Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Мое Отечество"
классный час (3 класс)

Рабочая программа курса "Мое Отечество" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нрвственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова "Мир вокруг нас" 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_otechestvo_3_a_ilinyh_s.a.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

начального  общего образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени И.И. Рынкового»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель ШМО

_______Л.Е. Сухогузова

Протокол № 5

от 29.05.2021

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета МАОУ «СОШ №3

им. И.И. Рынкового»

Протокол № 1

от 26.08.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №3

им. И.И. Рынкового»

_________ С.В.Дектерева

Приказ № 690

от 26.08.2021

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

"МОЁ ОТЕЧЕСТВО"

ДЛЯ 3 А КЛАССА

 (базовый  уровень)

(1 час в неделю. Всего 34 часа)

                                                                                                               Составитель: Ильиных С.А.

                                                                                                          учитель начальных классов

г. Мегион, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Моё Отечество» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова « Мир вокруг нас» 1 – 4 классы»  

Изучение курса «Моё Отечество» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно – нравственное развитие  и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
  2. Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
  3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
  4. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания курса «Моё Отечество» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

- идея многообразия мира;

- идея целостности мира;

- идея уважения к миру.

Курс «Моё Отечество» для  третьего класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно – научный и социально – гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках классного часа. Благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний, могут быть успешны в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника. Решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Моё Отечество» лежит проблемно – поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно – образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее. Большое значение для достижения планируемых результатов проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности  обучающихся, к которым относятся:

- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа – определителя;

- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

- эколого – этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

На изучение курса « Моё Отечество» отводится 1 час в неделю. Всего в 3 классе 34часа.

Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Моя страна. Где мы живём?

5

2

Природа нашего края.

10

3

Жизнь нашего города.

5

4

Здоровье и безопасность.

5

5

Моя семья – часть государства.

5

6

Путешествия – экскурсии.

4

Итого:

34

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)

Моя страна. Где мы живём? (5ч.)

Где мы живём. Наш адрес в мире: планета – Земля, страна – Россия, название посёлка. Что мы называем родным краем. Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа нашего края (10ч.)

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение  воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных. Правила поведения в природе.

Жизнь нашего города (5 ч.)

Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Город, где мы живём. Наш дом. Соблюдение чистоты. Домашний адрес.

Здоровье и безопасность (5 ч)

Развивать умения и навыки самостоятельной, коллективной работы. Воспитать у ребят чувство бережного отношения к своему здоровью, выработать правила охраны и укрепления здоровья.  Активизировать познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные способности, выработать наиболее целесообразные правила поведения в различных жизненных ситуациях, позволяющие сохранить жизнь и здоровье.

Моя семья – часть государства (5ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, игры и отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости. Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах.

Путешествия – экскурсии (4ч)

Этот раздел программы знакомит с природой родного края, его поверхностью и полезными ископаемыми, реками, почвой, растительностью и животным миром. Экскурсия по городу, в музей, база отдыха «Юрга»

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение курса «Моё Отечество» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.

У обучающихся продолжается:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Народов, культур и религий;
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. Формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. Формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. Развитие этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Моё Отечество» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У обучающихся продолжается:

  1. Процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. Процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. Формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. Процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. Формирование умения использовать знаково–символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. Формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. Формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  9. Процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. Формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. Формирование умения определять общую цель и пути её достижения. Умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль в деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. Процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием учебного предмета;
  13. Процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. Формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием

При изучении курса «Моё Отечество» достигаются предметные результаты.  Третьеклассник учится:

  1. Понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. Уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  1. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

теория

практика

 1.

 1 н

Урок милосердия и доброты.

беседа

 2.

 2 н

Знакомство с символами Российского государства.

рассказ о символах государства

 3.

 3 н

Мой класс – моя семья. Беседа.  

рассказ о семье

 4.

 4 н

Мои  права и обязанности. Беседа о школьном уставе.

беседа о правилах поведения в школе

 5.

 5 н

Ты и твои друзья. Игра.

игра

 6.

 6 н

В гостях у предков. Сказочный марафон.

игра

 7.

 7 н

Откуда я родом. Сказочные раскопки.

конкурс поделок

 8.

 8 н

Наша страна-Россия.

Беседа

презентация

 9.

 9 н

Осень в родном городе. Фотоконкурс.

фотоконкурс

 10.

 10 н

Заповедники.

презентация

 11.

 11 н

Природные богатства.

презентация

 12.

 12 н

Человек в природе.

рассказ о  природе

экскурсия в музей

 13.

 13 н

Моя Югра.

рассказ о Югре презентация

 14.

 14 н

Книги местных писателей о природе.

рассказ о книгах

 15.

 15 н

Экскурсия в музей.

экскурсия

 16.

 16 н

Жизнь нашего города.

проект о нашем городе

 17.

 17 н

Моя милая родина – Мегион.

проект

 18.

 18 н

Дом, в котором я живу.

конкурс рисунков

 19

 19 н

Чистота – залог здоровья.

экологическая акция «Чистота-залог здоровья»

 20.

 20 н

Счастливое детство

конкурс стихов

 21.

 21 н

Счастливое детство

беседа о подвиге народа

 22.

 22 н

Организм человека Здоровье и безопасность. Опасные места

беседа об охране здоровья

проект

 23.

 23 н

Надёжная защита организма

беседа

 

 24.

 24 н

Наше питание

конкурс «Чей блин вкуснее?»

 25.

 25 н

Это зависит от тебя

тренинг

 26.

 26 н

Моя семья – часть государства

фотовыставка «Моя семья в истории моей страны»

 27.

 27 н

Мои родители

проект «Мои родители»

 28.

 28 н

Труд и отдых

экскурсия в природу

 29.

 29 н

Учёба – главный труд

консультация

 30.

 30 н

Школьные товарищи

 рассказ о друзьях

 31.

 31 н.

Путешествия «Моё Отечество» (презентация)

презентация

 32.

 32н

Экскурсия в парк

экскурсия

 33.

 33 н

Игры на улице

1ч

игра

 34.

 34 н

Экскурсия на базу «Югра»

1ч

экскурсия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Плешаков А.А.   Мир вокруг нас.   М. Просвещение, 2010.

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя.

  1. Тетрадь для 3 класса начальной школы. М. ВИТА – ПРЕСС, 2010.

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. М. Просвещение,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...