социальная адаптация школьника
статья

доклад на педагогический совет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Свой среди чужих. Чужой среди своих.

Социальная адаптация личности школьников»

Автор: Васильева Ольга Николаевна

    Почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям. Сегодня выпускник должен быть:

- социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.  

      В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…

Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио составляет   школа.

 Прежде чем продолжить нашу работу дальше я дам вам некоторые понятия по данной теме, так нам будет легче работать.

Общественная жизнь школы – деятельность различных детских организаций в рамках школы, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.

Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

Демократизация школы - специальная деятельность, поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

Демократизация школы, сотрудничество учащихся, педагогов, родителей в совместной деятельности способствует самоопределению школьников, т.е. их социализации.

 

 Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.

Социальное самоопределение

             Социальное самоопределение                      Профессиональное самоопределение

Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев (и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев

Это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Самоопределение включает осознание ребенком иерархии собственных потребностей и осознание собственных возможностей и ограничений.

Условия социально-профессионального самоопределения

Обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, что вызывает возникновение у них личностного отношения к деятельности.

Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности.

       В ходе аналитической работы было выделено четыре уровня социально-профессионального самоопределения в зависимости от возрастного этапа становления  школьников.      

Возрастные этапы становления социально-профессионального самоопределения

Уровни

самоопределения

Возраст

детей

Характеристика этапа

социально-профессионального 

самоопределения

Уровень

пассивного

самоопределения

 6-11 лет 

(пропедевтический этап)

1-4  классы

Пробуждение любви и добросовестного отношения к труду. Формирование умелости и трудолюбия как качеств, благодаря которым происходит приспособление человека к жизни. Возникает понимание роли труда в жизни человека и общества. Проявляется интерес к профессии ближайшего окружения. Формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным.

Начинается осознание  своих социальных возможностей.

Уровень

зависимого

самоопределения

12 –14 лет

5-7 классы

Этап носит поисковую направленность: у подростков возникают профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Сознательное планирование и выбор социального и профессионального пути.

Уровень

сознательного

самоопределения

(14)15-16 лет

8-9 классы

Период развития профессионального самосознания. У школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественных целей со своими идеалами, представлениями о ценностях, происходит познание реальных возможностей.

Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с  учетом их возрастных и психических особенностей способствует социальной адаптации выпускников в обществе, т.е. их социальной адаптации.Что же такое социальная адаптация?  

Социальный – от лат. cлова socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

Адаптация – биологический термин – приспособление организма к условиям существования.

Социальная адаптация – проведение индивидуального и группового поведения в соответствии с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей, осуществляется в процессе социализации.

      Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная – представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

      В процессе социализации  и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Это означает, что социализация никогда не завершается и никогда не бывает полной.

Социализация осуществляется через следующие механизмы:

  • Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе;
  • Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм;
  • Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека;
  • Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей;
  • Такт – умение человека чутко относится к другим  людям;
  • Бестактность – неумение человека в общении с другими людьми проявлять уважение к их потребности и желаниям

      Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим  и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать. Педагог и родитель как садовник. Они не в силах изменить породу дерева, но они могут и должны улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда ?

В каждой группе продолжите выражения:

Я хочу , чтобы мой ребёнок стал  ……

Чтобы родители моих учеников были

Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат. (2 мин.)

Подведем итог.

- Начнем  с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.

- Важный фактор в социализации личности школьников  играет педагогический коллектив. Каким, по-вашему мнению, он должен быть?

- А теперь ученик. Каким бы вы хотели его видеть?

 В основном, мы услышали наш достижимый, но все же идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого. 

        Для того, чтобы ответить требованиям современной социализации в нашей школе проводятся  школьные традиции, кружки, секции, нетрадиционные формы  проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективная творческая деятельность классных объединений,  привлекаем к общественной жизни школы , а так же к  сотрудничеству с различными городскими детскими объединениями.  Именно детские общественные объединения  дают возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.  Участвуя в деятельности школы, они получают реальную возможность включения в систему общественных отношений, защиты прав и свобод личности от негативных влияний среды, возможность организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям.  

Подводя итог своего доклада  делаю  выводы:

  • Работа по социальной адаптации и социализации  школьников ведется планомерно и эффективно;
  •  В деятельность школьных объединений активно внедряются новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению выпускников;
  •  Выпускники  и прибывшие к нам дети активно включаются в общественную жизнь нашей школы и других учебных заведений в разных  городах России, им легко общаться, они умеют отстаивать свою точку зрения, защищать свои интересы, т.е. успешно социально адаптируются в обществе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

Система работы над анализом и дифференциацией орфограмм на морфемном и морфологическом уровне как средство, обеспечивающее социальную адаптацию школьников

В теоретической литературе разных авторов по данной проблеме прослеживается частота орфографических ошибок, их специфика, причины, основные направления и методы коррекции. ...

Наставничество как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в системе дополнительного образования

Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем перед...