Исследовательская работа "Кукла: происхождение и развитие"
творческая работа учащихся (2 класс)

Я люблю играть в куклы. У меня их  много. Любимая моя кукла «Барби». Кукол дарили мне бабушка и  дедушка, мама и папа, сестра.Я думаю, что кукол любят все девочки. Кукла –забава и подружка, с ней можно поиграть, поговорить. На куклу можно любоваться, шить ей модную одежду, делать  красивые причёски, петь  колыбельные песни, как когда – то пела мне мама. Кукла – самая древняя и популярная игрушка, спутник детских игр, произведение искусства -  на  такую  красавицу с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Им она доставляет радость и напоминает беззаботное детство. Я задумалась о том, когда же появились первые куклы и какие они были, и предположила, что кукла – любимая игрушка девочек всех времён и народов.

Цель: познакомиться с историей возникновения куклы, проверить моё предположение.

Задачи:

Изучить историю возникновения кукол.

Узнать о видах кукол, их роли в жизни детей и взрослых.

Узнать, как изменялась кукла с течением времени.

Узнать ответы на вопросы:

Любят ли дети играть в куклы, какие куклы у них есть, где они «живут», куклы наших бабушек и мам.

Что же такое кукла? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что кукла - детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа КУКЛА345.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Урдомская средняя школа»

Районная учебно – исследовательская конференция обучающихся 1-4 классов

«Юные наследники Ломоносова»

Гуманитарная секция

Кукла: история происхождения и развитие

                                                              Выполнила:  Миколенко Елизавета,

                                                                                                       ученица 2 «Б» класса

                                       

 Руководитель: Куприяшкина Людмила Ильинична,

                                                                               учитель начальных классов

2017 г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Из истории происхождения кукол……………………………….………..3-4

Глава 2. Виды кукол………………………………………………..……………….….4 Глава 3.  Виды кукол по назначению.

           3.1. Куклы обереги…………………………………………………..………..4-5

           3.2. Обрядовые куклы………………………………………………….……. 5-6

           3.3. Игровые куклы………………………………………………......………….6

Глава 4. Мир современных кукол……………………………… ..…………………6-7                                      

Глава 5. Анализ социологического опроса……………………...…………................7

Заключение……………………………………………………………………………...7

Литература…..........……………………………………………………………………..8

Приложение…………………………………………………………………………9-10


Введение

Я люблю играть в куклы. У меня их  много. Любимая моя кукла «Барби». Кукол дарили мне бабушка и  дедушка, мама и папа, сестра. Я думаю, что кукол любят все девочки. Кукла – забава и   подружка, с ней можно поиграть, поговорить.  На куклу можно любоваться, шить ей модную одежду, делать  красивые причёски, петь  колыбельные песни, как когда – то пела мне мама. Кукла – самая древняя и популярная игрушка, спутник детских игр, произведение искусства -  на  такую  красавицу  с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Им она доставляет радость и напоминает беззаботное детство. Я задумалась о том, когда же появились первые куклы и какие они были, и предположила, что кукла – любимая игрушка девочек всех времён и народов.

Цель: познакомиться с историей возникновения куклы, проверить моё предположение.

Задачи:

Изучить историю возникновения кукол.

Узнать о видах кукол, их роли в жизни детей и взрослых.

Узнать, как изменялась кукла с течением времени.

Узнать ответы на вопросы:

Любят ли дети играть в куклы, какие куклы у них есть, где они «живут», куклы наших бабушек и мам.

Что же такое кукла? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова говорится, что кукла - детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.

                             Из истории происхождения кукол

         Где появились куклы? Везде.  Их  можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима. Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян, им около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим узором, означающим одежду. Древнейшие куклы были погребальными дарами, были призваны скрасить одиночество умершего.

         Куклы древних греков имели хорошо оформленные головы, а руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок и часто были подвижны. Более тщательно из дорогих материалов  выполнялись куклы  для детей знати. Но куклы использовались и по – другому: девушки бережно хранили их до замужества и перед свадьбой приносили их в дар богиням.

         И в наше время в различных частях мира дети играют в куклы, совершенно не похожие на наши. Маленькая эскимоска играет с куклой из слоновой кости, девочка из Мексики – сделанной из обожжённой глины, и ей кажется, что наши куклы слишком бледные.

       Вполне возможно, что первые куклы были придуманы не взрослыми, а детьми и сделаны из естественных вещей, таких, как камни и палки. Но для большинства людей куклы были больше,  чем игрушками.

Например, среди американских индейцев  детская кукла была образом божества, идола. Она делалась из дерева и являлась как бы частью религиозного воспитания детей.

      В Японии примитивная детская кукла изготовлялась из оструганной ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. Имелась также кукла, которую мы бы назвали «козлом отпущения». Её «кормили», одевали, обращались с ней, как с живой, и давали матерям, чтобы уберечь детей от дьявола . Но кроме таких, «магических» кукол , у японских девочек были и обыкновенные, для игры.

      Ислам запрещает изображать человека, но, несмотря на это, красиво наряженные куклы часто дарятся девушке, выходящей замуж, так как невеста в странах ислама почти всегда бывает юной. Матери обычно неохотно дают кукол своим маленьким дочкам, так как боятся, что злой  дух, находящийся в кукле, может причинить вред ребёнку. Но многие девочки сами делают себе кукол из кусочков дерева.

       Куклы распространены в Африке, но иногда они используются в ритуальных, магических целях, а не как игрушки. В Европе также в ранние времена куклы часто связывались с религиозными обрядами, образами святых, а некоторые с праздником Рождества.

                                                          Виды кукол

       Существует много видов кукол, например: перчаточные, тростевые, куклы для театра теней, марионетки. Это маленькие фигуры, которые управляются верёвками или проволокой сверху, тростями или руками снизу. Марионетки получили своё название в Италии. Для ранних христианских праздников создавались маленькие фигурки, объединённые сюжетом Рождества Христова, включая Христа – младенца, Деву Марию. Марионетки – маленькая Мария. Одна из  наиболее любимых детских историй рассказывает о приключениях Пиноккио – куклы, которая вошла в жизнь. Во многих странах существует аналогичный известный персонаж. В Англии – Панч, в Италии – Пульчинелло, во Франции – Полишинель. Куклы могут отличаться размерами. Существуют марионетки высотой в 15 см, а некоторые достигают 9 – 12 см.

      Сегодня у нас есть куклы, которые могут говорить, кричать, пить, спать. Но представьте себе  девочку, жившую в давние времена. Она возьмёт кусок полена, нарядит в одежду и скажет, что это её кукла. И это будет кукла, которую она будет любить и беречь.

                                     

Виды кукол по назначению

        В старые времена  по назначению все куклы делили на три группы: куклы – обереги, обрядовые куклы и игровые.

Куклы – обереги

      У куклы – оберега лицо не изображалось, так как считалось, что в куклу без лица не могут вселиться злые силы. Такие куклы делали без ножниц, без иголок, чтобы жизнь ребёнка была благополучной, радостной, здоровой. В кукольном наряде присутствовал красный цвет – цвет солнца, радости, здоровья, тепла. За две недели до рождения ребёнка будущая мать вешала  « оберег» в доме, чтобы отвлечь внимание злых духов от ребёнка и матери. С появлением малыша в колыбельку сначала укладывали куколку, чтобы очистить место от влияния нечисти и согреть его материнской любовью (первый оберег делала будущая мама или бабушка). Один из самых известных оберегов – это  тринадцать куколок – лихоманок, связку которых вешали на стену или на печную трубу. Считалось, что незваная болезнь вселится в куклу, а ребёнок останется невредим. Куклы – обереги издавна пользовались на Руси особым почётом и уважением, в них верили, они помогали своим обладателям.

У обрядов на Руси множество заветов

И  один из них – шитьё кукол – оберегов.

По поверью, талисман защитит  хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний. /Э.Попова/  

http://xn--80aah1bg5h.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/images/lihomanky2.jpg

                                                 

Обрядовые куклы

       Обрядовые куклы имели ритуальное значение. Их ставили в красный угол. Им приписывались волшебные свойства: защита от злых сил, болезней и несчастий, помощь в добрых  для человека делах. У этих кукол были самые разные имена: «Неразлучники», «Мировое дерево», «Масленица», «Коляда»  и другие. С каждой из них связано своё поверье. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.

       Когда хозяйка решала, что дом засорился негативом (плохой энергией), то брала куклу – Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краёв к центру, сметала мусор – негатив в одну кучку, а затем сжигала.

Кукла – Купавка – это кукла одного дня, она означала начало купаний. Её сплавляли по реке, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали людские болезни – так считали люди.

                                                     Игровые куклы

       Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем его перевязывали верёвкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Наиболее древней среди свёрнутых кукол считается кукла – полено. Она представляла собой деревянное поленце, одетое в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки. Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня», которой играли дети младшего возраста. А куклу «Зайчик на пальчик» родители давали детям, когда уходили из дома, чтобы ребёнку не было скучно и страшно.

                                         http://growinggarden.ru/img/2016/020618/1002498https://ncuxolog.ru/image/2015/04/Zajchik-na-palchik.jpg

                

Мир современных кукол

       Сегодня существует множество самых разнообразных кукол. Классическая кукла имеет детские пропорции, одежды. Кукла «Барби» изменила кукольный мир, так как ей придан облик взрослого человека. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Она красива. Большинство девочек любят Барби, а также Винкс, Беби Бон. Но потом появилась кукла «Братц» и заняла ведущую позицию по продажам. Мир кукол меняется постоянно. Но дети любят и самодельные куклы.

       Опрос показал, что большее число опрошенных любят кукол.

Результаты опроса представлены в виде диаграмм (Приложение)

1.Какие игрушки  вам нравятся?

 Машинки – 8ч., куклы – 28ч., мягкие игрушки – 16ч., компьютерные игры – 20ч.

2. Любите  ли вы играть в куклы?  Да – 28ч., иногда – 7ч., нет – 5ч.

3. Назовите самые любимые куклы.

Барби – 26 ч., Братц – 21 ч., обыкновенные куклы – 12 ч., мягкие куклы – 9 ч., самодельные куклы – 6 ч.

4. Делали вы куклу своими руками? Да – 35ч., нет – 5ч.

Заключение

        Я узнала, что куклы появились в  глубокой древности.  Они играли важную роль в жизни всех народов. Они не только радовали человека, но и помогали в лечении болезней, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений, были спутниками человека в радости и горе.  

       Моё предположение о том, что  кукла – любимая игрушка всех времён, оказалось верным. С момента  появления первых кукол прошло много времени. Многие куклы устарели, их сейчас не производят. Куклы видоизменились, стали другими. Но по – прежнему для детей всех возрастов главной игрушкой остаётся кукла.  Я узнала много интересного о куклах. Теперь я не могу бездумно бросить старую  куклу: лучше я её приодену, украшу, пусть она радует меня  своей красотой.  

Кукла плачет: «Я стара,

Меня выбросить пора!»

Но пришла хозяйка

- Слёзы вытирай – ка!

Я тебя сейчас спасу –

В мастерскую отнесу!

Будешь ты как новая-

Красивая, здоровая!

Нельзя бросать, кого ты любишь,

Иначе счастлив сам не будешь. /Г.Заславская/

Литература

1. А. Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей Компания «Ключ-С». Филологическое общество «СЛОВО»  ТКО АСТ Москва 1994 .

2. Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/).

3. История игрушки-куклы (http://www.glazkisad1125.ru/art/116).

Приложение

Рис. 1. Какие игрушки вам нравятся?

        Рис.2.  Любите ли вы играть в куклы?

Рис.3.  Назовите самые любимые куклы.

        Рис.4. Делали вы куклу своими руками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников.

Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в собственный творческий, исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых з...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития младшего школьника.

Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Использование метода проектов позволяет реализовывать подход, который способствует применению...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...

Исследовательская работа "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников"

Исследовательская  работа на тему "Происхождение и значение фамилий моих одноклассников" была выполнена ученицей 2 А класса Текотевой Даниэлой в 2013 - 2014 учебном  году. В ней провед...