Роль семьи в развитии личности
методическая разработка (4 класс)

Никитенко Марина Сергеевна

«Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться

одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Я. А. Каменский

В данном докладе  раскрывается насколько велика по своей важности роль семьи в жизни ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_razvitii_lichnosti_1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

М. С. Никитенко,

                                Е. И. Веретенникова,        

воспитатели

ГБОУ «Алексеевская

общеобразовательная

школа-интернат»,

г. Алексеевка,

Белгородской области

Роль семьи в развитии личности

«Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться

одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости»

Я. А. Каменский

Семья  играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, и она влияет на все стороны его жизни. Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье проходит  вся его жизнь. Живя в семье, ребёнок, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи, ответственности.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством. Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую, духовную и социальную защиту и поддержку детей. 

Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь. Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви. В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения. Происходит разрушение и ослабление семейных связей.

Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. В ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»  воспитательную работу стараемся организовывать одновременно с обучающимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединять усилия для достижения более высоких результатов. Мы придерживаемся идеи, что результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Как воспитатели, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Совместное сотрудничество позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Мы с коллегами проводим следующие формы работы.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива.

Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Конференция -  по обмену опытом воспитания детей.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.

Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в нашем учебном заведении, осуществляем организацию совместных дел родителей и детей. Это различные формы познавательной деятельности: - общественные форумы знаний, - творческие отчеты по предметам, - дни открытых уроков, - праздники знаний и творчества, - турниры знатоков, - выпуск предметных газет и т. д. Родители помогают  в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Например, конкурсы: «Семья – малая ячейка общества», «Семейные интересы», «Круг семейного чтения». Формы трудовой деятельности: - оформление кабинетов, ярмарка-распродажа выпечки, - выставки «Мир наших увлечений» и др. Формы досуга: - совместные праздники: День матери, День отца, День моего ребенка; - Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья».

Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Библиографический список

  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.., 1991. Педагогика/ под ред. ПидкасистогоП.И.. М., 2000.
  2. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С.Н. Дубинин //СПО.-2009-№5- с.29-31.
  3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,1994.
  4. Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация

Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....

Роль семьи в формировании личности

Тематическое родительское собрание...

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Роль семьи в формировании личности ребенка

Здесь говорится о роли семьи...

Лекторий для родителей 2-х классов на тему: Роль семьи в развитии личности ребенка

Роль семьи в развитии личности ребенкаКак нет в этом мире двух одинаковых людей, так и никогда вам не встретятся две одинаковых семьи. У каждого свои устои, понятия о правильн...