Формирование поликультурной компетентности младшего школьника
статья (4 класс)

В статье рассматриваются основы гражданской идентичности, важность осознания ребенком себя как члена семьи, общества; определены задачи для формирования поликультурной компетентности, приведены приемы и методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование поликультурной компетентности учащихся начальных классов

Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  направлена на достижение образовательных результатов, в том числе развитие личностных универсальных учебных действий. Среди личностных универсальных учебных действий особое внимание следует обратить на формирование основ гражданской идентичности, этнической принадлежности обучающегося в форме осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Уровень этнокультурной идентификации учащегося, уровень его знаний о поликультурной среде, его эмоциональная и поведенческая культура как представителя народа формируется в системе поликультурного образования, результатом которого становится сформированная поликультурная компетентность обучающегося.

Для формирования поликультурной компетентности обучающихся необходимо решить ряд задач:

- познакомить учащихся с историей и тенденциями современного развития родного края;

- сформировать у младших школьников представление о различных сторонах жизни людей, проживающих на их родной земле;

- развить у школьников стремление получать информацию о своей Родине, знать ее историю;

- создать условия для изучения школьниками проблем развития края, формирования у них видения своего места в решении этих проблем, установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни на родной земле.

Идея поликультурного образования базируется на реализации модели непрерывного образования, основными целями которого являются:

- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной культуре;

- воспитание уважения к истории и культуре другого народа; - создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Главной задачей поликультурного образования О. В. Аракелян признает воспитание культуры межнационального общения, акцентируя внимание на уважительном отношении к Другим культурам, Другим людям и определяя толерантность лишь как терпимость. В то же время, по ее мнению, в школе нужно не терпеть друг друга, а уважать, учитывать поликультурный принцип в общении, а это требует специальной организационной работы.

 Цели поликультурного воспитания: обеспечение поликультурного просвещения; приобщение к культуре своего этносоциума (а, значит, сохранение национальных культур), обучение общению.

Средствами их реализации в поликультурной школе становятся: изучение предметов этноцикла, а также учебных дисциплин блока «Культура мира», изучение каждым ребенком родного языка и культуры; знакомство с культурой своих сверстников.

Таким образом, ключевыми позициями в поликультурном развитии личности современные педагоги называют уважение культуры другого, ее понимание и толерантное отношение к представителю иной культуры. Важнейшей задачей процесса становления поликультурной личности является признание другой культуры как альтернативной формы бытия.

Педагог контролирует деятельность учащихся по нескольким направлениям:  развитие навыков и умений ребенка в конкретной области знания в контексте поликультурной среды;  получение и усвоение знаний о поликультурной среде; формирование рефлексивной культуры.

Активно используются методы тестирования, анкетирования учащихся, а также проведение интерактивных бесед, дискуссии, семинаров, круглых столов и кейсов.

Особая роль в этом процессе отводится родителям как еще одному субъекту — участнику образовательного процесса в условиях поликультурного общества. Взаимодействие с родителями заключается в том, что именно педагог готовит взрослых к новой роли — роли родителей ребенка, обучающегося в поликультурной среде. Оно осуществляется через всевозможные педагогические приемы. Семинары для родителей, консультации по вопросам учебно-воспитательной деятельности, открытые уроки, дни открытых дверей, мастер-классы, психологические тренинги и т. д. В результате родители становятся субъектом образовательного процесса. Что в условиях поликультурной среды становится особенно важным, поскольку они, со своей стороны (педагог — с другой стороны) оказывают необходимую помощь и поддержку своему ребенку в процессе его становления как личности, способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы, иными словами, быть готовым к пониманию и уважению иных культур.

Таким образом, при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса — педагога — ученика — родителей — реализуется главная цель образования учащихся — подготовка достойных членов общества, которое сегодня представляет собой многонациональное государство. Взаимодействие субъектов процесса образования обусловлено сущностью поликультурного образования, которая заключается в том, что феномен «поликультурное образование» — специфическое явление педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся социокультурной идентичности, а также представлений о поликультурном пространстве, о развитии многонационального общества и о деятельности в реалиях такого общества.  

 Цель процесса образования в таких условиях определяется именно формированием индивида,  готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, уважающего и принимающего другие культурно-этнические общности, живущего в мире и согласии с представителями других национальностей. На этой базе выстраивается диалог взаимных интересов. Важность такого образования состоит в том, что оно формирует личность, открытую для общения, а главное — ведет к снижению социальной напряженности в обществе.

Литература:

Длужневская Д. А. Поликультурное пространство как основа построения содержания образования в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 454-456.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС

Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...