экологический калейдоскоп
план-конспект занятия (4 класс)

Игнатова  Светлана  Рафаиловна

конспект внеклассного мероприятия по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kaleydoskop.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

  Внеклассное мероприятие по экологии

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Цели:

       -углубление экологических знаний обучающихся;

       -развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;

       -воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе,

       желание  заботиться о ней;

Задачи:

         Учить детей быть ответственными за свои поступки.

         Формировать культуру поведения в природе.

         Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Оборудование:

         мультимедийный проектор;

         картинки с изображением животных, растений, грибов;

         карточки с заданиями.

 ( В игре принимает  участие параллель  четвёртых классов. От каждого класса-команда по 5 человек в каждой ).

                                                          Ход мероприятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

-Вы – молодое поколение, а это значит, что будущее планеты в ваших руках и от вашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам.

-И сейчас, я предлагаю вам проверить себя, готовы ли вы сохранить и сберечь всё то, что с такой щедростью дарит вам Матушка-Природа.

У нас 3 команды: Давайте познакомимся!!!

 «Синие» (символ. Воды, чистого неба)

«Красные» (символ огня, яркой зорьки, заката и спелых ягод)»

«Зелёные» (символ растений на нашей планете)

Предлагаю вам сегодня поучаствовать в интересной игре. Кто-то из вас знает такую популярную передачу «Своя игра?» (правила)

Слайд 2 .У вас 4 категории. Ваша задача выбрать категорию и стоимость вопроса.

I. категория. «Царство растений».

- Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

II. категория «Царство животных»

-Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

III. категория «Царство грибов»

-Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

IV. категория «Экология»

-Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.

-Итак, мы начинаем! Давайте выберем, кто из вас первым начнёт выбирать категорию.

  1. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  2. Какие животные спят с открытыми глазами? (коровы, овцы, киты)

Задания категорий

I. категория. «Царство растений».

10б.  Какие листья, плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …л
иповый
Лист клёна – …клен
овый
Шишка ели – …ел
овая
Плод дуба – …жёлудь
Лист дуба – ….дуб
овый
Лист осины – …ос
иновый
Лист ивы – …
ивовый
Шишка сосны – …сосновая
Плод яблони – …яблоко

20б.  В результате перестановки букв получаются названия представителей растительного мира. (30 сек.)

Куб. Лье. Пила. Пони. Ритм. Атлас. Насос. Мошкара.

(Ответы: бук ,ель, липа, пион, мирт, салат, сосна, ромашка)

30б.  Цветочная азбука

Перед вами картинки цветов, ваша задача – узнать их, а их названия записать в алфавитном порядке.

50б. «Узнай по устному описанию»

  1. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  2. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  3. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  4. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород). 

(Кислород нужен, чтобы растение могло получить энергию, которая ему требуется для жизни.

Растения не дышат углекислым газом, они используют углекислый газ для фотосинтеза. Растения дышат кислородом. Они вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ.)

  1. категория. «Царство животных».

10б. Лесные загадки

  1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  3. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  5. Это насекомое «поёт» крыльями, а слушает ногами. (кузнечик)
  6. Какую птицу называют пернатой кошкой?
  7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?

20б. «Знатоки животных» 

Назови животных, в названии которых всего лишь три буквы.

                 (30 сек.)

30б. Назови детёныше животных

Белка - бельчонок

Бобр - бобрёнок

Верблюд - верблюжонок

Крокодил - крокодилёнок

Курица - цыплёнок

Лев - львёнок

Перепел - перепелёнок

Собака - щенок

Утка - утёнок

Индейка - индюшонок

Заяц - зайчонок

Овца - ягнёнок

Лошадь - жеребёнок

Кошка - котёнок

Свинья - поросёнок

50б. «Эти забавные зверюшки»

-Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю вам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

  1. Категория «Царство Грибов».

10б. вспомни правила сбора грибов (30 сек)

Собирай только те грибы, которые……. (хорошо знаешь)

Не надо собирать съедобные….  (старые)грибы,  в них может накопиться опасный для  человека….(яд)

Не    ……  (пробуй )грибы на вкус!

Не собирай грибы у …….(дорог и предприятий)

Грибы нужно аккуратно…..(срезать )ножом или …… (выкручивать)из земли.

20б. Собери пословицу

Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.

30б. Посмотрите на картинку, узнайте гриб, расскажите о нем коротко.

Бледная поганка,

 опята,

ложные опята (как их отличить?),

белый гриб,

 подберёзовик,

мухомор,

лисички,

ложные лисички,(как их отличить?),

сыроежка, груздь.

50б. Грибы- целители

А знаете ли вы, что грибы умеют лечить?

Вот вам ситуации, а вы подумайте, какой гриб в данной ситуации поможет?

Девочка выходит с корзиной, потирает руку.
- Вчера собирали малину в лесу, все руки исцарапала, исколола, никак ранки не заживают. Помогите мне, пожалуйста. (Сок мухомора.)
2. Мальчик, хромая:
- Играли вчера в хоккей, мозоли на ногах натёр, а пластыря дома нет. (Мякоть дождевика.)
3. Девочка с куклой на руках. «Несчастье какое, дочка болеет и болеет, никакие витамины и микстуры не помогают. Посоветуйте какое-нибудь средство». (Отвар чаги.)
4. Если болят глаза, или голова…нам поможет. «Настойка из маслят».

  1. категория «Экология».

10б.  Что такое экология?

 Что такое экологические проблемы?

20б.   Расскажи о чём говорят эти экологические знаки?

при помощи этих знаков взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей природе.

-Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

30б.    Экологические дни

Ежегодно человечество отмечает международные экологические дни.

 А зачем? Их цель – помочь людям осознать, как важно охранять природу. Некоторые из них вы видите в нашей таблице. Совсем недавно вы с ними знакомились на уроках окружающего мира.

Задание – соотнести дату и событие.

50б.   Эта занимательная экология

  1. Решить экологический ребус (заповедник)
  2. Решить экологическую задачу.

Из незакрытого на перемене крана в столовой течет вода. За минуту вытекает 8 литров воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (15 минут) и за урок (40 минут)? (120 л; 320 л воды.)

– Вот и подошло к завершению наша игра. Давайте подсчитаем , сколько же баллов набрала каждая команда?

А закончить я хочу замечательным стихотворением

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Дополнительный материал.

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

 

Загадки

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (
Бобры).

Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (
Лягушка).

      Над рекою он в полёте,
      Этот чудо-самолётик.
      Над водой парит он гладкой,
      На цветке его посадка. (
Стрекоза).

На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (
Черепаха).

Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (
Змея).

Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (
Медуза).

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! 
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... 
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... 
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. 
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! 
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. 
    (Боровик, белый).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологический калейдоскоп" Закрепление по разделу Растительный и животный мир Казахстана

Закрепить знания  детей  по  разделу   "Растительный  и  животный  мир  Казахстана", Научить   детей  самостоятельно  составлять  проек...

Презентация "Экологический калейдоскоп"

Закрепить знания  детей  по  разделу   "Растительный  и  животный  мир  Казахстана", Научить   детей  самостоятельно  составлять  проек...

Экологический калейдоскоп.

Презентация Экологического калейдоскопа " Сохраним нашу Землю"...

Внеклассное мероприятие. «Экологический калейдоскоп».

Внеклассное мероприятие. «Экологический калейдоскоп»....

Экологический калейдоскоп "Земля – наш дом родной"

Заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп....

Классный час на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Цель:     формировать первоначальное представление об экологии как науке, её роли в жизни людей.Задачи:- образовательные:формировать представление о понятии «экология»,  учить...

Интерактивная презентация к занятию "Экологический калейдоскоп"

Интерактивная презентация к занятию "Экологический калейдоскоп"...