Игры и упражнения для классных часов
материал (1 класс)

Засадская Елена Сергеевна

Данные игры и упражнения предназначены для учителей 1 классов, перед которыми стоит вопрос сплочения коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_klassnyh_chasov.docx892.38 КБ

Предварительный просмотр:

Данные  игры и упражнения предназначены для учителей 1 классов.

Они нацелены  разнообразить проведение классных часов, помочь детям познакомиться друг с другом, узнать одноклассников ближе, найти друзей.

Все обо мне

  1. Игра – знакомство «Здравствуйте! Это я!»

Дети стоят в кругу, по-очереди произносят и заканчивают фразу: «Здравствуйте! Это я! Меня зовут… я замечательный, потому что…»

На следующем уроке к этой игре можно вернуться.

Дети стоят в кругу. Каждый  по-очереди называет только своё имя, а следующий говорящий должен повторить имя соседа, вспомнить, что говорил на прошлом уроке о себе этот ученик, добавить что-то от себя и сказать фразу: «Ты замечательный! Знаешь почему? Потому что…»

Вопросы:

Сложно ли было хвалить себя? Что ты чувствовал, когда другие дети говорили о тебе добрые слова?

2. Коллаж «Здравствуйте! Это Я!». 

В центре листа рисуем солнышко, от него лучики. Каждый лучик заканчивается фото или словом, которое может ответить на вопрос «Кто я?» Это могут быть изображения школы (я - ученик), семьи (я – сын), младшего брата или сестры (я - брат) и т.д.

Моя школа

  1. Игра «Приветствие».

Дети образуют два круга, внешний и внутренний, повернувшись друг к другу лицом и образуя пары.  Учитель даёт указание: «Поздоровайтесь  ладошками». Внутренний круг стоит на месте. Дети здороваются и делают шаг по часовой стрелке, оказываясь в новой паре. И сразу получают следующее задание – поздороваться носиками. И так до тех пор, пока каждый не окажется в своей первоначальной паре.

2. Вариант игры «Приветствие».

Условия те же, но детям предлагается поздороваться так, как бы здоровались слоники, обезьянки, черепахи и т.д.

Игра сближает и раскрепощает.

3.  Игра «Двойняшки»

Дети хаотично движутся по классу, учитель произносит фразу: «Найди того, у кого, такие же волосы, туфли, цвет глаз, день рождения  и т.д., как у тебя».

Ребята должны найти «двойняшку» и взяться за руки.

 Вопросы: сложно ли было играть? Что чувствовали, когда находили кого-то похожего? А когда не могли найти пару?

4. Игры с фотографиями.

Учитель заранее просит детей принести в класс свои фотографии, которые крепятся к магнитной доске изображением вниз. Игра имеет несколько этапов.

1) Игрок выбирает любое фото и говорит владельцу комплимент.

2) Выбирается 2 фотографии, а игроку нужно сказать, чем похожи и чем отличаются ребята на фото.

3) Выбирается несколько фотографий.  Игрок должен сказать, что общего у этой группы.

5. Игра «Я дарю тебе мечту!»

В этой игре тоже нужны фотографии. Учитель заранее просит детей дома нарисовать что-то, о чём мечтает ребёнок. Игрок выбирает фото, смотрит на изображение и обращается к хозяину фото: «….., я дарю тебе мою мечту иметь…., потому что ты этого достоин, ты хороший друг и т. д.!» И дарит свой рисунок.

6. Составление коллажа «Школа будущего века» 

с использованием фото, рисунков, наклеек. Работу можно выполнять как индивидуально, так и коллективно.

7. Игра «Ученик».

На доске ватман с изображением человека. Это ученик. Рядом расположены фрагменты одежды ученика. Нужно нарядить ученика в школьную форму (приклеить все детали костюма на место), при этом на каждой детали необходимо писать качества, присущие успешному ученику. Чем больше элементов одежды, тем сложнее задача.

8. Выработать с детьми правила для ученика. Для детей, более старших по возрасту, задание можно усложнить и придумать кодекс класса.

9. Составить письмо для учеников, которые придут в школу лет через 5-10. Указать, что сейчас ребятам интересно в школе, написать пожелания. Письмо можно отдать на хранение в музей школы.

Моя семья и друзья

1. Составление коллажей из фотографий.

Составление коллажа из фотографий «Мои друзья»

2. «Что мы умеем»

Дети готовят рисунки, фотографии с изображением своей деятельности. На уроке составляется коллаж «А мы умеем так!»

DSC01982

2. Пазлы.

Коллективно собрать пазл с  простым  словом: «МЫ», «СЕМЬЯ», «МАМА» и т.д.

Вопрос: В чём сила этого слова?

Игра 1. «Аукцион волшебных слов».

 Дети делятся на три команды, их задача вспомнить как можно больше вежливых слов.

  1. Упражнение «Какое бывает настроение». Работа в группах.

Учитель предлагает  сделать большую ромашку, на сердцевине написать «настроение». Каждая группа получает лепестки,  на которых нужно написать, какое бывает настроение. (грустное, радостное, задумчивое и т.д.)

Вопросы: В каком настроении мы лучше всего себя чувствуем?  От какого настроения нам хочется побыстрее избавиться? Что вы делаете, чтобы поднять себе настроение?

  1. Творческая работа.

Задание: сделай что-то очень простое, но в тоже время оригинальное, что сможет порадовать твоего друга, поднять его настроение.

Примечание: мы с ребятами делали поделки из фантиков от конфет.

DSC01854

  1. Рисование портрета друга.

  1. Напиши четверостишье о своём друге, используя эти рифмы:

………………..играть,

………………..не унывать!

………………..вдруг,

………………...друг!

6. Творческая работа. Используя семейные фото, сделать коллаж своей семьи.

7. Творческое задание. Нарисуй доброту. Вот пример  рисунка моих учеников.

DSC02042

8. Творческая работа. 

Состоит из этапов:

  1. коллективное сочинение сказки;
  2. рисование иллюстраций к придуманной сказке «по кадрам», т.е. последовательно, соблюдая логику содержания;
  3. склеивание «кадров» в ленту: можно использовать как диафильм, а можно сложить в книжку-раскладушку, чтобы вернуться к сказке через несколько занятий и рассказать её в свете новой темы урока;
  4.  или как вариант – сшивание иллюстраций к сказке в виде книжки.

9. Написать мини-сочинение «Добрый поступок». 

Можно рассказать о собственном поступке, а можно о чужом. Работы детей собираются учителем или родителями в сборник.

10.Детям предлагаются иллюстрации для раскрашивания 

по мотивам любимых ими мультфильмов.

Задание: раскрась картинку, придумай к ней несколько предложений, в которых говорилось бы о добре, честности или взаимопомощи.

chebur02n01

raskraski-Graphik2-15luntik01

11. Упражнение «Нарядим ёлочку».

Как правило, перед  Новым Годом в классах ставят маленькие искусственные ёлочки. Я предлагаю воспользоваться этим в целях обучения.  Нужно на уроке изготовить с детьми игрушки и написать на них то, что хотелось бы подарить своим родным и близким. Например, здоровье, успех, понимание и т.д.

Мир вокруг нас

  1. Творческая работа «Красота вокруг нас».

 После беседы о тех вещах, которые дарят нам  красоту, ребятам предлагается выполнить аппликацию на тему «Красота вокруг нас». Мои ученики увидели красоту в цветах, которые стояли на тот момент в классе.

DSC01845

  1. Конкурс рисунков на асфальте «Моя Родина».

  1. Упражнение «Бабочки».

        На доске большие цветы с надписями: «помочь маме», «посадить дерево», «обидеть младшего» и проч. Также есть бабочки, на которых надписи: «добро», «зло», «сострадание» и т.д. Задание: посадить бабочку на нужный цветочек, объяснив свой выбор.

  1. Вариант работы с цитатой урока.

Дети делятся на команды. Каждая получает задание -  загадку (ребус, шараду). Нужно разгадать слова, а затем собрать их в одну фразу. Объяснить её значение.

Например. Человек без Родины, что соловей без песни.

Класс делится на четыре команды.

Задания:

  1. На земле он всех умней, потому и всех сильней.

 (человек)

  1. РОД + НА

(Родина)

3)  

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?

Кто же это?

(соловей)

  1. ПЕСКАРЬ – КАРЬ + НЯ = ?

(песня)

  1. Задание для всех групп: заполнить пробелы отгадками.

……….   БЕЗ ………., ЧТО ………. БЕЗ ………. .

  1. Вариант работы с цитатой урока.

Детям предлагается сложить разрезанную картинку– пазл. Когда картинка сложена, её переворачивают и видят, что на  обратной стороне картинки написана фраза. Это цитата урока.

Путешествие

1. Выпуск газеты «Любознайка»,

где можно разместить материалы о любых интересных и необычных фактах.

2. Упражнение «Почемучка».

 Это соревнование для «почемучек». Нужно придумать как можно больше вопросов по ранее пройденным темам так, чтобы они содержали вопросительные слова «почему, зачем, отчего». Вопросы задаются друг другу, или можно посоревноваться: кто больше найдёт грамотных ответов, а кто больше придумает интересных вопросов.

Целесообразно в данном упражнении использовать «кубик Блума».

3. Упражнение «Чемодан»

Цель: развитие навыков общения

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

4. «Я делюсь с вами»

Учитель  рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже! ».

Учитель : «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже! »

Учитель : «я дарю вам улыбку». Дети: «мы тоже»

Учитель : «я радуюсь». Дети: «мы тоже! »

Учитель : «Я прыгаю от счастья!». Дети: «Мы тоже!»

Учитель : «Я вас люблю!». Дети: «Мы тоже! »

Учитель : «Я вас обнимаю!». Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное? (ДА)

Приятных вам эмоций!

5. «Фантазеры»
Цель: развивать внимание, образное мышление, групповую сплоченность, цветовосприятие.
Ход игры. Дети двигаются под веселую музыку, изображая клоунов. По сигналу «Стоп!» они останавливаются, а педагог надевает кому-либо из детей шапку фантазера (бумажный колпак) и спрашивает: «Чего на свете не бывает?». Ребенок должен ответить быстро (например, летающей кошки).

6. "Король сказал..." (Известная детская игра)

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова "Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".

7. «Опиши друга»
Цель: развивать зрительную память, связную речь, эмпатию, групповую сплоченность.

Ход игры. Дети разбиваются по парам.
1-й вариант: один ребенок смотрит в бинокль и описывает товарища,

2-й вариант: в течение 2—3 секунд дети смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной и описывают друг друга.

8. «Расскажи стихотворение» (игра, предложенная В.Леви, подходит для детей 8-12 лет)

Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а
— шепотом,
- с максимальной громкостью
- с пулеметной скоростью,
- со скоростью улитки,
- как робот,
- как иностранец.
При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты. 

9. Игра-упражнение  «Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

10. "Слушай хлопки"

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Дети должны не сговариваясь, друг за другом хлопать в ладоши. Чем больше хлопков получится, тем лучше. Хлопать можно каждому ребёнку  только один раз.

11. Психологическая игра «Рассерженные шарики»

Эту игру можно провести индивидуально или с группой детей. Последовательность этой игры такова:

• Попросите ребенка надуть шарик и завязать его.

• Объясните, что шарик – это как бы тело, а воздух внутри него – это чувство раздражения и гнева.

• Спросите ребенка, что будет, если его надувать больше и больше? (лопнет)

• А что будет с человеком, если он будет накапливать в себе гнев, раздражение, обиду?

• Предложите ребенку прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался. Это опасно, страшно, неприятно?

• Обсудите с ребенком, что шарик, это как человек, когда он совершает какой-то агрессивный поступок (например, нападает на кого-то). Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным?

• Предложите снова надуть шарик, но не завязывать его. Шарик – это снова человек, а воздух – накопившийся гнев и раздражение.

• Предложите выпустить из шарика немного воздуха, а потом снова зажать его – шарик уменьшился. Взорвался ли шарик? Можно ли такой способ «выпускания гнева» считать более безопасным?

• Обратите внимание ребенка, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Так же и человек может выразить свой гнев и никому не причинять вреда.

• Пусть ребенок выпускает воздух из шарика мелкими порциями и рассказывает, на что или кого он бывает зол.

Упражнение следует провести несколько раз, пока ребенок не усвоит его основной смысл.

Такие психологические игры доставляют удовольствие и детям и взрослым. Пробуйте самые разные варианты, сами активно включайтесь в игру и получайте удовольствие от общения с ребенком.

12. Речедвигательное упражнение «Мы сидим на полке»

Детям предлагается в рифму стихотворения (в конце строки) хлопать в ладоши 2 (или 3) раза.

Предпочтительны стихи с чётким ритмом и движением в сюжете (например, «В поезде» В. Суслова):

Мы сидим на полке (2 хлопка)
И глядим в окошко. (2 хлопка)
Вскачь несутся ёлки (2 хлопка)
На коротких ножках. (2 хлопка)

Гиперактивные дети могут успеть не только хлопать в рифму, но и подпрыгивать в ритм хлопкам.

Упражнение лучше выполнять стоя, можно ввести элемент соревновательности (на точность выполнения) между детьми.

13. Упражнение «Колодец обид»

Возраст: младший школьный.

У каждого из вас есть какие-то обиды друг на друга. Напишите их на листочке и скомкайте его. Бросьте свои обиды в «колодец». Встаньте на стулья (их меньше, чем детей) поддерживая друг друга и посмотрите на свои обиды сверху. Это поможет вам забыть о них.

14. Упражнение «Это я, узнай меня»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

15. Игра «Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа на тему: "Олимпийские игры. История и современность".

Материал данной разработки может быть использован как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории, кубановедения....

Интерактивная игра к классному часу "Бородинское сражение" 1 класс

Интерактивная игра "Бородинское сражение" 1 класс...

Игра - путешествие по Хабаровскому краю. Сценарий классного часа.

Сценарий классного часа, посвященного 74 годовщине Хабаровского края.  Игра- путешествие по Хабаровскому краю. Знакомство с Красной книгой, гербом, флагом Хабаровского края....

Игры и упражнения для младших школьников во время классных часов

Привожу примерные задания, которые можно проводить во время классных часов...

Конспект классного часа для начальных классов «Зимние игры и забавы»

Беседа - игра  посвященная зимним играм и забавам....

Разработка игры к классному часу по ПДД ""Весёлый светофор."

Дети делятся на команды. Есть ведущий. Каждый участник выбирает номинацию и номер задания. Дети повторяют ПДД....

Конструкт классного часа в форме игры "Своя игра"

Конструкт классного часа в форме игры "Своя игра" для обучающихся 3 класса...