«Русские чудеса» классный час по патриотическому воспитанию в 3 классе
классный час (3 класс)

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках.  Патриотизм  проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.  

          В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право педагогу выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

         Задачи патриотического воспитания:  - формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедий, карт, наглядных пособий;

                                                                           - стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.

         В процессе становления какого – либо качества личность проходит через ряд этапов, в которых формируется:

          - представления о данном качестве как о социальном явлении;

         - собственные убеждения по поводу этого качества;

         -навыки поведения в рамках данного качества;

          -привычка поступать согласно принятым в обществе  нормам и правилам.

         Классный час, составленный для начальных  классов, одно из форм патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_chudesa.docx307.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

«Русские чудеса»

классный час по патриотическому воспитанию в 3 классе

                                     

Составила

учитель начальных классов

                                                                                                                                   

Артеева Виктория Кимовна

г. Печора,   2015 год

Пояснительная записка

        Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках.  Патриотизм  проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к Родине, к своему Отечеству.  

         В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право педагогу выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

        Задачи патриотического воспитания:  - формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедий, карт, наглядных пособий;

                                                                - стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить её с исторически возникшими мировоззренческими системами.

        В процессе становления какого – либо качества личность проходит через ряд этапов, в которых формируется:

         - представления о данном качестве как о социальном явлении;

        - собственные убеждения по поводу этого качества;

        -навыки поведения в рамках данного качества;

          -привычка поступать согласно принятым в обществе  нормам и правилам.

        Классный час, составленный для начальных  классов, одно из форм патриотического воспитания.

«Русские чудеса»

классный  час по патриотическому воспитанию в 3 классах

Цель: - Систематизировать и обобщить знания о народных художественных промыслах;

Задачи:

Коррекционно - образовательные: - представить изделия заданного промысла.

Коррекционно - развивающие: - развивать художественный вкус, внимание, память, речь, творческие способности учащихся;

-  способствовать коррекции и развитию личностных качеств учащихся, умения выражать свои чувства.

Коррекционно - воспитательные:

 - прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа. 

 - воспитывать нравственные качества, доброжелательные, дружеские отношения между детьми.

Предварительная подготовка: изготовление костюмов для детей,  разучивание слов, стихов, подготовка инсценировки к стихотворению «Мужик и Медведь», привлечение учащихся среднего звена.

Материалы и оборудование:

- Компьютер, мультимедийная установка;

- Презентация по теме занятия;

 -Изделия: гжельская посуда, хохломская посуда, жостовские подносы;

- Карта России,  карточки со словами, карточки с практическими заданиями, шаблоны для раскрашивания; гуашь, клей, ножницы, кисти, баночка для воды.

 

Ход занятия

        Ведущий: Русский народ издавна удивлял весь мир. То победами своими героическими, то богатырями - добрыми молодцами, то девицами - красавицами, то невиданными открытиями, то умельцами. А Умельцы у нас были всегда. Да ещё какие! В мире даже словосочетание придумали «Русское чудо». В каком бы месте земного шара вы не оказались, вам про эти чудеса могут рассказать. И сегодня мы совершим экскурсию в  необычный воображаемый  музей, который так и называется – «Русские чудеса».

1 слайд

          Посмотрим, какие там чудеса встречаются. Говорят, этим чудесам уже много – много лет, а они всё не перестают удивлять собой целый мир.

(Звучит русская народная мелодия).

        

(В центр выходит Мужик и Медведь. Кланяются Ведущему).

1.Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! Откуда Вы к нам пожаловали?

Мужик и Медведь: Из села Богородское. Это село находится недалеко от Москвы (возле Павлова Посада)

(на карте России повесить картину или название села)

2 слайд

Ведущий: О каком промысле Вы хотите рассказать?

Мужик и Медведь: А мы не только расскажем, но и покажем!

Медведь: Есть в России село Богородское.

Мужик: Там живут мастера, которые делают деревянные фигурки людей, медведей и разных животных.

Медведь: Знаменитая игрушка называется "Мужик и Медведь"

 

3слайд

(Мужик берет топор. Чтецы встают полукругом).

1-й чтец:

Как то шел мужик с работы

 И зашел в дремучий бор

 Подобрал мужик полено,

 Снял он с пояса топор.

2-й чтец:

А из темного из леса

 Мишка бурый прибежал.

 Увидал он незнакомца

 И сердито зарычал.

Мужик:

Говорит мужик медведю

«Не пугай зверушка!

 Я тебя сейчас потешу

 Вот тебе игрушка»!

3-й чтец:

Разрубил мужик полено,

 Стукнул топоришком,

 И сработал он игрушку,

 Удивился мишка.

Медведь:

Что за добрая игрушка

 Получилась славно.

 Деревянная потешка

 Смотрится забавно.

4-й чтец:

А за ней мужик с медведем,

 Словно дровосеки,

 Топорами бьют полено

 В маленькие щепки.

5-й чтец:

Над землей века промчались,

 Только видно с этих пор

 Два веселых дровосека

 Помнят мирный уговор.

6-й чтец:

И едва мы их увидим,

 Сразу без ошибки

 Богородская игрушка

 Дарит нам улыбки.

Ведущий: Спасибо за представление. Расскажите, как игрушки рождаются.

4 слайд

Медведь: В Богородске издавна занимаются вырезанием из дерева. Резники делали фигурки по сказкам "Маша и медведь", "Вершки и корешки", "Три медведя".

5 слайд

Медведь: Фигурки выполняют из мягкой древесины: ольхи, осины, липы

Мужик: Сначала древесину запаивают в печи, затем сушат и вырезают

6 слайд

Мужик: Смастерить игрушку не просто. Сначала рисуют контур, затем обтачивают части стамеской, потом ножом снимают тонкую стружку, чтобы придать объем изделию.

7 слайд

Медведь: А разукрашивают игрушки художницы - мастерицы

.

Ведущий: Посмотрите, какие игрушки изготавливают Богородские мастера.

(слайды"Мужик и медведь", "Хрюша строитель", "Лиса и ворона", "Медведь и заяц").

8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 слайды

Ведущий: Спасибо Вам гости дорогие! Интересно рассказали.

Практическое задание

Прослушали интересный рассказ о богородских игрушках, посмотрели небольшую инсценировку, а сейчас выполним  задание

Найди правильный ответ

- Богородские игрушки изготавливают из

1. кости           2.  пластмассы           3. дерева

- Для изготовления  Богородских  игрушек используют мягкую древесину

1. ель        2. осина       3. ольха    4.липа

2.Ведущий: Послушайте, какая красивая музыка звучит.

(Звучит  песня «Вологда»)

16 слайд

(Входит девочка-кружевница). 

Кружевница: Зимний вечер. Горит свеча. Девушки плетут чудесные кружева. Не крючком и спицами, а при помощи палочек-коклюшек, перебирая с одной нитки на другую. Так плетется вологодское кружево. Вологодские кружева много раз занимали первые места на международных выставках.

Ведущий: Город Вологда (на карте повесить название города) славится Вологодскими кружевами. Смотрите, какие нарядные вещи связаны вологодскими мастерицами. Этот промысел возник в незапамятные времена и передавался из поколения в поколения, от бабушки к внучке.  

17,18, 19, 20 слайды

21 слайд

Кружевница: Кружева эти особенные еще тем, что их создавали

        -при помощи специальных палочек, которыми перебрасывали нитки с одного места на другое.

        -Называются эти палочки коклюшки.

        -изображение узоров в виде звёздочек и розеток.

Ведущий: Спасибо, тебе кружевница, за интересный рассказ.

Практическое задание.

Поговорили о вологодских кружевах. Выполните задание на карточке

Зачеркни лишнее слово

Булавки, коклюшки, валик, Вологда, узоры, спицы

3.Звучит русская народная мелодия 

Прибегают две дымковские барышни

Ведущий: Что это за гости к нам пожаловали?

22 слайд

Барышни: Мы барышни из села Дымково, которое расположено недалеко от города Вятка или Киров

(на карте повесить название села)

Ведущий: Известный промысел Дымково - глиняные игрушки. Ну-ка расскажите о себе.

23 слайд

1-я барышня: В селе Дымково издавна занимались лепкой и раскраской глиняных игрушек: петушков, всадников, лошадок.

24 слайд

2-я барышня: Они очень нарядные. По белому фону расписывают узоры из кругов, колец, полосок, точек.

25 слайд

3-я барышня: Самая знаменитая игрушка - барышня-водоноска. В женских фигурках всегда делали много деталей: кокошники, оборки, сумки, зонтики.

Ведущий: А как изготавливают дымковскую игрушку?

26 слайд

1-я барышня: В селе Дымково глина особенная. Песок просеивают через сито и смешивают с глиной. Сначала игрушку лепят из глины, потом сушат при комнатной температуре. Если большая игрушка её сушат 3-4 дня, игрушки поменьше – 2 дня. Высушенные изделия обжигают в печах.

27 слайд

2-я барышня: Затем покрывают белым слоем мела, разведённого на молоке.

3-я барышня: Потом расписывают разными красками.

28 слайд

1-я барышня: В нашей стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек.

29 слайд

2-я барышня: Дымковская игрушка еще и полезна.

3-я барышня: Она служит не только украшением, но и может быть музыкальным инструментом.

1-я барышня: В России живет музыкальный народ. Из дымковской глины делают веселые свистульки.

Ведущий: Спасибо, вам красавицы, за интересный рассказ.

Практическое задание: Послушали о Дымковских игрушках.  Выполните задание на карточке.

Порядок изготовления Дымковских игрушек

сушат при комнатной температуре

высушенные игрушки обжигают в печах

лепят из глины

песок просеивают и смешивают глиной

расписывают

покрывают белым слоем мела

4.Ведущий:  На Руси музыкальные игрушки изготавливали не только из глины, но и из дерева. Какие? Может кто – то знает?

        Правильно. Ложки! Ложки – самый популярный предмет русских ремёсел. Кто умеет играть на ложках? Все вы когда-то пробовали играть на ложках, но мало что о них знаете.

Звучит музыка

30 слайд

        Ученик

31 слайд

        В Поволжье на Руси находились самые большие центры по изготовлению деревянных изделий. А на продажу все изделия свозили в село под названием Хохлома.

(на карте повесить название села)

Поэтому вся деревянная посуда  получила название хохломской.

        Ученик:

32 слайд

        Деревянную посуду тоже делают с особыми хитростями: сначала их покрывают глиной и мелом, сушат, натирают металлическим порошком, расписывают, а поверху наносят олифу. После закалки в горячей печке масляная поверхность желтеет, и посуда выглядит как золотая.

Ведущий:                             

         Давайте рассмотрим хохломские изделия и элементы росписи. Эти изделия очень простые с округлыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы посуды – для кофе, чая, для блинов и ягод, варенья и мёда.

Подлинная красота форм и узоров всегда вызывала всеобщую любовь к искусству «Хохлома». В своё время иностранные купцы, у которых бойко шла торговля хохломскими изделиями, захотели наладить такое же производство у себя за рубежом, но у них ничего не получилось. И не могло – русское ремесло оказалось им недостижимым. Ведь хохломскую школу наши мастера начинали с изготовления ложек. Ведь от ложки не только польза, но и удовольствие. 

33, 34,35, 36, 37, 38 слайды

Практическое задание: послушали о Хохломе, выполните задание

Порядок изготовления Хохломской посуды

закаливают в горячей печке  и посуда выглядит,  как золотая

покрывают глиной и мелом

натирают металлическим порошком

поверху наносят олифу

сушат

расписывают

5. Ведущий: Продолжаем знакомство с русскими чудесами. 

39 слайд

В 18 веке в России, город Нижний Тагил стал центром металлургического производства, там стали выпускать листовое железо. Здесь стали изготавливать и расписные подносы.

40 слайд

          - Их делали разных форм с фигурными ручками.

        -По загрунтованному металлу наносился цветной фон, а по нему узоры: веточки, цветы, букеты.

        -Рисовали или кистью, или просто пальцем.

41 слайд

        Ученик. Спустя 100 лет подносы стали изготавливать во многих уголках России. Самыми знаменитыми подносами – прославилось

        -подмосковное село Жостово

(на карте повесить название села)

 По названию села мастеров и стали называть жостовские.

42 слайд

        -в селе появились новые формы подносов: круглые, овальные, крылатые, гитарные, прямоугольные, фестончатые.

        -у каждого мастера свой уникальный рисунок.

43 слайд

        -здесь оживает множество цветов: садовые и полевые, георгины, розы, васильки, хризантемы, ромашки…

         -завершают цветочную композицию золотым ободком по краю подноса.

Ведущий: Спасибо за интересный рассказ о жостовских подносах

Практическое  задание:

Найди нужные слова

На Жостовских подносах изображали

1.Машины    2.мотоциклы     3.веточки   4. цветы  5. букеты   6.дома

Звучит музыка

44 слайд

6.Ведущий: На этом мы прощаемся с жостовскими мастерами и отправимся в гости к гжелевским мастерам. Это посуда из всемирного известного района Гжель

(на карте повесить название села)    

в который входит 30 сёл и деревень. Славится он своими гончарами. Жители освоили технику – поделки из глины.

45 слайд

        Ученик: Гжельские изделия, не спутаешь ни с какими другими чудесами. Мастера используют

        -одноцветную синюю кобальтовую роспись.

        -Во многих домах можно встретить красивый гжельский заварочный чайник или сахарницу – белые с синими ручками, носиком у чайника и крышечкой.

46 слайд

        Ученик: Очень много посуды придумали в Гжели: блюдца, тарелки, рукомойники, кувшины. Ещё сам М. В. Ломоносов любил эту посуду и считал гжельскую глину лучшей для изготовления посуды.

47, 48 слайды

        

  Практическое задание:

Ведущий: Ну что, ребята, понравились вам русские чудеса?!  Сейчас вас проверю, насколько внимательны вы были. На листе бумаги изображены русские ремёсла, вам нужно определить к какому ремеслу относится каждое изделие.

C:\Users\Виктория\Desktop\P1010065.JPG

Звучит музыка

Ведущий: Гжельские мастера вам отправили картинки – раскраски и попросили вас разукрасить.

(Во время разукрашивания звучит музыка)

Ведущий: Скажите, что вы узнали нового на занятии?

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

- Сегодня на занятии мы с вами говорили о русских мастерах и ремеслах, о том какая наша страна богатая, как она славится  с давних времен. Спасибо за работу. Наше занятие подошло к концу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки классных часов по патриотическому воспитанию

Данная публикация содержит 4 разработки классных часов по патриотическому воспитанию младших школьников...

СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА - РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. В. Храпунова(МБОУ СОШ № 58, Хабаровск)СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГОЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА- РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ данной статье ...

Классный час по патриотическому воспитанию «Мы первыми к звездам дорогу открыли».

Цель: воспитание патриотического и духовно-нравственного сознания, гражданственности, чувства гордости за наше отечество.Задачи:Образовательная: познакомить учащихся с историей освоения космоса и с пе...

Классный час Героико-патриотическое воспитание «Герои города Новочеркасска»

Классный час.Цель классного часа: Обобщение  опыта  работы   героико-патриотическому воспитанию школьника, через проектную деятельность.  Задачи:...

Планы-конспекты классных часов (гражданско-патриотическое воспитание)

Классные часы (гражданско-патриотическое воспитание)...

Классный час по патриотическому воспитанию: "Мой город Саранск".

Цель: познакомить детей с понятием Родина.Задачи: 1. Формировать у учащихся чувство любви к своей стране;               2. Закрепи...