Конспект занятия по экологии «Природа-наше богатство»
план-конспект

Конспект занятия по познавательному развитию является одним из вариантов рассмотрения темы «Сохраним природу родного края» с детьми среднего дошкольного возраста. Материал направлен на обобщение и уточнение знаний детей об охране природы родного края, развитие мыслительных процессов, воспитание самостоятельности, культуры поведения, воспитание начал экологической культуры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии «Природа-наше богатство»  

средняя группа                                                    Воспитатель Чедырева А.В.

Задачи:

-Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.

-Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.

- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

   Оборудование: Презентация Д\И «Счастливая и грустная земля».

Ход занятия

Вводная часть. 

Организационный момент и введение в тему занятия.

Вступительная беседа.

В. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим на очень серьёзную тему.

-Давайте присядем на стульчики.

Ребята, а как называется наша планета?

Д. Наша планета называется Земля.  

В.А кто живёт на планете Земля?

Д. Человек, люди 

В. А ещё кто живет на планете Земля?

Д. Деревья, животные, птицы, рыбы, насекомые, трава и т.д.   

В. А как одним словом можно всё это назвать?

Д. Природа.

В. Я думаю, что человек главный на Земле, потому что он умеет разговаривать, думать, рассуждать, принимать решения, потому что он самый умный и он отвечает за всё, что происходит на нашей планете Земля.

В. Как вы думаете,  а всегда ли мы, люди, делаем так, чтобы нашей планете Земля , нашей природе было хорошо.

Д. Нет, не всегда.

В. А когда люди поступают по отношению к природе плохо?

Д. Люди поступают плохо, когда ломают деревья, рвут цветы, ловят и давят жучков, стреляют в птиц, убивают животных и т. д. 

В. Ребята, а когда вас кто-нибудь обидит, когда вам больно, что вы делаете?

Д. Плачем, жалуемся.

В. Вот и природа, когда мы делаем ей больно, жалуется на тех, кто ее обижает, просит помощи у нас, людей.

Основная часть

В. Посмотрите на экран, это книга, она называется «Жалобная книга природы».  Как вы думаете. о чём эта книга? Почему называется - жалобная? Что такое жалоба? СЛАЙД 1

Д. Жалоба - это значит, что кто-то чем-то недоволен, кто-то на кого-то жалуется.

В. Как вы думаете, кто жалуется в этой книге?

Д. Природа.

В.  А вот и первая жалоба. Отгадайте от кого.  

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

 (Дерево)

В. Посмотрите за окошко, что у нас там растёт.

В. А где растут деревья? (В парке, на улицах города, в лесу).

Посмотрите на экран, что вы видите. СЛАЙД 2

«Однажды, гуляя в парке ко мне подошли люди, оторвали ветки и листья, ободрали кору, теперь под кору залезают разные вредные насекомые и мне очень больно.»

В. Как вы думаете, жалуется дерево или радуется?

Д. Жалуется.

В. Можно ли так обращаться с деревьями?

Д. Так обращаться нельзя.

В.  Почему?

Д. Им больно, они засохнут, дерево может погибнуть.

В. Какую пользу приносят деревья нашей планете?

Д.: Очищают воздух, листья деревьев выделяют кислород, спасают от жары, из почек делают лекарства, из древесины – бумагу, очень полезен берёзовый сок, из коры делают игрушки.

В: Что можно сказать ребятам, которые плохо поступают по отношению к деревьям.

Д. Ребятам, которые ломают, срывают ветки, нужно объяснить, что так нельзя поступать. Природу надо любить и беречь.

В. Иначе что может произойти?

Д. Иначе они все погибнут, а значит погибнем и мы, потому что дышать будет нечем, погибнет и наша планета. 

В. Сейчас, мы все превратимся в деревья и у нас получится лес, в котором растут крепкие и здоровые деревья.

Физминутка

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад (2 раза)

В. От кого следующая жалоба вы узнаете из отрывка стихотворения, которое написал наш калмыцкий народный поэт Григорий Кукарека. (воспитатель читает отрывок)

-Степь калмыцкая весной

Как бескрайний океан

Словно в дымке голубой

В ней качается тюльпан.

В. О чем это стихотворение? (о тюльпане). СЛАЙД 3

 "Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватает нашей красоты и запаха, когда нас сорвут. Ведь в степи итак мало красивых растений.»

В. Тюльпан- исчезающее растение, поэтому он занесен в Красную книгу, куда записывают растения и животных, которых надо беречь и охранять. Тюльпаны - популярное средство в народной медицине, косметологии и кулинарии. В тюльпанах содержаться полезные вещества, которые благотворно влияют не только на здоровье человека, но и на состояние его кожи.

Обсудив жалобу цветка, ребята пришли к выводу: 

-«Нельзя рвать тюльпаны! Пусть будет нарядной наша родная степь!»

В.А теперь посмотрите на экран и ответьте от кого будет следующая жалоба.  Это сайгак СЛАЙД4

«Здравствуйте, я сайгак. Я жалуюсь на плохих людей, они убивают моих друзей и родных ради охотничьего азарта, рогов и денег, которые они получают за наши рога. Между прочим,  я занесен в Красную книгу, но это им не о чем не говорит.»

В. Сайгак питается множеством видов растений, которые не употребляются в пищу домашним скотом или другими дикими животными, потому что в них содержатся соли и некоторые ядовитые вещества, а также он предохраняет земли от опустынивания. Рога сайгака широко используются в лечебных целях.

Вывод-Нужно беречь и охранять сайгаков!

В. Правильно, ребята, но нужно беречь и охранять всех животных, даже тех кто не занесен в Красную книгу, потому что все они приносят свою пользу природе.

В. А теперь посмотрите на экран и скажите, что вы видите. СЛАЙД5

-Я обиженная на людей степь. Была я красивая, была я пригожая, а стала сама на себя не похожая! Траву на мне вытоптали! Цветы все сорвали! А ведь люди любят отдыхать в чистоте, а сами меня забросали банками, грязной бумагой. Да ещё костер на мне развели и потушить забыли.

В. Ребята, как же нужно вести себя, чтобы степь оставалась красивой и чистой.

 Д. Убирать за собой мусор, ходить по тропинкам, не ломать кусты и деревья, не рвать цветы, не разводить костры.

В. А теперь, ребята, давайте пройдем за столы и еще раз закрепим то, о чем мы говорили сегодня, что нужно и нельзя делать, чтобы сохранить природу родного края и всей нашей планеты.

Дидактическая игра «Счастливая и грустная земля»

Заключительная часть.

В. Давайте расскажем, как вы поняли, как нужно вести себя в природе?  (дети отвечают)                                    

 - Сегодня у нас замечательный день, мы узнали, как вести себя по отношению к природе на нашей планете.

-Молодцы, ребята, вы настоящие защитники природы и будете беречь родную природу, сохранять нашу любимую планету. И каждый из вас получает медаль защитника природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии". 1 кл

Живая и неживая природа. Конспект занятия по "Экологии"...

Конспект занятия по экологии «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологическому развитию. Тема "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Жалобная книга природы»

Расширять представление о природе, учить делать выводы, устанавливать взаимосвязь...

Конспект занятия по экологии

Занятие по экологии с элементами экспериментирования...

конспект занятия по экологии "Вода"

конспект занятия по экологии "Вода"...

Конспект занятия по экологии на тему: " Природа Северная Осетия"

На данном занятии учащиеся углубят знания  об особенностях родного края, географическом положении природы,  взаимозависимости природных явлений, познакомятся с природой Северной Ос...