Культурологические штудии "XIX век - золотой век русской культуры"
методическая разработка (4 класс)

Трубина Наталия Владимировна

Данное мероприятие было организовано и проведено в форме видеоконференцсвязи  (ВКС) на платформе Фонда поддержки образования Гимназического Союза России с учениками 4 – х классов гимназий и школ  России. Воспитательная система гимназии построена на технологии "Погружение в эпоху" и охватывает весь образовательный педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей. Культурологические штудии проводилась  после цикла мероприятий и уроков, проведенных для младших гимназистов. В ходе самостоятельной подготовки материала по  исторической эпохе, гимназисты 4-х классов создавали проекты, обсуждали и погружались в эпоху золотого века русской культуры, изучая все сферы культурной жизни этого исторического периода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

XIX век - золотой век русской культуры.

              Авторы мероприятия: Насырова Гульнара Радифовна, Трубина Наталия Владимировна,    

              учителя начальных классов МОУ «Гимназия г. Надыма».

              Данное мероприятие было организовано и проведено в форме видеоконференцсвязи  (ВКС) на платформе Фонда поддержки образования Гимназического Союза России с учениками 4 – х классов гимназий и школ  России. Воспитательная система гимназии построена на технологии "Погружение в эпоху" и охватывает весь образовательный педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей. Культурологические штудии проводилась  после цикла мероприятий и уроков, проведенных для младших гимназистов. В ходе самостоятельной подготовки материала по  исторической эпохе, гимназисты 4-х классов создавали проекты, обсуждали и погружались в эпоху золотого века русской культуры, изучая все сферы культурной жизни этого исторического периода. 

              Тема мероприятия: XIX век - золотой век русской культуры.

Цели мероприятия:

  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
  • создать у учащихся представление о российской культуре XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения;
  • формирование у учащихся интерес к отечественной культуре и бережного отношения к ней   своего народа.

Задачи:

  • образовательные: познакомить  с выдающимися деятелями русской культуры 19 века, с историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века;
  • развивающие: повышать уровень познавательных способностей,  развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
  • воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.

Тип мероприятия: проект

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Видеофрагмент «Первый бал Наташи Ростовой» (слайд)

Ведущий 1. - Сегодня мы отправимся в  путешествие. Как вы думаете, куда?              

Учащиеся - в прошлое

  1. Актуализация знаний и постановка цели, задач, проблемной ситуации.

Ведущий 2. Да сегодня это будет  первая половина 19 века. Россия. Время славы, открытий, побед.      Время пышных балов … ( слайд)

Ведущий 1. – А вы бы хотели там побывать,  что-то увидеть, а может что-то узнать?        

ВИЗУАЛЬНЫЙ РЯД (слайд)

Ведущий  2. - Что вы увидели?

Учащиеся - памятники архитектуры, произведения искусства, театр, картины…

Ведущий 2. - Как это назвать одним словом?  

Учащиеся - культура

Ведущий 1.  -  Да, русская культура и искусство

Ведущий 2. - А зачем мы изучаем культуру, искусство?

Учащиеся – чтобы лучше знать прошлое, нашу историю.

Ведущий 1. - Кто создаёт культуру?

Учащиеся  - люди, писатели, поэты, архитекторы, музыканты, художники

Ведущий 2. -  Сегодня мы совершим путешествие в эпоху «Золотой век русской культуры»  и  познакомимся  с людьми её создававшими.

  1. Основной этап.

Ведущий 1- Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а может и почувствовать атмосферу того времени…

Ведущий 2. –. Нам  сегодня будут помогать группы «АРХИТЕКТОРЫ», «ХУДОЖНИКИ», «ЛИТЕРАТОРЫ», «МУЗЫКАНТЫ».

Ведущий  1 Группа «АРХИТЕКТОРЫ»  составила   альбом архитектурный шедевров 19 века  и сейчас  покажет нам некоторые достопримечательности  того времени

«АРХИТЕКТОРЫ» (слайд)

1. Архитектуру 19 века отличают большие размеры, монументальность, роскошь, богатство. Одним из ярчайших памятников архитектуры этой эпохи  является  Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Строился  он в течении 40 лет. Его перестраивали несколько раз, и то, что предстает перед нами -  это творение архитектора Огюста Монферрана, которое было воздвигнуто в 4 раз.

2. Александрийская колонна -  также иногда называется Александрийский столп,— памятник в стиле ампир, находящийся в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Огюст Монферран, участник Наполеоновских войн, вместе с русскими мастерами по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном воздвиг  её  в 1834 году.  Высота колонны- 47 с половиной метров. Это самая высокая триумфальная колонна в мире! Её   вес равен  600 тонн!  Венчает колонну 4 – х  метровая  фигура ангела, попирающего змею.  

  1.  Это здание – дом московского купца Петра Третьякова, в последствии картинная галерея, названная его именем. Государственная Третьяковская галерея в Москве хранит одну из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства в мире.
  2. Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли. Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней.
  3. На площади Стачек в Санкт-Петербурге возвышаются Нарвские Триумфальные ворота. Построили их в начале XIX века в честь возвращения русских войск, победивших Наполеона. Стиль арки — торжественный ампир. Массивные перекрытия украшают 12 античных колонн и воины, облаченные в римские тоги. Сверху стоит шестерка лошадей, запряженная в повозку, которой управляет крылатая богиня славы. Внутри ворот находится небольшой музей, посвященный победе России в Отечественной войне 1812 г.
  4. Моско́вские Триумфа́льные воро́та (Триумфальная арка). Впервые сооружены в 1829—1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове на площади Тверская Застава в Москве  в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
  5. Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве. Значение Адмиралтейства связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России. У подножия стоят морские нимфы, несущие земную и небесную сферы. На фронтонах боковых портиков изображена греческая богиня правосудия Фемида, награждающая воинов и ремесленников.   А на самом верху центральной башни - позолоченный купол с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Ведущий  1. – Ребята,  а кто-нибудь из Вас  был в Третьяковской галерее? Давайте заглянем внутрь и познакомимся  с некоторыми из них. А поможет нам в этом группа «ХУДОЖНИКИ»,  которые подготовили нам сообщение – презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

«ХУДОЖНИКИ» (слайд)

Большое  влияние на  изобразительное искусство  этого времени как и на архитектуру оказала Отечественная война 1812 года

  1. Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был Алексей Гаврилович Венецианов,  любимый ученик Боровиковского. Венецианов создал уникальный стиль, соединив в своих произведениях традиции столичного академизма, русский романтизм начала XIX в. и идеализацию крестьянской жизни. Он стал родоначальником русского бытового жанра На экране  самые знаменитые картины Венецианова Алексея Гавриловича «Гумно», «Утро помещицы», «Жнецы», «Вот-те и батькин обед», «На пашне. Весна.», «На жатве. Лето»
  2. Еще один известный представитель русской живописи начала века — Александр Осипович Орловский. В  его творчестве, также как и Кипренского, были ярко выражены романтические тенденции. Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности различных народностей. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Излюбленный романтический образ художника — человек на коне. Всадники и конные сцены в окружении эмоционального пейзажа присутствуют во многих его художественных произведениях. Перед вами портрет Дениса Давыдова.  И картина «Верховой казак конвоирующий крестьянина»
  3. Знаменитый русский художник-портретист Василий Андреевич Тропинин продолжал свою творческую деятельность более полувека, большую часть жизни при этом, оставаясь крепостным. Лучшие годы творчества художника совпали по времени с периодом расцвета таланта Кипренского. Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Однако персонажи Тропинина будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства.
    До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Одним из самых известных и реалистичных портретов А.С.Пушкина, является портрет, написанный В. Тропининым в 1827 г. Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.
  4. В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Более 20 лет работал он над этой картиной, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине он  показал, как  говорил  позднее  И.  Е.  Репин,  «угнетенный народ, жаждущий слова свободы».

Ведущий 1 - Красота природы, любовь к родине не только  художников вдохновляла создавать такие шедевры!

Ведущий 2 Поэты и  писатели  также вдохновлялись природой   для создания удивительных произведений искусства

Ведущий 1 – Удивительные стихи авторов 19 века мы услышим в исполнении  группы «ЛИТЕРАТОРЫ».

 «ЛИТЕРАТОРЫ».

  1. Поэтическое дарование  Михаила Юрьевича Лермонтова обнаружилось рано, в 14 лет. В Тарханах поэт узнал и полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины.
    Солнце

Как солнце зимнее прекрасно,

Когда, бродя меж серых туч,

На белые снега напрасно

Оно кидает слабый луч!..

Так точно, дева молодая,

Твой образ предо мной блестит;

 Но взор твой, счастье обещая,

Мою ли душу оживит? —

Ведущий 1.  -  Вспомним композитора с таким же восторгом  изображавшего русскую природу в музыке.

Ведущий 2. -  П.И. Чайковский.

Ведущий 1.  - Наша группа «МУЗЫКАНТЫ» подготовила сообщения о величайший композиторах 19 века.  

«МУЗЫКАНТЫ».

  1. ЧАЙКОВСКИЙ   Пётр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, Первый фортепианный концерт и «Вариации на тему рококо» для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы – «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».  Композитором был написан цикл музыкальных произведений «Времена года».  Сейчас звучит пьеса «Апрель. Подснежник». (слайд)

Звучит аудиозапись: «Апрель. Подснежник».

 «МУЗЫКАНТЫ».

- Легкое,  живое  дыхание  в  первой  же  фразе,  в  самой  тональности,  мажорной, солнечной.  В  средней  части   “Подснежника”  вдруг  возникает  вальс.  Не  совсем  вдруг,  возможность  вальса  изначально  кроется  в  самом  движении,  в  его  трехдольности.   И  он  естественно  и  закономерно  возникает  словно  родник,   вышедший  на  поверхность  из  глубин  земли:

       Однообразный  и  безумный,

       Как  вихорь  жизни  молодой

     

      Кружится  вальса  вихорь  шумный…

Ведущий 2. - Вернемся к группе «ЛИТЕРАТОРЫ», что они приготовили для нас сейчас?

«ЛИТЕРАТОРЫ», (слайд)
Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель – Автор этих удивительных строк Александр Сергеевич Пушкин

  «ЛИТЕРАТОРЫ»

  1. ПУШКИН  – 26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился  сын  Александр», – гласит  запись  в  метрической  церковной книге – первый документ, связанный с жизнью великого поэта. Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве: «На восьмом году возраста... – вспоминал позднее его брат Лев Сергеевич, – он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на моих учителей». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Одним  из  первых  русских  писателей  обратился  к  жанру  сказки
    А. С. Пушкин. Он создает пять стихотворных сказок.

Ведущий  1  Назовите эти сказки. 

Учащиеся -  «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке».

Звучит аудиозапись:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…

Ведущий 2. - Отрывок из какого произведения вы услышали?

Учащиеся - поэма «Руслан и Людмила» (слайд)

Ведущий 1  – Ребята, вы услышали сейчас, что на основе поэмы была создана опера. А знаете ли вы, кто является автором этого музыкального произведения?

Учащиеся Михаил Иванович Глинка.

Ведущий 2  – Вдохновлённый прекрасной поэмой, великий русский композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Премьера оперы состоялась в 1842 году на сцене Большого театра.

«МУЗЫКАНТЫ».  

ГЛИНКА – В 1804 году, 20 мая, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки.  Михаил Иванович очень любил сказки и писал «сказочную» музыку. Композитор увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая русская сказочно-эпическая опера. Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.

Ведущий 1 . - С Пушкиным связано творчество многих людей искусства. (слайд)

Ведущий 2 .  – Среди них  не только музыканты, но и художники.

«ХУДОЖНИКИ»

КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ  — русский  художник,  живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств. Написал портрет Натальи Гончаровой, жены А.С.Пушкина. Но особенно удавались художнику портреты дам в бальных платьях.  А в 1830 г. Брюллов побывал на раскопках античного города Помпеи. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.

«ЛИТЕРАТОРЫ»

Слуги в ливреях, свечи, подсвечники в золоте.
Музыка льётся под своды украшенных зал.
«Мадемуазель, вы безумно прекрасны!» -

«Ах, полноте!»
Кружатся вихри в восторге сияющих пар.

Всех увлекает мелодия венского вальса,
Барышни в шёлковых платьях улыбки дарят,
Зал наполняет энергия старого танца,
Взгляды танцоров весёлым задором

 Ведущий 1. - Балы проходили в огромных роскошных залах, окружённых         колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали.

Ведущий 2.  - Русский композитор 19 века М.И. Глинка очень любил сочинять вальсы.

Многие из них звучали на балах. Самым известным вальсом этого композитора стал «Вальс – фантазия»

Звучит аудиозапись ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ (слайд)

Учитель -Наше путешествие подходит к концу.

Учитель - Почему же 19 век называют золотым веком русской культуры?

Учитель музыки - «Жизнь коротка, искусство вечно».  Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.

Учитель. - Что бы хотели взять с собой в наше время? Для чего мы должны изучать культуру своего народа?

  1. Рефлексия. (слайд)

 Учитель Продолжи фразу….

    6. Итог мероприятия(слайд)

        Ведущий 1. Залов сияние, балы, приёмы и рауты…
                         Чудное время собой озаряет их блеск:

        Ведущий 2. Верили  люди, страдали, влюблялись без памяти –
                          Вот он какой, золотой девятнадцатый ве

РАБОТА  В  ГРУППАХ

  • Архитекторы – создать архитектурный ансамбль времён 19 века.
  • Художники – оформить картинную галерею.
  • Поэты – восстановить рукопись.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Конспект урока по предмету окружающий мир "Золотой век" русской культуры

Конспект урока по предмету окружающий мир, 4 класс, программа "Начальная школа XXI века", автор Н.Ф. Виноградова, тема "Золотой век" русской культуры....

Золотой век русской культуры (ХIХ век).

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по УМК "Начальная школа ХХ I века"....

Золотой век русской культуры – XIX (19) век . Художники XIX века

Презентация к урокам окружающего мира, видеоряд картин И.Левитана, В.Тропинина и И.Репина....

Урок окружающего мира в 4 классе (программа «Начальная школа 21 века») Тема: « ХIХ век – золотой век русской культуры».

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". На данном уроке учащиеся знакомятся с величайшими достижениями русской науки, литературы, искусства. В детях воспитыватется кул...

Золотой век русской культуры 4 класс

Цель: ознакомить учащихся с биографией и творчеством М. И. Глинки, П. И. Чайковского; расширять знания учащихся о музыке, музыкантах и композиторах XIХ века; развивать навыки осмысленного слушания и п...

Презентация "Культурологические штудии "XIX век - золотой век русской культуры"

            Данное мероприятие было организовано и проведено в форме видеоконференцсвязи  (ВКС) на платформе Фонда поддержки образования Гимназического Союза ...