Правила поведения на уроках
статья (4 класс)

 Федотова Ольга Александровна

Рассмотрим 7 основных «приемов», которые мы используем практически все время во время уроков, да и не только.

 

1. Не обобщаем

2. Учим «дружить» со временем

3. Не противопоставляйте, а соединяйте

4. Если вопросы, то только открытые

5. Совместное решение проблемы

6. Избегайте частиц «не»

7. Мотивируйте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._pravila_povedeniya_na_urokah.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Правила поведения на уроках

   Рассмотрим 7 основных «приемов», которые мы используем практически все время во время уроков, да и не только.

1. Не обобщаем

Как часто во время ссоры с близким человеком мы говорим «вот ты всегда так», «я вечно тебя прошу» и т.п.? Это всегда довольно абстрактные обвинения. Когда мы говорим с ребенком во время урока, огромную ошибку совершают те, кто, обобщая, произносит: «Ты всегда такой медлительный/рассеянный/невнимательный». Даже если ребенок проявляет невнимательность, это не повод обобщать.

Лучше подробнее описать то, что мешает, на ваш взгляд, дальнейшему продвижению ученика, остановитесь на деталях.

2. Учим «дружить» со временем

Многие школьники, особенно, например, флегматики, не чувствуют время. Поэтому им сложно оценить, сколько времени еще осталось на выполнение задания. В этом случае учителю нужно задавать время выполнения задания, периодически напоминая, сколько осталось. Мы уже писали, что современным детям просто необходимо знать не только срок выполнения работы, но и объем этой работы к этому сроку.

Тогда им проще ориентироваться при составлении плана действий. Поэтому вместо «Нужно сдать работу к пятнице» будет продуктивнее сказать: «К пятнице я жду от тебя план работы, а также основную часть, где ты раскроешь те понятия, на которых будет базироваться твое исследование. Также будет здорово, если ты успеешь продумать вопросы к анкете для одноклассников».

3. Не противопоставляйте, а соединяйте

Здесь речь не о том, чтобы сравнивать ребят друг с другом, ни в коем случае. «Уж сколько раз твердили миру», как говорится, что детей сравнивать между собой категорически нельзя, только ребенка с самим собой «вчерашним», только индивидуальная динамика.

Здесь мы говорим о том, что «но» нужно заменить на «и». Согласитесь, когда говорят: «Было здорово, замечательно, но…», то все, что было сказано до этого «но», стирается из памяти. Поэтому не говорим «но», а перефразируем: «Было здорово, замечательно, и еще можно добавить вот такой элемент».

4. Если вопросы, то только открытые

Здесь все просто. Закрытые вопросы, которые подразумевают ответы «да» или «нет», это своеобразная «угадайка». Если вы задаете правильные, открытые вопросы, то у ребенка появляется необходимость порассуждать, привести примеры, аргументировать свой ответ. И в диалоге обратная связь будет намного продуктивнее.

5. Совместное решение проблемы

«Ну вот опять у тебя не получилось», «Ты опять не смог найти решение» - это те фразы, которые способны довольно серьезно снизить самооценку ребенка.

Поэтому учителю нужно уметь оказать дифференцированную помощь: кому-то достаточно будет показать нужное правило в учебнике, кому-то дать алгоритм работы, с кем-то проработать опорную схему, а для кого-то нужно будет решить вместе аналогичное задание.

6. Избегайте частиц «не»

Вместо «Не пиши грязно», лучше сказать: «Старайся писать аккуратно», а вместо «не торопись» - «пиши медленнее». Любую фразу можно заменить на ту, которая будет мотивировать, а не отрицать.

Удивительно, но это очень хорошо работает, так как показывает школьнику путь к решению. Сравните сами: «Не ходи по лужам» и «Обойди лужу справа».

7. Мотивируйте

Прием выше уже продемонстрировал то, как вместо отрицания можно мотивировать. Но вместо того, чтобы критиковать работу («Нет, это не то, что я ждал от тебя»), лучше сказать: «Давай попробуем сделать по-другому, например, можно изменить вот это…».

Желаем вам взаимопонимания и только продуктивной обратной связи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правила поведения на уроках физкультуры"

Презентация предназначена для обучающихся 1-4 классов, где  рассказано о самых простых правилах поведения на уроках....

Тема: Правила поведения на уроках гимнастики.

Тема:    Правила поведения на уроках гимнастики....

Правила поведения на уроках физкультуры.

Уважаемые родители!Ознакомтесь с  правилами поведения на уроках физкультуры и  дополнительно проведите  беседу с вашими ребенком, чтобы обезоопасить своего ребенка от травм....

Правила поведения на уроке

Памятка в классный уголок...

Час общения. Правила поведения на уроке и на перемене.

Часто классный час проходит, как час общения, это не значит что к нему не нужно готовиться. Думаю обязательно нужны здесь и стихи и произведения(небольшие) известных писателей. А когда есть "скелет" о...