ваши добрые глаза – добрый знак!

- Добрым друзьям сердце радуется!

- Мы вам рады, добрые люди!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня был добрый день, а особенно у вас, ребята, ведь вы пришли на занятие учиться, думать, мастерить, узнавать много нового.

Наше тепло, наше хорошее настроение давайте пошлём друг другу, новому дню и замечательной планете, на которой мы живём – Земле!

Педагог:

- Ну что ж, ребята, для того, чтобы начать наш проект, на сегодняшнем занятии нам потребуется: цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш и хорошее настроение.

Ничего не забыли? Ну, тогда, вперёд, удачи!

Педагог начинает занятие с приветствия ребят

2. Вводная беседа

Педагог:

- На занятиях наш основной инструмент – ножницы. Если не соблюдать правила ТБ, то можно пораниться самому или поранить соседа!

Прочитайте плакат:

С ножницами не шути, зря в руках их не крути.

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть и на место положить.

Педагог:

- Вот и во время занятия я буду наблюдать, как эти правила по ТБ вы применяете.

Педагог:
- Давайте вспомним, что такое дерево? Кто все части дерева верно назовёт?

(Ответы обучающихся)

- Я вам приготовила плакат, на котором изображён ствол дерева. Посмотрите внимательно на наше дерево и скажите, что ему не хватает? (листиков, птичек, плодов)

- Сегодняшняя наша работа будет проходить совместно, дружным нашим коллективом. Нам очень понадобится весь наш запас дружбы и солидарности, товарищества в труде, потому что только в дружном коллективе при общей поддержке можно добиться хорошего результата.

Ребята, какое время года у нас за окном? (зима). Что вы видите на деревьях? (на деревьях лежит снег).

А давайте и мы украсим наше зимнее дерево.

Педагог:

- Ребята, сейчас я вам буду объяснять, как выполняется данное изделие.

Что нужно для поделки? (лист белой или цветной бумаги, ножницы)

Что мы уже умеем делать? (складывать)

Ребята, посмотрите на картинку, вот такую птичку мы должны сегодня с вами сделать. Для начала вы должны:

1. Выбрать цвет вашей птички;

2. Возьмите лист бумаги; (нам с вами понадобится квадратный лист, поэтому, вам нужно верхний правый угол сложить пополам, у вас получился треугольник, теперь вам нужно отрезать оставшуюся часть листа, теперь разверните лист, у вас получится квадрат.

3. Теперь вам нужно свернуть так же по диагонали, только другие углы в квадрате.

4. Теперь вам нужно каждый угол согнуть к центру.

5. Затем, нужно ещё раз согнуть к центру 2 угла (получилось как самолетик).

6. Сгибаем пополам. Теперь делаем клюв нашей птицы, для этого сгибаем острую часть вогнуть вовнутрь.

7. Теперь нужно выделить крылышки, для этого вам надо разрезать до точки по диагонали.

8. Отгибаем крылышки под одинаковым углом.

9. Хвостик получился большой, поэтому нам нужно вогнуть вовнутрь (так же, как и клюв).

10. Птичка готова, теперь вы можете ее как- либо украсить (подрисуйте глазки) после того, как ваша птичка будет готова, вы можете украсить ей наше дерево.

Педагог:

- Как все здорово потрудились. Молодцы! Но я вижу, вы немного устали, давайте отдохнём.

Физкультминутка:

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись,

Плечи вверх, назад и вниз

Улыбайся и садись!

Педагог и обучающиеся занимаются выполнением птички в технике «оригами»

3. Итог занятия

Педагог:

- Ребята, наше последнее занятие с вами подходит к концу. Убираем свои рабочие места и присаживаемся.

(приводят рабочие места в порядок)

- Скажите мне, пожалуйста, чем вы на занятии сегодня занимались?

- Ребята, что нового мы узнали на уроке?

- Теперь давайте посмотрим на наши работы. Я думаю, что у всех получились очень красивые птички.

- Молодцы, а вам самим нравятся ваши птички? А понравился ли вам общий наш совместный итог? Правда, получилось очень красивое «Классное дерево».

Я, надеюсь, что с вами мы встретимся ещё. Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо вам! До свидания.

Педагог обобщает с обучающимися материал, пройденный на данном занятии.

Приводят рабочие места в порядок.

Самоанализ.

Занятие 6

Модульное оригами. «Солнце»

Ход занятия

Ӏ. Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, наше предыдущее занятие было посвящено добру, доброте. Помните, мы отправились с вами в необычное путешествие в страну Доброты, помогли жителям этой страны избавиться от зла, от тумана, что покрыл их землю. И солнце в стране Доброты засияло ярко-ярко. Мне бы очень хотелось, чтобы солнце как олицетворение света, тепла и добра, всегда светило на нашем небосводе. Чтобы солнышко радовало нас, дарило тепло, несло добро, оберегало от злых сил.

Я предлагаю вам на сегодняшнем занятии изготовить поделку солнышка в технике оригами.

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о данной технологии? (Ответы детей: это складывание фигурок из бумаги.)

Верно, оригами – это древнейшее искусство складывания фигурок из бумаги. Название «оригами» происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага. Оригами – искусство складывания поделок из бумаги, в основном без использования ножниц и клея.

Ребята, кто мне ответит, их какой страны пришла к нам эта техника. (Ответы детей: из Японии.).

Воспитатель: Верно, ребята. Искусство оригами своими корнями уходит к Древнему Китаю, где была изобретена бумага. Секрет её изготовления хранился в строжайшей тайне. Примерно через сто лет в Японии тоже изобрели бумагу, которая превышала по качеству китайскую. Сначала бумага использовалась по прямому назначению. Затем бумагу применили для создания нового искусства – искусства оригами. Вначале, когда бумага была только изобретена, она была очень дорогой, складывать фигурки могли только богатые состоятельные люди.

Оригами было занятием для придворных. Умение создавать из листа бумаги различные фигуры считалось показателем образованности, тонкого вкуса, изысканных манер. Позже, когда бумага стала доступна большинству, оригами покинуло пределы придворного искусства и вошло в «широкие массы», стало общедоступным времяпрепровождением. Искусство оригами передавалось из поколения в поколение.

Современные японцы от мала до велика продолжают свою древнюю традицию – складывать поделки и фигурки из простого листа бумаги.

Попробуем и мы на сегодняшнем уроке выполнить поделку солнышка в технике оригами.

Воспитатель: Для изготовления поделки нам понадобятся листы бумаги А4. Можно использовать как один цвет, так и несколько. Мы взяли красный, желтый и оранжевый.

- Какой формы бумажные листы лежат перед вами? (прямоугольной)

Какая геометрическая фигура нам понадобится для работы? (квадрат)

- Как из прямоугольника сделать квадрат? (ответы детей)

Ребята, предлагаю повторить правило вырезания квадрата из листа прямоугольной формы.

(нужно приложить меньшую сторону прямоугольника к большей стороне, совместить их, провести пальцем по линии сгиба, полученную узкую полоску отрезать)

- Что нам для этого понадобится? (ножницы)

Воспитатель: Ребята, повторим основные правила безопасной работы с ножницами.

- Ножницы лежат на столе с сомкнутыми концами.

- Нельзя с ножницами играть.

- Передаём ножницы колечками вперёд.

Перед тем, как начать складывать наше солнышко, разомнем наши пальчики, чтобы они слаженно работали.

Пальчиковая гимнастика «Голуби»

Исходное положение: ладони раскрыты, пальчики слегка оттопырены, большие пальцы сцеплены друг с другом, небольшие взмахи обеими ладошками.

— Голуби, голуби!

Выставляются по очереди пальцы на обеих руках: указательный, большой, безымянный.

— Раз, два, три!

Небольшие взмахи обеими ладошками.

— Прилетели голуби – сизари,

Ладошки расправляются ровной поверхностью.

— Сели

Одна ладошка располагается сверху другой и слегка приподнята

— И нахохлились

Обе руки встают на парте вертикально, ладошки смотрят друг на друга

— У дверей!

Одна ладошка раскрыта, пальчики другой имитируют, как клюют птицы

— Кто накормит крошками…

Ладошки раскрываются, пальчики слегка оттопырены, большие пальцы сцеплены друг с другом, небольшие взмахи обеими ладошками

— Сизарей?

(Можно повторить дважды)

ӀI. Основная часть.

Ведущий:

1. Приступаем к работе. Из бумаги прямоугольной формы складываем квадрат. Отрезаем боковую лишнюю полоску. Получается квадрат.

Помогаю в работе с отрезанием боковой полоски детям, нуждающимся в помощи.

2. Итак, у нас получились листа квадратной формы.

3. Затем складываем лист по двум диагоналям.

4. Каждый из уголков квадрата загибаем в сторону центра.

5. Делаем сгибы с двух сторон квадрата к средней линии.

Образовавшийся внизу треугольник отгибаем назад.

6. Переворачиваем заготовку на другую сторону и загибаем верхний угол.

7. Складываем заготовку будущего лучика вдоль пополам.

Воспитатель: Наши руки, глаза и тело немного утомились. Дадим им возможность немного отдохнуть. Поможет снять мышечное напряжение и усталость птица, которая считается символом Японии – журавлик.

(Выполняется физкультминутка. Слова сопровождаются движениями)

Журавлик длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Журавлик отвечает:

"Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Махни правым ты крылом,

Махни левым ты крылом,

Клювом вправо поверни,

Клювом влево поверни –

Вот и в дом свой загляни!

Воспитатель: Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Начинаем мы опять

Мыслить, думать, воплощать!

Продолжим нашу работу.

8. Аналогично делаем несколько таких же модулей из бумаги другого цвета.

9. Далее нижний края одной заготовки вводим в нижнюю часть другой заготовки с противоположной стороны.

10. Таким образом, вставляем модули друг в друга. Собирать «лучики» солнца можно в любом понравившемся порядке цветов.

11. Постепенно продолжаем работу по соединению модулей. Наше солнце начинает приобретать форму круга.

12. Замыкаем все лучики в круг тогда, когда видим, что получается ровный внутренний круг. В итоге наше солнце готово!

IӀI. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что нового узнали сегодня? ( Ответы детей)

Чему научились на занятии? ( Ответы детей)

Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? ( Ответы детей) Ребята, все вы сегодня хорошо потрудились, правильно выполняли пошаговые этапы сборки. У вас получились отличные «солнышки».

Воспитатель: Если вас пригласят в гости ваши друзья или родственники, то ваша поделка послужат им отличным подарком. Может так случится, что и ваши друзья захотят научиться делать такое солнышко. Я уверена, вы без труда покажете им, как это делать. Насколько больше света и тепла станет в доме ваших друзей!

Воспитатель: Ребята, наше занятие походит к концу. Благодарю вас за работу. Предлагаю организовать выставку «солнышек» на классной доске.

( Ребята вывешивают свои поделки на доску.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка"Добродея"

Пояснительная записка, цель, задачи, формы и методы работы, ожидаемый результат,планирование....

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

Дополнительная образовательная программа кружка «Милосердия»

Проблема  духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике .воспитание призвано развивать,укрекплять и поддерживать в детях гуманное,...

Дополнительная образовательная программа кружка "Здравствуй, театр!"

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением сл...

Дополнительная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"

Дополнителтная образовательная программа кружка "Мир из бумаги"Срок реализации 2 годаВозрастная категория обучающихся: с 8 лет...

Дополнительная образовательная программа кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИДД)

Программа кружка  «Юные инспектора дорожного движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасн...