"Откуда хлеб пришёл?"
методическая разработка (1 класс)

Александрова Александра Вадимовна
Беседа направлена на ознакомление детей с тем, как выращивали хлеб в старину и в наше время; ценности профессий связанных с производством хлеба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_otkuda_hleb_prishyol.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«Откуда хлеб пришёл?»

Содержание:

Проблема: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину и в наше время; разъяснить, что хлеб – это итог работы многих людей.

Задачи:

- образовательные: 1) познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; 2) как это делают в наше время; 3) обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий; 4) обогащать словарный запас детей; 5) учить образовывать родственные слова; 6)активизировать словарь детей русскими пословицами, поговорками и стихами о хлебе.

- развивающие: развивать память, воображение и наблюдательность.

- воспитательные: 1) воспитывать бережное отношение к хлебу; 2) на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам).

Оборудование к занятию: проектор, колоски пшеницы, мяч, сундучки, хлеб (белый и чёрный), хлебобулочные изделия, два каравая, рушник.

Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и песен о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков пшеницы и ржи; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Методические приёмы: загадки; вводная беседа; вопросы к детям; электронная презентация «Откуда хлеб к нам пришёл?»; игры, психогимнастика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями, садятся на подушки.

Воспитатель:  Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

«Рос сперва на воле, в поле,

                                            Летом цвёл и колосился,

                                           А когда обмолотился,

То в зерно вдруг превратился.

                                         Из зерна – в муку и тесто…

                                        Вырос он под синим небом.

И пришёл на стол он… (хлебом

Воспитатель:  Вы правильно отгадали загадку.

На пректоре слайд №1.

Воспитатель:  А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Верно, молодцы! Хлеб – это продукт, который мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (из муки) А какая бывает мука? (пшеничная, ржаная) Какой хлеб получается из пшеничной муки? (белый) А из ржаной? (тёмный)

  1. БЕСЕДА О ХЛЕБЕ

Воспитатель: Давайте сейчас отправимся в путешествие и узнаем, откуда хлеб попал к нам на стол.

На проекторе слайд №2

Воспитатель:  Куда мы пришли? (на поле) Что видим там? (трактор пашет землю) Для чего он это делает? (чтобы земля стала мягкая, пушистая, чтобы зёрнам было уютно, и они не остались на поверхности)

На пректоре слайд №3

Землю вспахали, а потом что делают в поле? (сеют зерно).

На проекторе слайд №4

Правильно, а делают это специальные машины-сеялки. А что нужно для того, чтобы ростки проросли? (солнце, вода, удобрения)

На пректоре слайд №5

Солнышко согрело зёрна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зёрна проросли – первые ростки пшеницы называются всходы.

На пректоре слайд №6

Всходы росли дальше и превратились во что? (в колоски)

На пректоре слайд №7

Когда колоски созревают, какого цвета они становятся? (жёлтого)

На пректоре слайд №8

Затем комбайны убирают пшеницу.

На пректоре слайд №9

Время уборки называется жатвой.

У нас есть собранные колоски, возьмите себе по колоску. Рассмотрите их, какие они (пузатые, колючие, много зёрнышек). Сможем ли мы руками достать зёрна из колосьев? Нет, у нас ничего не получится, поэтому зёрна молотит специальная машина.

На пректоре слайд №10

 А зачем зёрна достают? (из них делают муку, измельчают) А из муки? (замешивают тесто и делают хлеб).

На пректоре слайд №11

Правильно, ребята, в наше время пшеницу измельчают на мукомольных заводах.

На пректоре слайд №12

Зёрна перетирают в порошок, а затем раскладывают по пакетам, и уже в пакетах мы покупаем её в магазине.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как люди выращивают пшеницу и рожь. Очень много у них помощников-машин: это трактора, сеялки, комбайны. А сейчас, мы с вами поговорим о том, как раньше на Руси выращивали хлеб.

Воспитатель: Представьте, что вы красны девицы  и добры молодцы. Пришло время засеивать поля. К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Но до этого надо было вспахать землю.

На пректоре слайд №13

Сейчас это делают трактора, а как вы думаете, чем раньше пахали поля? (плуг и лошадь)

Итак, земля вспахана, и крестьяне с лукошком выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идёт сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели (дети показывают, как разбрасывать зёрна). А как вы думаете, какая погода должна быть в этот день? (безветренная) Почему? А что необходимо для жизни и  роста растений? (солнце, дождей в меру) Вот и кликали люди дождик, когда погода была засушливая:

На проекторе слайд №14

«Дождик, дождик поливай –

                                            Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки»

Воспитатель:  Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

Хлеб – всему голова.

Всякое семя знает своё время.

Труд земледельца велик и почётен.

Весенний день год кормит.

Кто спит весною – плачет зимою.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хочешь, есть калачи – не лежи на печи.

  1. ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ О ХЛЕБЕ

Воспитатель:  Молодцы. Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора собирать урожай. В старину делали это так.

На проекторе слайд №16

Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы.

На проекторе слайд №17

Но колосья надо было ещё обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зёрна, а для этого брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам.

На проекторе слайд № 18

Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из неё готовили много всего вкусного, а самое главное хлеб.

На проекторе слайд №19

Посмотрите на экран, какие мельницы были в старину (водяные и ветряные).

Проектор на время отключается.

  1. СТИХИ О ХЛЕБЕ

Воспитатель:  А сейчас дети расскажут нам стихотворения о хлебе.

Дети рассказывают стихотворения.

«Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют»

«Сеют в поле зёрна раннею весной,

     А над ними светит солнышко родное.

На ветру весёлом зашумят колосья.

                                   Будет урожайной золотая осень»

«Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора,

И другие, все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

воробью достанутся»

Воспитатель:  Стихи вы хорошо читали, молодцы.

  1. КОНЕЦ ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:  Да, ребята, очень трудно растить хлеб и убирать его. Правда, хорошие слова? Как народ работал в старину в поле, мы узнали. Ребята, трудолюбивый ли русский народ. А знаете ли вы, что хлеб на Руси называли каравай.

Сейчас Лера расскажет нам стихотворение.

Лера рассказывает стихотворение:

«Ветер спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ

Колоски шелестят:

- Золотые руки растят!»

Воспитатель:  Что за золотые руки растят хлеб? Молодцы, это руки людей, которые помогают маленькому зёрнышку стать караваем. Это и землепашцы, и сеятели, и комбайнёры, и те, кто работает на мукомольных заводах и на хлебопекарнях. Труд, забота и душа очень многих людей заложены в каждую буханку хлеба. Поэтому как нужно обращаться с хлебом? (бережно, не крошить хлеб за столом, никогда не выбрасывать, брать столько хлеба, сколько можешь съесть) За то, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я принесла вам подарок – каравай.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Воспитатель разрезает каравай, и дети угощают гостей.

Воспитатель:  А сейчас мы с вами пойдём в группу. У нас будет чаепитие с караваем.

На проекторе слайд №20

Воспитатель:  Спасибо за внимание! Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ:- раскрыть значение хлеба в жизни челов...

Учебный проект "Откуда хлеб пришел"

Проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их  практическому применению во взаимодействии с окружающим миром, стимулирует потребность ребенка в самореализа...

Откуда хлеб к нам пришел.

Сценарий праздника...

классный час "Откуда хлеб пришел?"

 Откуда хлеб пришелЦели:1.     Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.2.     Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, пре...

откуда хлеб к нам пришёл

презентация  - иллюстрация рассказа о том, как люди получают  хлеб....

Откуда хлеб пришел

разработка классного часа о хлебе...

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...