Школа как центр родительского просвещения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Цикина Ирина Владимировна

Проблема взаимодействия  образовательной  организации с семьей всегда остается актуальной. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа как центр родительского просвещения

Цикина Ирина Владимировна учитель начальных классов                                                                        МБОУ «Бердниковская ОШ» Тонкинский район Нижегородская область

Проблема взаимодействия  образовательной  организации с семьей всегда остается актуальной. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений. 

Стараясь сохранить те маленькие крупицы традиций взаимосвязи поколений и духовную связь между детьми и родителями, педагоги нашего образовательного учреждения  уделяют много внимания организации совместной деятельности родителей, детей и педагогов.

Взаимодействие выстраивается с учетом конкретных семей, чьи дети обучаются в нашей школе. В нашем селе проживает много интересных семей, пронесших связь между поколениями, имеющих свою историю, богатые семейные традиции. При этом педагогический потенциал родителей на селе, которые одновременно выполняют несколько социальных ролей, имеет особое значение для воспитания и социализации ребенка.

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

 Как создать единое пространство развития ребенка в семье и образовательном учреждении, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Решение этих вопросов стало возможным через разработку и внедрение программы по взаимодействию с семьями учеников «Вместе», направленную на включение родителей в единое образовательное пространство нашей школы,  привлечение семей к непосредственному участию в  совместных проектах, встречах, экскурсиях, детско-родительских мероприятиях и т.д.

Актуальность разработки  Программы обусловлена утверждением в последние годы новых нормативных правовых актов в сфере образования. Во-первых, с 1 сентября 2013г. вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательные организации «оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Во-вторых, с 1 января 2014г. вступивший в действие федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования (далее ФГОС) одной из задач перед образовательной организацией ставит «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Еще одним нормативным документом, регулирующим отношения педагог-родитель, является Семейный кодекс Российской Федерации, который гласит: «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».

 В связи с вышесказанным, педагогам школы  необходимо разобраться в актуальных вопросах взаимодействия с родителями как участниками образовательных отношений, модернизировать и систематизировать взаимоотношения педагогов  с семьями воспитанников.

Субъектами Программы являются коллектив педагогов школы, родители (законные представители) и учащиеся школы.

Цель программы – создание единого образовательного пространства школы и  семьи,  вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс учреждения как полноправных субъектов деятельности.

Для достижения данной цели выдвинут ряд задач:

  • подбор и апробация форм взаимодействия с родителями школьников для эффективного сотрудничества школьных классов с семьей;
  • создание условий для благоприятного климата при взаимодействии с родителями, реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и образовательной организации;
  • повышение  психолого-педагогической компетентности родителей, ориентированной на повышение социального статуса, педагогической, правовой, экономической, социальной культуры семьи;
  • включение родителей в совместную деятельность по приобщению обучающихся к традициям семейного воспитания, духовно-нравственному потенциалу семьи;
  • обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
  • определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

В основу реализации Программы заложены следующие принципы:

  • Сотрудничество как межличностное общение педагога с родителями в форме диалога;
  • Открытость школы для родителей: предоставление возможности в удобное для родителей время знакомиться с деятельностью учеников, включаться в воспитательно-образовательный процесс классов;
  • Системность и последовательность работы;
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей;
  • Вариативность содержания форм и методов сотрудничества с родителями в зависимости от их заинтересованности и степени готовности к активному взаимодействию;
  • Формирование компетентности родителей, предполагающей интегрирование разных аспектов их личного опыта.

В процессе реализации Программы происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Структурно-функциональная модель взаимодействия школы и семьи состоит из 3-х блоков:

  1. Информационно-аналитический блок направлен на выявление потребностей, интересов и запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, психологическом консультировании, исследовании детско-родительских отношений:
  • Опросы, анкетирование,
  • индивидуальные беседы, консультации,
  • Мобильный ящик (почта доверия).
  1. Практический блок представлен 3-мя направлениями:
  • «ПЕДАГОГ+РОДИТЕЛЬ» - повышение  психолого-педагогической компетентности родителей, ориентированной на повышение социального статуса, педагогической, правовой, экономической, социальной культуры семьи.

Формы проведения: 

  • родительские собрания,
  • круглые столы,
  • открытые уроки,
  • родительская гостиная,
  • деловые игры,
  • устный журнал.
  • «ПЕДАГОГ+РЕБЕНОК+РОДИТЕЛЬ» - обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс учреждения как полноправных субъектов деятельности.

Формы проведения общения:

  • Родительские  недели
  • Легкоатлетическая  эстафета ко  Дню Победы
  • Новый год
  • Ярмарка
  • Парад достижений
  • Календарные праздники
  • Месячник по военно-патриотическому воспитанию
  • Интеллектуальные и спортивные игры.
  • «РОДИТЕЛЬ+РЕБЕНОК» - гармонизация детско-родительских отношений, включение родителей в совместную деятельность по приобщению воспитанников к традициям семейного воспитания, духовно-нравственному потенциалу семьи;

Формы:

  • Календарь семейных праздников,
  • Азбука семьи,
  • Выпуск семейных  фотоколлажей,
  • Творческие тематические выставки, конкурсы,
  • Проектная деятельность,
  • Родительские уроки,
  •  Уроки социализации,
  • Уроки бабушек и дедушек,
  1. Контрольно-оценочный блок включает анализ эффективности (количественный и качественный) всей работы, проведенной педагогами школы в сотрудничестве с родителями. Определение перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

В Бердниковской школе из поколения в поколение передается система традиционных детско-родительских мероприятий, которые прочно установились в школе благодаря коллективу. Взаимодействие с семьями учеников начинается с начальных классов, и продолжается на протяжении всего обучения ребенка в школе, что обеспечивает преемственность в образовании.

Тематика событий всегда актуальная и единая для всей школы, например, «За безопасность всей семьей», «Чистое село», «Мы выбираем ЗОЖ», «Мы вместе школа + семья» и т.д. А уже при планировании и проведении мероприятий учитываются возрастные особенности школьников.

Для того чтоб лучше узнать семьи учащихся, оценить неповторимость каждой семьи, родителям было предложено вместе с детьми создать календарь семейных праздников, которых нет в обычном календаре, разработать презентации, коллажи и фотовыставки: «Знакомьтесь – моя семья»,  «Профессия моего папы», «Профессия моей мамы»,  «Я и мой питомец», «Мой дедушка защищал  Родину»  и другие.

        Приоритетным направлением для учащихся нашей школы стало включение в контекст содержания образования распространение положительного опыта семейного воспитания, способствующего формированию нового уклада семьи, школьной организации, села, через приобщения сельских школьников к традициям семейного воспитания, духовно-нравственному потенциалу семьи. Способом трансляции такого опыта выбран урок. Важно, что урок в данном случае не форма, а способ передачи жизненного опыта от старшего поколения – младшему. Как правило, данные уроки проходят в рамках Родительской недели, и тематика соответствует теме недели.

Примером такого родительского урока  по теме «Край родной, навек любимый» стала встреча детей  с Колиной мамой (она библиотекарь). Она в доступной для детей форме дала первоначальные знания о малой родине, своем селе, связав это с рассказом о своей семье. Все вместе рассматривали фотографии и называли памятные и значимые места нашего села. Дети узнали, что в селе живет много разных семей, и это делает наше село неповторимым и интересным.

Родительская неделя - одна из многолетних традиций Бердниковской школы. Это время тесного взаимодействия и сотрудничества семьи и школы в вопросах воспитания наших детей. Неделя будет насыщена интересными встречами, беседами, спортивными играми и другими событиями. 

 «Семейные уроки» - «Живой» урок, проводимый членами семьи для одноклассников своего сына или дочери, внука или внучки, основывающийся на многолетнем опыте поколений того или иного семейного рода. Мамы и папы, дедушки или бабушки делятся историями создания семьи, принципами семейного воспитания, увлечениями, самыми интересными и значимыми событиями в жизни семьи, семейными традициями, демонстрируют свои таланты. Темы: «История семьи в истории моего села», «Чистая экология – здоровая семья» и.т.д.

Уроки социализации направлены на личностное и познавательное общение и совместную деятельность взрослого с детьми на социально-нравственные темы: «Культура и традиции народов Тонкинского района», «Мастера нашего поселка» и др.

Уроки  бабушек и дедушек способствуют формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у школьников по отношению к старшему поколению.

Ежегодно проведение фестиваля «Семья года» в школе убеждает, что это удивительная площадка общения. Семьи-участницы делятся друг с другом эпизодами из истории создания своей семьи, принципами семейного воспитания, общими увлечениями, самыми интересными и значимыми событиями из своей семейной жизни, семейными традициями. У каждой семьи-участницы фестиваля есть общие дела, интересы и увлечения. Они учат друг друга и всех присутствующих в зале тому, что сами мастерски умеют делать: аппликации, рисовать акварелью, играть на фортепьяно, выращивать розы, готовить... За время проведения фестиваля все семьи успевают не только познакомиться, но и сдружиться. А на память о состоявшемся празднике обмениваются небольшими сувенирами, сделанными своими руками. На этом фестивале не бывает победителей и побеждённых, каждая семья традиционно становится лучшей в своей номинации. 

Очевидны результаты такой деятельности:

  • повышение уровня включенности родителей в деятельность школьных классов Бердниковской школы;
  • повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка;
  • достижение единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и образовательной организации;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • активизация социального партнерства в отношении детей, родителей, педагогов.

Такое взаимодействие между школой и семьями наших учеников расширяет рамки всестороннего развития детей школьного возраста и обеспечивает единый воспитательно-образовательный процесс.

Совместные детско-родительские мероприятия позволяют не только родителям увидеть положительные стороны ребенка, но и детям – воспринимать родителей по-новому - как союзников. Ведь родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его точку зрения. А у детей, которые постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей, повышается самооценка и уверенность в себе.

Правила работы с родителями обучающихся:

 к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;

 общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо

 изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным

 изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Направления и формы работы:

1. Изучение семьи обучающихся

Изучение семей обучающихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Психолого-педагогическая диагностика:

 наблюдение

 беседа

 тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)

 анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш  ребёнок», « Незаконченное предложение» и др.)

 материалы детского творчества

 интерактивные игры

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Умело организованное и  продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах:

 родительские собрания

 конференции

 тренинги

 индивидуальные и тематические консультации

 беседы

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

        Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе:

 открытые уроки и внеклассные мероприятия;

 помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально технической базы школы и класса;

 День здоровья

 шефская  и спонсорская помощь

4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом:

 участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;

 участие родителей класса в работе Совета школы.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

 уровень педагогической компетентности родителей

 уровень вовлеченности в реализацию Программы учителей, родителей и

обучающихся школы

 положительные отзывы партнеров и участников Программы

 новые формы сотрудничества семьи и школы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рекомендуемые темы «родительского всеобуча»

Месяц

Направление работы

Тематика занятий

1 класс

сентябрь

Учебное

«Как помочь школьнику учиться»

Ноябрь

Правовое

«Всегда ли мы понимаем своих детей? Как научиться их понимать?»

Январь

Патриотическое

«Воспитание любви к «малой родине»

Март

Художественно-Эстетическое

«Организация досуга в семье и школе»

Апрель

ЗОЖ

«Особенности психофизического  развития обучающихся и учёт их в семейном воспитании»

Май

Трудовое

«Семейные проблемы трудового воспитания»

 

 

2 класс

Сентябрь

Учебное

«Плохие отметки: беда или вина»

Ноябрь

Правовое

«Дети и семейные конфликты: как научиться разрешать их с пользой для обеих сторон»

Январь

Патриотическое

«Формирование культуры отношения к природе»

Март

Художественно-эстетическое

«Организация коллективной деятельности, развития творчества»

Апрель

ЗОЖ

«Оздоровление детей – основа формирования человека будущего»

Май

Трудовое

«Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность»

 

 

3 – 4 классы

Сентябрь

Учебное

«Развитие общих и специальных способностей (учение, общение, труд)»

Ноябрь

Правовое

«Задачи воспитания. Каким мы хотим видеть своего ребёнка (проблема взаимоотношений взрослых и детей)»

Январь

Патриотическое

«Мои добрые дела»

Март

 Художественно-эстетическое

«Школьник в его многообразных увлечениях»

Апрель

ЗОЖ

«Гиперактивный ребёнок в школе и дома»

Май

Трудовое

«Семейные проблемы трудового воспитания»

 

 

5 класс

Сентябрь

Учебное

«Мама, папа, занимайтесь со мною!»

Ноябрь

Правовое

«Воспитание без насилия (жестокость и физическое наказание  в семье)»

Январь

Патриотическое

«Формирование отношения человека к обществу»

Март

Хаудожественно-эстетическое

«Что такое духовное богатство человека»

Апрель

ЗОЖ

«Причины школьных неврозов»

Май

Трудовое

«Формирование культуры труда «Соотношение «хочу – могу — надо»

 

 

6 класс

Сентябрь

Учебное

«Домашняя учебная работа»

Ноябрь

Правовое

«Особенности младшего школьного подросткового возраста»

Январь

 Патриотическое

«Состояние воспитания школьников в семье»

Март

Художественно-эстетическое

«Формирование опыта деятельности. Развитие творчества»

Апрель

ЗОЖ

«Основные принципы обучения ЗОЖ»

Май

Трудовое

«Помогай окружающим людям (общественно-полезные трудовые коллективные мероприятия)»

    

 

7 класс

Сентябрь

Учебное

«Стимулирование ответственного отношения к учёбе в школе и дома»

Ноябрь

Правовое

«Если ваш сын (дочь) попал (а) в дурную компанию»

Январь

Патриотическое

«Нравственное развитие личности школьника»

Апрель

ЗОЖ

«Предупреждение вредных привычек у школьников»

Май

Трудовое

«Долг и обязанности в семье»

 

 

8 класс

Сентябрь

Учебное

День открытых дверей

Ноябрь

Правовое

«Неформальные объединения»

Январь

Патриотическое

«Духовное развитие подростка»

Март

Художественно-эстетическое

« Семейные традиции»

Апрель

ЗОЖ

«Любопытство – как одна из причин вовлечения несовершеннолетних в употребление наркотиков (предупреждение вредных привычек)»

Май

Трудовое

«Участие восьмиклассника в домашнем хозяйстве семьи»

 

 

9  классы

Сентябрь

Учебное

«Особенности психофизического развития обучающихся и их учёт в семейном воспитании»

Ноябрь

Правовое

«Правовая ответственность несовершеннолетних»

Январь

Патриотическое

«Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России, своего города, школы»

Март

Художественно-эстетическое

«Творческая активность детей»

Апрель

ЗОЖ

«Семья и физическая культура подростка»

Май

Трудовое

«Профессиональная ориентация  обучающихся»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Примерная тематика педагогического «всеобуча с родителями» в

 МБОУ «Бердниковская ОШ»

класс

тематика

Сентябрь:    «Организация учебного труда обучающегося».

1

«Как помочь первокласснику хорошо учиться».

2

«Организация учебного труда школьника в процессе выполнения домашних заданий»

3

«Воспитание у школьника навыков самостоятельного учебного труда»

4

«Воспитание у школьника ответственного отношения к учению. Особенности режима дня младшего школьника»

5

«Организация учебного труда подростка в связи с введением новых учебных предметов»

6

«Развитие познавательной активности шестиклассника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей»

7

«Возможности дополнительного образования, Расширение кругозора школьника через внеклассную, кружковую, факультативную работу»

8

«Участие школьника в различных конкурсах, предметных олимпиадах как важнейший фактор развития интереса к знаниям и природных задатков и способностей»

9

«Особенности организации учебного труда девятиклассника в период подготовки к экзаменам»

Октябрь:    «Физическое воспитание, охрана здоровья школьника. Совместная работа школы, семьи и общества против СПИДа, наркомании, алкоголизма и курения».

1

«Особенности режима учебного труда и отдыха, гигиенических норм первоклассника. Элементарные знания правил дорожного движения»

2

«Профилактика простудных и инфекционных заболеваний для укреплении здоровья младшего школьника»

3

«Физкультурно-оздоровительная работа в семье и школе. «Папа, мама и я - спортивная семья»

4

«Профилактика сколиоза, травматизма, близорукости в воспитании младшего школьника»

5

«Комплекс утренней зарядки. Семейный спортивный инвентарь»

6

«Особенности  переходного  возраста.   Профилактика  нервных срывов, утомляемости, курения и других вредных привычек»

7

«Здоровый образ жизни. Единый фронт борьбы против наркомании, алкоголизма, аморального поведения подростка»

8

«Участие обучающихся в спортивно-массовой работе, спортивных соревнованиях, турпоходах»

9

«Режим учебного труда и отдыха девятиклассника в период подготовки и сдачи экзаменов»

Декабрь:    «Гражданское, правовое, трудовое, нравственное воспитание».

1

«Воспитание прилежания, честности и правдивости у младших обучающихся»

2

«Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности за свои поступки»

3

« Нравственное  воспитании в семье»

4

«Права и обязанности школьника»

5

«Роль трудовых объединений в правовом и нравственном воспитании»

6

«Формирование у подростка правосознания, культуры поведения в школе, семье, общественных местах. Оценка за поведение»

7

«Круг общения  подростков и его влияние  на формирование нравственного поведения. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

8

«Проблемы полового воспитания. Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками»

9

«Формирование правосознания и ответственности старшеклассника за свои поступки. Самооценка и взаимооценка своего поведения»

Апрель:    «Эстетическое, экологическое воспитание. Организация труда и летнего отдыха обучающихся».

1

«Роль сказки, книжек-малышек, мультфильмов и детских передач в эстетическом и экологическом воспитания первоклассника»

2

«Воспитание в семье интереса к чтению, рисованию, музыке»

3

«Пример родителей   в   эстетическом   и   экологическом   воспитании   младшего школьника»

4

«О координации совместной работы школы, семьи и общественности по эстетическому и экологическому воспитанию обучающихся»

5

«Роль детских кинофильмов, телепередач, художественной самодеятельности в эстетическом воспитании обучающихся»

6

«Эстетика быта, отношения, поведения подростка в семье и общественных местах»

7

«Роль семьи, дополнительного образования в развитии художественного и технического творчества обучающихся»

8

«Эстетическое и экологическое воспитание в процессе экскурсий в природу, турпоходов, работы в трудовых объединениях»

9

«Этика и эстетика отношений в семье, школьном коллективе. Воспитание критического отношения старшеклассников к современной моде, музыке, танцу, вольному поведению»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель "Школа - социокультурный центр"

Воспитательная работа в группе продленного дня...

«Школа пешеходных наук» Родительское собрание

Цель:•    Разъяснить родителям необходимость изучения и отработки с детьми правил дорожного движения.•    Раскрыть типичные ошибки в поведении младших школьников на улица...

Программа родительского просвещения о целях и задачах введения ФГОС НОО

В своей работе по просвещению родителей о целях и задачах введения ФГОС НОО я использую материалы Управления  образования администрации Богородского муниципального района. Данный материал разделе...

ШКОЛА КАК ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Духовно-нравственное воспитание...

Программа родительского просвещения

Программа родительского просвещения...

"Школа- социокультурный центр"

В статье говорится о необходимости взаимодествия школы с социальными субъектами за пределами школы, об организации школы как социокультурного центра....