«Формирование толерантности в личности каждого воспитанника детского дома»
рабочая программа

Бернштейн Елена Вадимовна

Программа направлена на формирование толерантности ребенка-сироты. 

Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов: 

  • ценностной дезориентацией подростковой среды; 

  • низким уровнем толерантности у подростков; 

  • невежеством и страхом по отношению к людям другой расы, национальности, культуры, религии; 

  • гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерием: личным, национальным или религиозным. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

по формированию толерантности у воспитанников государственных организаций

для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Формирование толерантности в личности каждого воспитанника детского дома»

Емельяново, 2019

Пояснительная записка.

Программа направлена на формирование толерантности ребенка-сироты.

Актуальность программы обусловлена рядом объективных факторов:

  • ценностной дезориентацией подростковой среды;
  • низким уровнем толерантности у подростков;
  • невежеством и страхом по отношению к людям другой расы, национальности, культуры, религии;
  • гипертрофированным ощущением собственной ценности и высокомерием: личным, национальным или религиозным.

Дети-сироты с отклонениями в развитии наиболее подвержены влиянию негативных факторов в социуме. Практика работы в школе-интернате свидетельствует о том, что воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья не обладают жизненным опытом общения с представителями других наций и религий. Воспитанники сиротских учреждений растут в полу изолированном мире, соприкасаясь с людьми иных культур только отдельными, порой нежелательными сторонами. В связи с этим подростки не способны строить здоровые отношения с людьми другой культуры на основе взаимоуважения и терпимости, у них проявляется склонность к подозрительности, агрессии, жестокости. Полное отсутствие знаний о традициях, обычаях, ментальности народов, проживающих на территории России, может привести к неправильной реакции и непродуманным поступкам подростков в межнациональных отношениях. Все эти проблемы не позволяют детям-сиротам эффективно социализироваться в поликультурном социуме.

Детский дом, являясь одним из институтов социализации детей-сирот, реализует важные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников:

  • уважение и признание равенства наций, религий, культур;
  • отказ от доминирования над другими людьми и насилия по отношению к ним;
  • признание многообразия национальных культур и разных верований;
  • готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;
  • уважение позиции и признание ценностей других людей;
  • усвоение норм толерантного поведения в обществе;
  • коррекция и формирование основных общечеловеческих ценностей (труд, культура, семья, человек, Родина, долг и т.д.).

Отличительной чертой программы формирования толерантного поведения воспитанников является ее прикладная направленность, а именно стремление предупредить неадекватные формы поведения подростков в межнациональных отношениях.

При работе необходимо учитывать, что материал о быте, традициях, культуре, религии народов РФ должен отбираться с учетом доступности для детей и подростков разного возраста и уровня развития. Чем раньше у детей будут формироваться представления и понятия о толерантности, тем безболезненней будет проходить их адаптация в современном мире.

Особенностью познавательной деятельности воспитанников с низким уровнем развития является то, что мыслительные операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления ребенка с особенностями развития характерны:
– конкретность (ребенок во власти единичных образов),
– ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую),
– некритичность (дети не могут самостоятельно оценить свою работу).
– сниженная активность мыслительных процессов,
– слабая регулирующая роль мышления.

Воспитанники обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия.

Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у умственно отсталых имеют специфические особенности:
– они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки;
– труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, запоминание замедленно, требуется много повторений.

Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.

Воспроизведение – требует большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение у детей с особенностями развития носит бессистемный характер.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала (слабо развита опосредствованная смысловая память). У этих детей чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.

Программный материал предполагает использование разнообразных форм занятий, в том числе активных. Рекомендуемые формы работы: тематические беседы с элементами дискуссии, экскурсии, просмотр кинофильмов и спектаклей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, разгадывание кроссвордов и сканвордов, тематические викторины и конкурсы, посещение национальных культурных центров и выставок, разучивание стихотворений, песен, инсценирование народных сказок и отрывков из литературных произведений авторов разной национальности.

Учитывая ограниченные возможности в развитии воспитанников, мотивация и интерес на занятиях поддерживается созданием творческой среды, личностно-ориентированными технологиями, применением наглядности, сменой видов деятельности, разнообразием форм и методов подачи материала, позитивным эмоциональным фоном. Именно в такой среде успешно проходит социализация ребенка-сироты.

Принципы работы:

  • научность и доступность;
  • системность и последовательность в изучении;
  • коррекционная направленность;
  • создание творческой среды;
  • индивидуальный и дифференцированный подход.

Методические приемы, направленные на коррекцию познавательной деятельности:

Упражнения, направленные на внимание:
– дидактическая игра “Исключи лишнее” или “Найди отличия”,
– применение ИКТ.

Упражнения на коррекцию логического мышления:
– беседа;
– продолжение рассказа, включение пропущенного звена в таблице,
– игра на продолжение логического ряда “Снежный ком”,
– исправление ошибок в тексте (работа с индивидуальными карточками),
– составление рассказ по опорным словам,
– игра “Ассоциации”.

Упражнения на развитие памяти:
– детализация проведенного мероприятия (экскурсии, посещение выставок),
– оформление тематических газет, коллажей,
– рисование по памяти.

Упражнения на коррекцию речи:
– составление рассказа по опорным словам,
– расширение активного словарного запаса в речи (работа с терминами),
– развитие коммуникативных навыков в разговорной речи через инсценировки сюжетов.

Данная программа может быть использована и в общеобразовательных школах в качестве факультативного курса в классах коррекционно-развивающего обучения и в школах или классах с элементами инклюзивного образования.

Цель: способствовать социальной адаптации ребенка-сироты в современном обществе посредством усвоения поликультурных ценностей, расширения кругозора через знакомство с историей, культурой, религией, этическими взглядами людей разных национальностей, проживающих в Российской Федерации.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с национальной историей, культурой, бытом, традициями и обычаями народов, проживающих на территории России;
  • Развитие у детей и подростков чувства толерантности и эмпатии по отношению к людям разных национальностей и вероисповедания;
  • Формирование у воспитанников морально-нравственных установок и общечеловеческих ценностей.

Ожидаемый результат:

  • Приобщение воспитанников к русской, российской и мировой культурам;
  • Развитие у подростков толерантного отношения к людям разных рас, национальностей и вероисповедания;
  • Успешная адаптация детей-сирот с особенностями интеллектуального развития и ограниченными возможностями здоровья в многонациональное современное общество.

Программа рассчитана на 3 года, возраст воспитанников от 11–18 лет, режим занятий – 2 раза в месяц, продолжительность занятий один академический час. Для занятий формируются комбинированные группы в соответствии с возрастом воспитанников.

Содержание занятия включает три этапа освоения материала:

I этап – познавательный. Направлен на изучение истории, культуры, быта, традиций народов России.

II этап – практико-содержательный. Направлен на приобретение эмоционально-ценностного опыта.

III этап – коррекционно-развивающий. Направлен на рефлексию, развитие познавательной активности и коммуникативных навыков воспитанников.

Содержание программы.

Программа состоит из трех разделов:

Первый раздел – “Волшебная шкатулка” (5–6-е классы).

Курс направлен на расширение знаний воспитанников о народах, проживающих на территории РФ. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, театрализованных представлений, встреч с людьми разных национальностей.

Тематический план.

Название темы

Количество
часов

1.

Россия – многонациональная страна.
Москва – наш общий дом.

1

2.

“Ратный подвиг народа”. Экскурсии “Бородинское сражение”, “Великая Отечественная война 1941г.–1945 г.”

2

3.

“Славим Россию трудом”. Экскурсия на ВВЦ.

2

4.

Писатели и поэты России.

1

5.

Фестиваль “Сказки народов России”.

2

6.

“А музыка звучит”. Знакомство с творчеством композиторов РФ.

2

7.

Народная песня. Фольклорный праздник.

2

8.

Посещение национальных культурных центров.

2

9.

Народные промыслы. Мастер-класс.

2

10.

Викторина “Путешествие по родной стране”.

2

 

Итого:

18

Второй раздел – “Разбудим добротой сердца!” (7–8-й класс).

Курс направлен на формирование ценностных ориентаций воспитанников, в том числе:
– уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных;
– формирование смысловых и инструментальных ценностей;
– коррекция негативных личностных характеристик у воспитанников.

Тематический план.

Название темы

Количество
часов

1.

“Пойми и прими другого человека”.
Знакомство с понятием “толерантность”.

1

2.

“В чем смысл человеческой жизни”.
Общечеловеческие ценности.

1

3.

“Человек человеку – друг”. Чтение рассказов о проблемах человеческих взаимоотношений.

2

4.

Снятие деструктивных установок в межличностных отношениях. (Психологический тренинг.)

1

5.

Просмотр и обсуждение фильмов (например: к/ф “Чучело”, “Возвращение”).

3

6.

“Что мешает мне понять другого?”

1

7.

Посещение мемориалов, посвященных жертвам терактов.

1

8.

“Кто такой человек с особенностями развития?” Встреча с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

1

9.

“Помоги слабому”. Организация акции помощи больным, пожилым и другим нуждающимся.

2

10.

Диагностика уровня толерантности.

1

11.

Встреча с представителями землячеств и диаспор, проживающих в Москве.

2

12.

“Найдем друзей по всей стране!”
Переписка со сверстниками в России и за рубежом.

2

 

Итого.

18

Третий раздел – “Венок дружбы” (9–10-й класс).

Курс направлен на формирование толерантного поведения подростков:
– уважение и признание прав других людей;
– отказ от агрессии и насилия;
– признание многообразия культуры, норм поведения, верований;
– уважение позиции и ценностей других людей.

Тематический план.

Название темы

Количество
часов

1.

“Я, ты, он, она – вместе целая страна!”
Национальности и народности, проживающие на территории России.

1

2.

Знакомство с религиями мира.
Посещение храма, мечети.

3

3.

“Золотое кольцо России”. Культура, традиции русского народа.

2

4.

Казаки. История и обычаи народов юга России.

1

5.

Культура и быт народов Северного Кавказа.

1

6.

Тысячелетняя Казань. Народы Поволжья.

1

7.

“В краю северного сияния”. Жизнь народов Крайнего Севера.

1

8.

“Венок легенд”. Устное народное творчество.

2

9.

Песни и танцы народов России.

2

10.

Фестиваль национальной кухни.

2

11.

Смотр-конкурс “Россия – Родина моя!”.

2

 

Итого.

18

В ходе занятий рекомендуется:

  • создание эмоционально – комфортной атмосферы для общения;
  • обращение к личному эмоциональному опыту воспитанников;
  • активное вовлечение в работу каждого воспитанника;
  • использование элементов нетрадиционного ведения занятий с целью эффективной коммуникации воспитанников на занятии;
  • использование элементов психологического тренинга.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» (для занятий с детьми от 11 до 17 лет) в помощь воспитателям

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;-способство...

Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников детского дома

Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд педагогов. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Тема Самообразования «Волонтерство как средство становления духовно-нравственных качеств личности воспитанников детского дома».

Волонтерская деятельность по оказанию помощи бездомным животным формирует такие нравственные качества как милосердие, гуманность, готовность прийти на помощь. Относясь к животным с добротой и со...

Формирование толерантности в личности каждого воспитанника школы-интерната.

Проблема культуры общения – одна из самых серьезных как в школе-интернате, так и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, в...