Урок по программе УРОКИ МИЛОСЕРДИЯ. Тема "Друзья. Одноклассники"
план-конспект занятия (2 класс)

Технологическая карта урока по милосердию "Друзья. Одноклассники" предназначена для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn._karta_uroka_miloserdiya.doc89 КБ
Office presentation icon urok-druzya.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: уроки милосердия

Класс: 2 класс Е

Школа: МАОУ СОШ № 36

Учитель: Постульгина Елена Владимировна

УМК: Школа 2100

Тема урока

Друзья. Одноклассники

Цель урока

Формирование у школьников чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся  должны

знать:

правило общения с друзьями, традиции класса

уметь:

– перерабатывать  полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Основные понятия

Дружба, друзья, одноклассники, традиции класса, правило дружбы

Межпредметные связи

Литературное чтение, изо

Ресурсы

  1. Учебник Зубовой Г.Д. “Уроки милосердия”.
  2. Презентация к уроку “Друзья. Одноклассники”.
  3. Карточки для парной работы.
  4. Общая фотография 1 класса, детская школьная фотография учителя.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

Начинается урок,

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запоминать.

- Сегодня на уроке присутствуют гости. Подарите им хорошее настроение, улыбнитесь.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

В руках учитель держит свою детскую фотографию класса.

        

В руках держу я фотографию.

В моем альбоме она всегда.

Чуть пожелтевшая, немного мятая,

Но как же мне она дорога!

Здесь на фото мои одноклассники,

Те, с кем детство делила я.

Встреча с ними всегда очень радостна

И волнительна для меня.

- Ребята! Это стихотворение я посвятила своим одноклассникам, с которыми я училась в школе. На этой фотографии мы ещё маленькие в 1 (3) классе. Со своими одноклассниками я встречаюсь до сих пор, с некоторыми из них дружу и сейчас. Какое это счастье, видеть всех тех, с кем сидел за одной партой, дышал одним воздухом, делила бутерброд и свои обеды. Видимо, поэтому даже в Интернете появился сайт Оdnoklassniki.ru, в передаче «Жди меня» очень много рассказывается о том, как люди ищут и находят своих одноклассников.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Давайте ещё раз скажем, как называются люди, которые вместе учатся?

Дети называют тему урока.

Об одноклассниках, друзьях…

Одноклассники, школьники, ребята.

Совместное «открытие» новых знаний

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Можно ли одноклассников назвать друзьями? У кого из вас есть друзья в классе?

- Подумайте и скажите: все ли ребята дружат одинаково?

- Почему они дружат по-разному?

- Мы ещё вернёмся к этому вопросу. Но, действительно, все люди, и дети в том числе, разные. Давайте об этом прочитаем в стихотворении Елены Михаленко, которое так и называется «Мы – разные» в учебнике на с.26.  (Слайды 2-10)

        

Вопросы к стихотворению:

•        Почему нельзя искажать имя?

•        Что происходит, когда дают кличку?

•        Вставьте пропущенные слова.   (Слайд 12)

Дети определяют понятие «друзья».

Отвечают на вопросы.

Читают стихотворение, затем вопросы и задания.

Именем нужно … (дорожить). Когда обращаешься к человеку по имени, то называешь его … (святого) покровителя. Поэтому нельзя … (искажать имя), давать … (прозвища)!

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Работа с текстом

- Ребята, скажите, как вы понимаете выражения: «честное имя», «он опозорил своё имя»?

- Что в жизни бывает страшным для человека?

- Давайте прочитаем рассказ Евгения Пермяка и ещё раз ответим на этот вопрос.

Вопросы к тексту:

•        Что же оказалось самым страшным?

•        Легко такому человеку найти друзей?

•        Как вы считаете, что Вова делал неправильно?

•        Как ему следовало себя вести, чтобы не остаться одному?

•        Подчеркните пословицу, которая ближе всего по смыслу к рассказу о Вове.

•        Кто в нраве крут, тот никому не друг.        (Слайд 13)

- Объясните её смысл. Объясните выражение «крутой нрав». - Бывают ли в жизни такие ситуации, как в рассказе «Самое страшное»?

- Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы помочь другому человеку в трудной ситуации?    (Слайд 15)

- Ребята! Что нужно сделать, чтобы такие ситуации в жизни нашего класса были невозможны? Давайте подумаем, каким мог бы быть конец рассказа, чтобы Вове не было так одиноко. Придумайте продолжение рассказа (2-3 ребенка).

Ответы детей.

Ответы детей.

Чтение рассказа «Самое страшное».

Ответы на вопросы к тексту.

Учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл:

Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.

Друг познаётся в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Резкий, внезапно меняющийся. Строптивый, упрямый характер.

Творческая работа:

ребята придумывают варианты окончания рассказа.

Динамическая пауза

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Собирайся, детвора:

Начинается игра.

Встаём, если согласны с ответом, то стоя хлопаете над головой в ладоши, если не согласны, садитесь на корточки.

Вы смелые?

Вы умелые?

Вы красивые?

Вы ленивые?

Вы милые?

Вы крикливые?

Вы счастливые?

Вы драчливые?

Вы послушные?

Вы равнодушные?

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Работа с пословицами

- Дружба появилась много лет назад, а напоминание о её происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах. Ребята, какие пословицы вы знаете?

- Я приготовила для вас пословицы, которые вы должны сами собрать. Начало пословиц – слева, а их продолжение – справа. Соотнесите начало и конец, чтобы получилась полная и правильная пословица:   (Слайд 17)

        

- Молодцы, все пословицы вы знаете.

Дети вспоминают пословицы о дружбе.

Работа с пословицами:

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Старый друг – лучше новых двух.

Новых друзей заводи – старых береги.

Друг за дружку держаться - ничего не бояться.

Без беды друга не узнаешь.

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге;

-  уметь договаривать-ся и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Просмотр видеофрагмента

- Мы прочитали рассказ про Вову. А вот сейчас познакомимся с одной девочкой. Давайте посмотрим видеосюжет и вы скажете свои мысли по этому поводу.

- Ребята, почему к девочке никто не пришёл на день рождения?

- Давайте ещё раз повторим главное правило общения.

Просмотр фрагмента «Выгодная дружба», в середине - пауза.

У неё не было настоящих друзей. Она искала только выгоду, чтобы ей было хорошо.

Ответы учащихся.

Продолжение просмотра фрагмента «Выгодная дружба».

Правило общения друзей:

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Прикрепляется лист на доску с этими словами.

Самостоятельное применение знаний

Познавательные:

 выбор информации.

Регулятивные: 

планирование  действий для выполнения самостоятельного задания;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, вести доказательные объяснения

Работа над традициями класса

- А сейчас я хочу предложить вам поработать в парах и на листочках выполнить очень важное задание. Надо выбрать традиции, которые должны сохраниться в вашей душе на всю жизнь и обязательными быть в жизни класса.

Проверка     (Слайд 18)

- Какие традиции вы выбрали? (Учитель вешает на доску на большом листе.)

- Давайте будем их соблюдать, тогда вы станете настоящими, верными и преданными друзьями.

Чтобы класс был дружным, необходимо:

•        Справляться о здоровье и настроении друг друга, учителя.

•        Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде и горе, во время

болезни.

•        Делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым.

•        Поздравлять друг друга с днем рождения.

•        Радоваться успехам друг друга, выражая это:

-        пожатием руки;

-        словесным одобрением;

-        телефонным звонком.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей

- Подведём итог нашему разговору и ответим на вопрос:

Что бывает крепкой, долгой, верной?

- Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А еще она бывает настоящей.

- А знаете ли вы, что 9 июня – международный день друзей? В это день друзья всего мира поздравляют друг друга с праздником. Я хочу, чтобы вы стали настоящими друзьями. У вас уже есть общая фотография от 1 класса. Было бы очень хорошо, чтобы вы после школы достали её и вспомнили наш класс и своих друзей.

(Слайд  19  )

- Что вам больше всего запомнилось из нашего разговора?

- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям из того, что сегодня обсуждали в классе?

Дружба.

Дружба.

2 ученика читают стихотворение:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку!

Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой

– Расспросите родителей об их друзьях. Какие они?

- Закончим урок песней о дружбе.

Звучит песня «Дружба»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 13 Друзья. Одноклассники 2 класс (Зубова Г.Д. Уроки милосердия) Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 36 г.Тамбова: Постульгина Е.В.

Слайд 3

М ы - р а з н ы е Елена Михаленко

Слайд 4

На огромном белом свете Очень разные есть дети:

Слайд 5

Тихие и шумные, Глупые и умные,

Слайд 6

Есть худые, есть толстушки, Молчуны и хохотушки.

Слайд 7

Кто-то ростом невелик, Кто-то слабый ученик.

Слайд 8

У одних – большие ушки, У других – кругом веснушки.

Слайд 9

Кто-то рыж, а кто-то бел, Кто-то в играх неумел.

Слайд 10

Ни над кем нельзя смеяться, Никого нельзя дразнить, Нужно очень постараться, Словно братьев, всех любить.

Слайд 11

И тогда на белом свете Так чудесно будет жить!

Слайд 13

Вставь пропущенные слова: Именем нужно ____________ . Когда обращаешься к человеку по имени, то называешь его ____________ покровителя. Поэтому нельзя ____________ , давать ___________ . искажать имя святого прозвища дорожить

Слайд 15

Пословицы о дружбе Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги. Друг познаётся в беде. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Слайд 17

Друзья должны быть : добрыми, честными, уметь прощать, преданными, надёжными, с чувством юмора...

Слайд 19

Не имей 100 рублей, Новых друзей заводи – Старый друг – Друга ищи, Друг за дружку держаться - Без беды а имей 100 друзей. старых береги. лучше новых двух. а найдешь – береги. ничего не бояться. друга не узнаешь. Собери пословицы

Слайд 22

Традиции класса • Справляться о здоровье и настроении друг друга, учителя. • Помогать в трудную минуту, поддерживать в беде и горе, во время болезни. • Делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым. • Поздравлять друг друга с днём рождения. • Писать письма (сообщения) друг другу летом и на каникулах. • Радоваться успехам друг друга, выражая это: — пожатием руки; — словесным одобрением; — телефонным звонком.

Слайд 24

Для меня сегодня было самым интересным… Я для себя сегодня открыл новое… Я могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 27

РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Уроки милосердия

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Уроки милосердия...

Программа "Уроки милосердия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-3 классов...

рабочая программа "Уроки милосердия"

Рабочая программа классного руководителя "Уроки милосердия"  (внеурочная деятельность)...

Рабочая программа " Уроки милосердия"-2 класс

Рабочая программа и тематическое планирование....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Одноклассники» 4 класс

Программа курса внеурочной деятельности  «ОДНОКЛАССНИКИ» предназначена для обучающихся 4 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и...

Рабочая программа " Уроки милосердия"

Рабочая программа факультатива "Уроки милосердия"...