внеклассное мероп. про самовар 2 класс
классный час (2 класс)

Ушкова Юлия Александровна

внеклассное мероприятие про самовар 2 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Ушкова Ю.А

Слайд 2

Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит – Всем пить чай велит. Отгадайте загадку. Самовар

Слайд 3

В гостях у самовара

Слайд 4

САМОВАР - это м еталлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой - высокой трубкой, наполняемой древесными углями.

Слайд 7

Непременные атрибуты русского чаепития : нарядная скатерть на столе, сладости, выпечка самовар

Слайд 8

Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения. Шейка - нижняя часть самовара. Репеек - фигурная пластинка, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран. Душничок - отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипении воды в самоваре. Заглушка - колпачок для закрытия кувшина.

Слайд 11

Родина русского самовара- Тула:

Слайд 12

Тульские самовары:

Слайд 13

Тульские самовары: Огромный деревянный самовар, в который можно даже войти. Высота –более 2 м.

Слайд 14

Самый большой самовар в мире: Самовар-гигант установлен в Харькове. Изготовлен в Запорожье и установлен на харьковском вокзале, высотой 1,8 м весом 305 килограмм и объемом в 360 литров стал самым большим действующим самоваром в мире. За день из него могут напиться чаю до 10000 человек.

Слайд 15

Самовар – миниатюра : Этот самовар не больше наперстка! Но и он не самый маленький. Самый маленький самовар в мире был сделан слесарем Института радиотехники и электроники Василием Васюренко . В действующем самоварчике высотой 3,5 миллиметра можно вскипятить... одну каплю воды.

Слайд 16

Такие разные самовары: Хрустальный самовар Самовар «Паровоз». XIX в. Латунь, чеканка, серебрение

Слайд 17

Такие разные самовары: Самый древний самовар -3700лет. Найден в Азербайджане. Самовар «Петух»

Слайд 18

Расписные самовары: « Золотая Гжель » Тульский самовар

Слайд 19

Расписные самовары: Сибирский самовар Тульский самовар

Слайд 20

Расписные самовары: Тульский самовар с хохломской росписью

Слайд 21

Приятного чаепития ! Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку!



Предварительный просмотр:

Самовар

Жил-был самовар. Стоял он на столе и вечером всех за ним собирал. Приходили к нему чашки-подружки, говорили:
— Дяденька Самовар, угости нас чаем!
— Пейте на здоровье, сестрицы.
Приходил к нему гранёный стакан в статном подстаканнике, говорил:
— Брат Самовар, угости и меня чаем!
— Пей на здоровье, милый братец.
Приходили к нему расписные блюдца, просили:
— Дай и нам чаю, добрый Самовар!
— Угощайтесь, родимые.
Приходили к столу и сахарок с ложками, и молвили:
— Добрый наш Самовар, позволь и нам искупаться в твоём чае.
— Купайтесь, сколько хотите.
Так угощал он всех горячим крепким и вкусным чаем. Но однажды его заменили. Место Самовара на столе занял электрический Чайник. Он пыхтел паром и плевался кипятком. А Самовар ушёл на заслуженный отдых, сев на полочку над столом. Как обычно пришли к нему вечером чашки, блюдца, стакан, ложки и сахарок и попросили его:
— Угости нас, друг Самовар, чаем.
— Как же я вас угощу? – удивился Самовар. – Ведь моё место теперь молодой и электрический Чайник занял. Пусть он вас и угощает.
— Не хотим мы его чаю! – закричали гости. — Вкус у него новый, мы к старому привыкли. И разливает его Чайник по-другому.
— Друзья мои, — сказал мудрый Самовар. – Новые времена ждут молодых. Куда мне старому? Идите к электрическому Чайнику с поклоном, и будет он добр к вам, как вы ко мне.
Делать нечего. Пошли чашки, блюдца, стакан, ложки и сахарок к электрическому чайнику, поклонились ему. Глядь, а он и паром пыхтеть перестал и кипятком не плюётся, и гостям, пока они кланялись, в это время уж чай наливает. Да такой вкусный, что не хуже, чем у старого Самовара был. Удивились друзья, обрадовались и вскоре подружились с электрическим Чайником. А на любой праздник к гостям на стол всегда спускался мудрый Самовар, который вместе с ним, как и прежде, угощал всех гостей.



Предварительный просмотр:

Тема: «В гостях у Самовара»

Цель: расширить знания детей о русском самоваре, как о предмете народного быта.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей возникновения русского самовара.

Воспитательные: воспитывать любовь к народному искусству, чувство патриотизма, гордость за мастеров и художников России, сохранение и укрепление семейных традиций.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного.

Оборудование: музейные экспонаты (самовары), презентация, текст сказка «Самовар», карточки вопросы, картинки самоваров, видео.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Собрались сейчас мы в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Влево, вправо повернемся

И еще раз улыбнемся.

Я приветствую всех вас,

Всё получится у нас!

Учитель: – Мы подарили друг другу улыбку и вместе с улыбкой – хорошее настроение. Теперь рассаживайтесь по местам.

-Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в прошлое. А прошлое всегда интересно и необычно.

2. Основная часть

– Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости:

Давайте прочтём.

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю».

(Самовар Самоварыч)

Учитель: Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? (ответы детей)

Учитель: Кто написал эту сказку? (ответы детей)

Слайд 1

Учитель: Корней Иванович Чуковский «Федорино Горе»

- Так кто же нас в гости приглашает, отгадайте загадку?

Слайд 2

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

-Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь?

(ответы детей)

Слайд 3

Учитель: Да, это самовар. Недаром в народе говорили: «Печка-матушка, да самовар-батюшка».  Я приглашаю вас в гости к Русскому Самовару. Вы немного узнаете об истории появления самовара о традициях русского чаепития.

Работа в группах

- Сейчас, я предлагаю поработать в группах. На столах у вас лежит текст, прочтите его все, а затем каждой группе даны вопросы, дайте на них ответы опираясь на прочитанный текст. (5 минут)

 

Работа в парах

- Ребята, а кто знает почему такое название получил самовар?

-Давайте найдём в словарях Ожегова, значение этого слова.

Слайд 4

В словаре ОжеговаСАМОВАР, - Металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой - высокой трубкой, наполняемой древесными углями.

Слайд 5

Учитель: Миниатюрные и большие, стройные и пузатые, расписные и обычные. Все о них, о самоварах.

 Самовар – чудо России! Испокон веков, цари, пили чай из самовара, наслаждались вкуснейшим напитком.

Слайд 6

На  Руси  самовар  считался  символом  добра,  домашнего  уюта  и  семейного  покоя.  Недаром  говорят – где  есть  чай,  там  и  под  елью  рай.  Однажды  попробовав  чаю  из  настоящего  русского  самовара,  уже  не  захочется  пить  чай  из  обычного  чайника.   В  деревенских  глубинках и  сегодня  самовары  передаются  из  поколения  в  поколение,  становясь  семейной  реликвией.

Слайд7

Учитель: Русский  самовар – это  таинство. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате. Много лет назад, именно у самовара собирались гости, делились новостями, отдыхали, старики передавали опыт молодым. Много историй  и тайн хранит самовар.

Слайд 8

Учитель: Сегодня самовар и посиделки вновь становятся символом и примером объединения семьи, гармонии и общения. Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар может создать удивительно теплую и уютную остановку в доме, напомнит о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Слайд 9

Учитель: - Ребята, а кто из вас хоть раз пил чай из самовара? (ответы детей)

- Что необходимо  для  русского чаепития? (ответы детей)

-  Ребята, почему в России так любили чай из самовара? (ответы детей)

Учитель: В России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость.

-Скажите, а каких два слова спряталось в слове самовар?

- Предлагаю вам просмотреть видеоролик, как же это происходило.

(просмотр видеоролика)

Беседа:

- Кто расскажет, как же люди заваривали чай в самоваре?

Слайд 10

-В трубу, которая находится  внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Наверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

Слайд 11(основные части самовара)

Слайд 12 ( Азия)

Не было бы самовара, если бы не завезли в Россию чай. А завезен он был в XVII веке из Азии и применялся в то время, как лекарство среди знати и богатых людей. Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и другие города России.

Слайд 13, 14,15

   Самовары в России прославили тульские мастера, умевшие из обычного куска металла сотворить настоящее произведение искусства. Первая мастерская была основана в Туле оружейником Федором Лисицыным. К середине XIX века их насчитывалось в городе уже с десяток, и было несколько фабрик, в каждой из которых имелись собственные секреты "ваяния" самоваров. Самые известные "самоварные" фамилии: Морозов, Ломовы, Капырзины, Баташев и многие другие. На самоварах ставили специальное клеймо фабрики, служившее товарным знаком. Поэтому родиной самоваров, люди считают город Тулу

Самовары продавали на рынках по весу. Они выпускались  для зажиточных граждан - изящные, с множеством украшений, для простых людей - скромные и незатейливые.

Слайд 16

Формы у самоваров тоже были разные: «банка», «кастрюля», «арбуз», «груша», «тыква», «гайка», «ваза» и другие. В одной только Туле их насчитывалось более 150 видов.

Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Слайд17 по 24

Я вам предлагаю поработать в группах, склеить свои самовары, побыть настоящими писателями и придумать рассказ о своем самоваре, который у вас получится. Но чтобы было вам легче составить рассказ, вам поможет план подсказка:

– Что это?

– Какого цвета?

– Какой формы?

- На что похож?

– Как используют?

В подведении этого этапа работы, прослушайте стихотворение

Михаил Пляцковский  

ДОБРЫЙ САМОВАР

 

Посидеть за самоваром

 Рады все наверняка.

 Ярким солнечным пожаром

 У него горят бока.  

 

Самовар поет-гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар!

 

Самовар пыхтит, искрится –

 Щедрый, хрупкий, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.  

 

Лучше доктора любого

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, крутого

 Самоварного чайку.

3. Подведение итогов

Блиц - опрос: « В гостях у Самовара».

(ответы детей)

1.Какой формы делали самовары?

2.Какая страна считается родиной чая?

3.Во время чаепития, кто считался главой стола?

4.Какой город считался родиной самоваров?

5.Кто основал первую самоварную фабрику?

6.Как узнавали, кто этот самовар изготовил?

Учитель: Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького, в картинах известных русских художников - Н. Богданова - Бельского, К. Коровина, К. Маковского.

Самовар - это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой, который поможет напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

Наше мероприятие подходит к концу, у вас на столах лежат чашечки двух цветов….

  1. Если вам понравилось наше мероприятие, поднимите красную чашку
  2. Если вам понравилось наше мероприятие, но вы бы хотели еще больше узнать о самоварах, поднимите жёлтую чашку

Спасибо, и в заверение  предлагаю просмотреть сценку, которую подготовили учащиеся нашего класса.

Всем спасибо, мероприятие окончено

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю».

(Самовар Самоварыч)

Приглашение

План

1. Что это?

2. Какого цвета?

3.Какой формы?

4. На что похож?

5.Как используют?

План

1. Что это?

2. Какого цвета?

3.Какой формы?

4. На что похож?

5.Как используют?

План

1. Что это?

2. Какого цвета?

3.Какой формы?

4. На что похож?

5.Как используют?

1группа:

1.Главный герой произведения?

2. Какого жанра это произведение?

3. Кто приходил в гости к самовару?

2 группа:

  1. Как обращались гости к самовару?
  2. Чем угощал гостей самовар?
  3. Какая беда произошла с самоваром?

3 группа:

  1. Как отнеслись к электрическому чайнику гости?
  2. Какой дал совет мудрый самовар?
  3. Какая главная мысль текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День рождения класса" 1 класс

В разработке представлен материал по проведению внеклассного мероприятия в 1 классе...

Внеклассное мероприятие «Прощай, второй класс» 2 класс

Внеклассное мероприятие «Прощай, второй класс» проводится в конце второго класса. Эта работа поможет учителю, работающему в начальной школе провести  его весёло и радостно.  Праздник...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....

Внеклассное мероприятие в 3 классе Тема "Будьте здоровы" Довбня Светлана Александровна, учитель начальных классов

Цель:формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.Задачи:Создать условия для:Саморазвития и самореализации личности обучающихся.Фо...

Внеклассное мероприятие для 1 класса Тема: «В гостях у Самовара. Праздник чая «Мы за чаем не скучаем»

Внеклассное  мероприятие для 1 классаТема: «В гостях у Самовара. Праздник чая «Мы за чаем не скучаем»...