"Путешествие в прошлое"
классный час

Деменева Марина Петровна

материал для подготовки классного часа на тему Великой Отечественной Войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa.docx42.05 КБ
Файл prilozheniya.docx16.58 КБ
Файл samoanaliz_klassnogo_chasa.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Федоровская средняя общеобразовательная школа

Акбулакского района Оренбургской области

 Внеклассное занятие

«Путешествие в прошлое»

(Для учащихся 3-4 классов)

                                                Материал подготовила:

Деменева Марина Петровна                                                              

                                                      учитель начальных классов

Введение

       Одной из задач воспитательной работы в школе является формирование гражданственности, патриотизма. Для решения этой задачи классный руководитель проводит тематические классные часы, уроки мужества, утренники, организует  проектную деятельность, помощь ветеранам войны и труда и т.д.

Данная разработка предназначена для учащихся 3- 4 классов.

Внеклассное занятие:   «Путешествие в прошлое».

Цели :

  • способствовать  развитию познавательного интереса к историческому наследию нашей Родины;
  • способствовать воспитанию патриотизма,  чувства долга перед  миллионами  погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к ветеранам ВОВ.
  • формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение;
  • развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы;
  • развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

Планируемые результаты:

  • Метапредметные:
  • Познавательные:  Умение  самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; делать умозаключения и выводы в словесной форме; формирование умения анализировать и на основе анализа делать выводы.
  • Регулятивные:
  • - понимание цели и задач классного часа; планирование своих действий для реализации цели классного часа; умение удерживать внимание на определенном виде деятельности, умение адекватно воспринимать  оценки учителя и высказывания одноклассников; умение слушать учителя; осуществлять познавательные и личностные рефлексии.
  • Коммуникативные:
  • умение слушать другого ученика - партнера по коммуникации;  отвечать на вопросы учителя;   участвовать в коллективном обсуждении, обмениваться мнениями.
  • Личностные: осознание важности уважительного отношения к своей Родине, к старшему поколению и к знаменательным датам. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания информации о героях и их подвигах Великой Отечественной войны;

Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация , рабочие листы с заданиями для игры.

Перед началом звучат песни времен Великой Отечественной войны.

Ход занятия:

1.Орг.момент.

-Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат «Словарики настроений». Учащиеся в списке находят прилагательное, которое описывает их настроение и объясняют свой выбор.)

- Я свое настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

-Мое настроение приподнятое. Я люблю наши классные часы, мы много полезной информации узнаем.

-А я выбрала ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый классный час.

Учитель: Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой истории нашей страны. Удачи вам и новых открытий.

 2.Вступительная часть.

Дети сидят по командам за столами, перед ними экран. Встреча  начинается словами ведущего-учителя  и показом презентации на экране.

(Звучит песня «Вставай, страна огромная» - 1 слайд )

Учитель: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

Итак, мы начинаем…

В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана )

Вот, так неожиданно в обычный летний день началась самая страшная, самая кровавая Великая Отечественная война.

На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На войну уходили и старые и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать родину. Тогда еще не зная о том, что война закончится нескоро.

Ученица: (читает стихотворение Б. Окуджавы)

                      Ах, война, что ж ты сделала, подлая:        Стали тихими наши дворы,

        Наши мальчики головы подняли-

        Повзрослели они до поры.

        На пороге едва помаячили

        И ушли, за солдатом – солдат....

        До свидания, мальчики!

        Мальчики,

                    Постарайтесь вернуться назад.      

Учитель:  Ребята, о чем стихотворение? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей: О войне). Когда началась Великая Отечественная война?( 22 июня 1941г) Сегодня, мы «отправимся» в прошлое, о котором вы не должны забывать.

3.Основная часть

 Наш класс это военное подразделение, в которое входит две группы солдат, я попрошу надеть пилотки. И у нас приказ: «Совершить большое путешествие в прошлое».  А чтобы узнать для чего мы с вами отправляемся в путешествие, попрошу  команд разгадать шифр.

(Ребята получают задания «зашифрованные слова»: 1 команда расшифровывает слова «ЦЕНА», 2 команда «ПОБЕДЫ»

А

Б

С

D

1

ц

п

л

х

2

а

е

д

щ

3

и

р

н

г

4

т

ь

з

а

Ключ к шифру : 1А, 2 Б, 3С, 4 D (цена)

А

Б

С

D

1

п

н

е

к

2

е

б

ж

ы

3

о

ш

д

а

4

г

щ

э

ю

Ключ к шифру: 1А, 3А, 2Б, 1С,3С,2 D

Учитель: Мы узнаем какой ценой досталась победа, что удалось пережить солдатам, которые воевали ради нас с вами. В путь мы отправимся на машине. Посмотрите на слайд(слайд 2). Что это за машина? (ответы детей: Т-34).

Учитель рассказывает о танке: Танк Т -34 считался лучшей боевой машиной периода войны. В нем сочетались боевая мощь, надежность боевой защиты и высокая маневренность. До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным, ему принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях ВОВ.

1станция.

Учитель: Во время путешествия мы будем совершать остановки и первая остановка называется станция «Брестская крепость» (3 слайд)

Оборона Брестской крепости (22июня – 20 июля 1941г.)     

Ученица:  Брест – первая героическая страница в летописи Великой Отечественной Войны.

Брестская крепость- крепость герой, которой первой стала на пути врага. Ее героическая оборона началась в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года . Тогда Брест был городом Советского союза.  Защитники Брестской крепости первыми приняли удар вражеских войск. Гитлеровское командование решило сходу взять крепость. Около 3,5 тысяч советских воинов мужественно отстаивали крепость. Более 3 недель небольшой гарнизон Брестской крепости в условиях острой нехватки боеприпасов, продовольствия, воды и медикаментов удерживал вражеские дивизии. Защитники крепости сражались до последнего патрона, до последнего вздоха. На стене крепости найдена надпись:    «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!  

Учитель: А сейчас, ребята, следующее боевое задание. На столе лежат карточки, вам нужно выбрать качества характеризующие  войнов - пограничников Брестской  крепости. (Мужество, сплоченность, честь, храбрость, стойкость, целеустремленность).

-Правильно, только эти качества помогли нашим солдатам победить эту страшную войну.

2 станция.

Учитель:  А мы с вами отправляемся на следующую станцию « Битва под Москвой» (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942)  ( слайд4)

Учитель: Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Под Москвой завязались жаркие бои. 28 героев-панфиловцев, ценой своей жизни, остановили вражеские танки под Москвой. И таких мужественных героев били сотни. Атака наших солдат была такой сильной, что немцы не выдержали и в панике бежали.

-Ребята вам нужно выполнить следующее боевое задание: собрать фразу, которую сказал Василий Клочков, воин, командир подразделения панфиловцев. (Дети собирают фразу «Велика Россия, а отступать некуда  -позади Москва»)

-Ребята, а как вы понимаете эти слова? (Москва – это столица и если бы враги захватили Москву, они захватили бы всю страну.)

3 станция.

Учитель: А мы отправляемся дальше. Чтобы узнать на какую станцию мы отправляемся, посмотрите, что у меня в руках. (кусочек черного хлеба). ----    -Следующая станция Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 – 27января 1944)  (слайд 5)

Учитель: Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград  штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод.  Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

-Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. Хлеб -  по 125 г неработающим и 250 г рабочим. Мне хочется, чтобы вы посмотрели видеоролик о жизни и страданиях детей во времена Блокады Ленинграда.

(Дети смотрят видеоролик  «Блокада Ленинграда глазами детей». О том как люди, которые во времена войны были детьми, пережили жуткие испытание и голод. (https://www.youtube.com/watch?v=vk6eYWw3Lz4).

-Ребята, полагалось всего лишь 125 г хлеба, размером в спичечный коробок. И мы сегодня с вами попробуем сделать блокадный хлеб.

- Ребята, а как вы думаете был ли рецепт приготовления Блокадного хлеба? (Нет, определенного рецепта не было) .

(Дети вместе с учителем делают тесто для блокадного хлеба (ржаная мука, столярный клей, трава))

5 станция.

Учитель: Следующая станция «Песни военных лет» .

- Ребята , а какие вы знаете военные песни? (Катюша, Победа) (слайд 6)

Послушайте и угадайте о какой песни идет речь:

- Эта песня о русской девушке, написанной еще до войны . А на войне ее именем народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага. (ответы детей: Катюша)

 Физ.минутка. (Дети поют и маршируют под песню «Катюша».)

6 станция. 

Учитель: Мы свами продолжаем наш путь и попадаем на  главную станцию

 Сталинградская битва ( 17июля 1942 – 2 февраля 1943)   (слайд7)

Учитель. Сталинградская битва – крупнейшее событие времён Великой Отечественной Войны. В результате Сталинградской битвы советские войска вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали её до конца войны.

 Сталинградская битва продолжалась 200 дней, с июля 1942 года по февраль 1943.

Более 75 тысяч жителей города влилось в ряды его защитников, свыше 50 тысяч сталинградцев  вступили в партизанские отряды. Бои в Сталинграде шли за каждую улицу, за каждый дом.

Несмотря на боевые действия, город продолжал жить, работать и выпускать продукцию. В условиях непрерывных бомбардировок, под обстрелом рабочие заводов производили оружие и боеприпасы для армии, ремонтировали танки и  вооружение. Под Сталинградом впервые за годы войны была окружена и взята в плен крупная немецкая группировка.  

Учитель: Посмотрите на экран (слайд8) , как называется этот памятник? (Родина – мать).

-Где находится этот памятник? (В Волгограде, в войну этот город назывался Сталинград)

4. Заключительная часть.

Учитель: Ребята, давайте, вспомним, какой ценой досталась победа нашему народу, воевавшему во времена Великой Отечественной Войны? Какие события нам удалось вспомнить на нашем классном часе? (ответы детей: Оборона Брестской крепости,  Битва под Москвой, Блокада Ленинграда, Сталинградская битва)

Учитель: (слайд 9)  Во многих семьях, до сих пор хранятся  вот такие пожелтевшие треугольники. Это письма. Письма были единственными, что связывало солдата с семьей. Эти послания с фронта и на фронт были как незримый мост между теми, кто шел воевать, защищать страну и теми, кто остался ждать, работать, помогать фронту. В память о нашей встрече  вы получаете такие же письма- треугольники, письма –обращения ветеранов Великой Отечественной войны к молодежи. (участникам встречи вручаются письма с текстом-обращением, сложенные треугольником)

( слайд 10 ) Звучит песня «День Победы»

ОБРАЩЕНИЕ
ветеранов Великой Отечественной войны к молодежи

Дорогие наши юные друзья!

Мы, ветераны, Великой Отечественной войны помним, какую невиданную цену пришлось заплатить за то, чтобы спасти мир от фашистской чумы. Мы помним жестокие бои, фронтовые дороги, смерть товарищей, тяжкий труд в тылу. Но мы помним и ликующих солдат у здания Рейхстага  и радость освобождения мира.

Эта память священна! 

Вы, молодое поколение, не испытали тех ужасов самой страшной трагедии 20-го века, к которой привела мир фашистская агрессия. Помните, что этим вы обязаны тем, кто в самые трудные дни всенародной борьбы с захватчиками отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Всегда помните! 

Совсем мало  на  земле осталось ветеранов Великой Отечественной войны. Болят их раны и натруженные руки, они нуждаются в вашем внимании и заботе.

Оказывайте им повседневное внимание и заботу!

Будьте настоящими патриотами! 

Меньше будут болеть наши сердца, если мы будем уверены в том, что наше правое дело — в надежных руках.

Совет ветеранов.

Список литературы:

 1 В. Бешанов  «Кадры решают все: суровая правда о войне 1941-1945…»

2. Брест – город герой краткое сообщение (ссылка на источник) https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/gorod-geroi-brest.html

3.«Блокада Ленинграда глазами детей» (ссылка на видео)https://www.youtube.com/watch?v=vk6eYWw3Lz4

4.П. Любаев , А . Безгубова, «Великая Отечественная война. 1941-1945». М. Лабиринт Пресс 2019г. 140с.

5.Булат Окуджава   «До свидания, мальчики» (ссылка на источник)https://www.culture.ru/poems/14304/do-svidaniya-malchiki

6. Смирнов С. — «Брестская крепость» Москва.: Раритет. 2000. - 406 с.

     



Предварительный просмотр:

Ожидающее  спокойное  приподнятое ликующее  хорошее  отличное  замечательное мечтательное  радостное  веселое

А

Б

С

D

1

ц

п

л

х

2

а

е

д

щ

3

и

р

н

г

4

т

ь

з

а

Ключ к шифру : 1А  2 Б  3С   4 D

А

Б

С

D

1

п

н

е

к

2

е

б

ж

ы

3

о

ш

д

а

4

г

щ

э

ю

Ключ к шифру: 1А  3А  2Б  1С  3С  2 D

Мужество, упрямство, сплоченность, холодность, любовь к Родине.

 Честь, храбрость, бессердечность, любознательность, стойкость, целеустремленность.

«Велика  Россия, а  отступать  некуда –позади  Москва»

«Велика  Россия, а  отступать  некуда –позади  Москва»

ОБРАЩЕНИЕ
ветеранов Великой Отечественной войны к молодежи

Дорогие наши юные друзья!

Мы, ветераны, Великой Отечественной войны помним, какую невиданную цену пришлось заплатить за то, чтобы спасти мир от фашистской чумы. Мы помним жестокие бои, фронтовые дороги, смерть товарищей, тяжкий труд в тылу. Но мы помним и ликующих солдат у здания Рейхстага  и радость освобождения мира.

Эта память священна! 

Вы, молодое поколение, не испытали тех ужасов самой страшной трагедии 20-го века, к которой привела мир фашистская агрессия. Помните, что этим вы обязаны тем, кто в самые трудные дни всенародной борьбы с захватчиками отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Всегда помните! 

Совсем мало  на  земле осталось ветеранов Великой Отечественной войны. Болят их раны и натруженные руки, они нуждаются в вашем внимании и заботе.

Оказывайте им повседневное внимание и заботу!

Будьте настоящими патриотами! 

Меньше будут болеть наши сердца, если мы будем уверены в том, что наше правое дело — в надежных руках.

Совет ветеранов.



Предварительный просмотр:

Самоанализ классного часа «Путешествие в прошлое».

Форма проведения мероприятия: урок-путешествие.

 Цели:

  • способствовать  развитию познавательного интереса к историческому наследию нашей Родины;
  • способствовать воспитанию патриотизма,  чувства долга перед  миллионами  погибших в борьбе с фашизмом и чувства глубокого уважения к ветеранам ВОВ.
  • формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале и принимать решение;
  • развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы;
  • развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

Планируемые результаты:

  • Познавательные:  Умение  самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; делать умозаключения и выводы в словесной форме; формирование умения анализировать и на основе анализа делать выводы.
  • Регулятивные: понимание цели и задач классного часа; планирование своих действий для реализации цели классного часа; умение удерживать внимание на определенном виде деятельности, умение адекватно воспринимать  оценки учителя и высказывания одноклассников; умение слушать учителя; осуществлять познавательные и личностные рефлексии.
  • Коммуникативные: умение слушать другого ученика - партнера по коммуникации;  отвечать на вопросы учителя;   участвовать в коллективном обсуждении, обмениваться мнениями.
  • Личностные: осознание важности уважительного отношения к своей Родине, к старшему поколению и к знаменательным датам. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания информации о героях и их подвигах Великой Отечественной войны;

Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация , рабочие листы с заданиями для игры.

Внеклассное мероприятие «Путешествие в прошлое» было проведено в форме урока-путешествия по страницам истории тяжелых времен Великой Отечественной Войны.

Данная форма проведения занятия помогла раскрыть личностные качества детей, способствовало созданию атмосферы взаимопонимания, проявлению эмоциональности и творчества.


У современного подрастающего поколения герой ассоциируется с героем компьютерных игр, фантастических фильмов и боевиков. Они мало читают и практически не интересуются историей своей страны и такое слово как герой, героизм вызывает у большинства подмену значения. Так как сегодня это чувство подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
 Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Именно по-этому необходимо больше уделять внимания вопросам патриотического воспитания, формировать чувство гордости, ответственности за свою страну, за людей которые в ней живут.

Занятие планировалось в следующей логической последовательности:

  1. Организационный момент, целью которого являлось снятие волнения ребят и настрой на внимание и активную работу.
  2. Основной этап, который был насыщен разными видами деятельности. Дети работали в группах, выполняли различные задания, также читали доклады, рассказывали стихи, пели песню и пробовали делать тесто для Блокадного хлеба. Кроме того, детям был показан видеоролик о войне, о том как жилось детям во времена Великой Отечественной Войны.
  3. Итог занятия. На этом этапе мной был задан главный вопрос, для того, чтоб понять, достигнута ли поставленная цель.

Все этапы были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам занятия. Смена видов деятельности на протяжении всего занятия и благоприятный психологический климат, созданный мной в классе, позволили предотвратить утомляемость детей, сохранить интерес к теме. Дети динамично переключались от одного вида работы к другому. С желанием отвечали на заданные вопросы. В ходе занятия следила за четкостью, внятностью речи детей.

На занятии использовала различные методы: словесный – беседа, доклады, которые читали дети; наглядный – презентация; практический – выполнение заданий. В нужных моментах включалась музыка тех времен, голос Левитана для того, чтоб помочь детям почувствовать атмосферу военных лет. 

Активность детей на протяжении всего занятия была высокой. Ребята проявили большую самостоятельность, высокий уровень интеллектуального развития и воспитания, творческие способности. На все ответы отвечали грамотно, полными ответами. После занятия на протяжении еще некоторого времени находились под впечатлением.

Считаю, что занятие было результативным. Цель и задачи были достигнуты в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое нашего города

Презентация. Цель: изучение исторического прошлого города Тольятти...

Путешествие в прошлое нашего города

Научная статья. Цель: узнать историческое прошлое города Тольятти....

Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"

Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...

Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"

Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, нап...

Внеклассное занятие по истории.Тема: Путешествие в прошлое города Сыктывкара

Внеклассное занятие по истории города Сыктывкара Республики Коми...

Путешествие в прошлое

презентация использовалась на занятиях по предшкольной подготовке по комплексной программе "Детский сад2100"...

конспект урока по информатике "Путешествие в прошлое" 5 класс

Урок по информатике "Путешествие в прошлое" составлен в соответствии с ФГОС....