доклад в СОИРО по теме: «Эффективные методы организации образовательного процесса с детьми РАС»
статья (3 класс)

«Эффективные методы организации образовательного процесса с детьми РАС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Эффективные методы организации образовательного процесса с детьми РАС»

Составила: учитель начальных классов

первой категории

МБОУ «СШ № 11»

Тищенкова Светлана Васильевна

2021 год

г. Смоленск

Аутизм часто называют главной загадкой третьего тысячелетия. На сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек, страдающих аутизмом. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 тысяч человек, сейчас – 1 на 68 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых. Поэтому во всех прогрессивных странах мира тема помощи людям, страдающим расстройствами аутистического спектра (РАС), становится важной государственной темой.

При построении занятий и обучении детей с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, несформированность операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, искажение эмоционально-волевой сферы (страхи, агрессивность, неадекватность поведения, негативизм, уход от общения даже с близкими людьми), низкая работоспособность, дефицит социального взаимодействия. Одна из особенностей взаимодействия аутичного ребенка с людьми – непонимание им чувств, испытываемых партнером при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются им не как живые и чувствующие субъекты, а скорее как движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей. Нежелание, а зачастую и неспособность аутичного ребенка выразить то, что он хочет, приводит к тому, что многие из взаимодействующих с ним людей рассматривают его как существо, не имеющее иных потребностей, кроме витальных. Попытки объяснить аутичному ребенку ошибки взаимодействия при помощи речи редко достигают долговременного результата и часто приводят к возникновению отрицательных эмоций обеих сторон. В работе с аутичными детьми главной задачей является вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность для дальнейшей его адаптации в обществе. Поэтому разработка индивидуальных коррекционных занятий, учитывающих специфику обучения детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является актуальной.

Каждый ребенок особенный, это несомненно, но есть дети , о которых говорим «особенный» не для того чтобы подчеркнуть уникальность его особенностей, а для того, чтобы подчеркнуть отличающие его особые потребности.

В 2018 году в мой класс был зачислен ребенок с РАС. Это Иванова Евангелина.
Прежде чем приступить к работе, мною было изучено много литературы на эту тему. На помощь пришли профильные сообщества и современные интернет-ресурсы («Аутизм, «Дом без границ»). Но ничего не поможет, пока ты сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их. Я поняла, если даже у всех детей один диагноз, но все они разные по психическому состоянию и по интеллектуальному развитию. И к каждому нужен свой подход. Поэтому мною была создана атмосфера спокойствия, доверия и доброжелательности.

Я старалась подпустить Еву ближе к себе, похвалить её, погладить по голове. Это сделать было сложно, т.к. она не подпускала близко к себе, относилась к этому раздраженно. Понадобилось время. Кроме того, она не сидела на уроке, ходила по классу, громко разговаривала и даже иногда кричала и плакала.
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане назрела необходимость создания специальной среды развития. Надо было думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых ребёнок будет усваивать учебную программу. А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и эффективному усвоению учебного материала.


        Коррекционная работа предполагает:
      1) диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в школу для уточнения стартовых возможностей и темпов обучения;

2) обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи;

3) построение занятий с учётом индивидуальных особенностей обучающегося;

4) использование игровой мотивации на всех занятиях;

5) совместная работа педагога, психолога, логопеда, родителей.

Для этого мною была создана такая развивающая среда, которая помогла максимально компенсировать недостатки развития. В классе при помощи тьютера был оформлен игровой уголок с различными играми. Ева  принесла любимые игрушки. Играя в них на переменах, ей легче было выполнять задания на уроках, используя знакомые игры. Также в зоне игры было размещены элементы Альмовского оборудования, которое помогает Еве «разгрузиться», отдохнуть от учебного процесса. Так же был создан :

  1. “Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки, геометрический материал.

2. “Уголок развития речи” – это карточки со словами, предметные картинки, наглядные материалы, календарь природы.

Ева очень любит ходить по классу, подходит к каждому уголку, особенно любит уголок по развитию речи. Каждый день на нём выкладывается календарь погоды. Мы уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату, время года. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра. Весь материал взаимозаменяем. Например, мы изучаем тему: “Фрукты”. На столике лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты.

На уроке мое место напротив ребенка, что даёт возможность Еве хорошо видеть учителя. А также была возможность держать её за руку, чтобы она не вставала с парты.

Из-за неусидчивости Ева с трудом запоминает материал, не может управлять своими эмоциями. Она находился в постоянном движении: хлопала в ладоши, трясла  руками и головой, постоянно что то говорила: чаще это была фраза одна и та же про кошечек. Весь первый класс Ева адаптировалась к школьной жизни, училась сидеть за партой, слушать учителя и выполнять задания. Ей это давалось очень сложно: взгляд был направлен сквозь тебя, не останавливался ни на чем, внимание рассеянное, заинтересованности в учебе не было. Поэтому при подготовке к урокам использую игровые технологии, много наглядного материала, особенно на начальном этапе. Наглядные средства – схемы, плакаты, инструкции позволяют детям с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Вместо того чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, нужны включить другие способы восприятия. Если речь идет об овощах, показываю овощи, при возможности можно дать понюхать, потрогать, поиграть. Если нет свежего можно дать муляж. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка. Такие дети не сразу приступают к выполнению заданий, только тогда, когда повторишь несколько раз. Да и то надо подождать. Нужно быть очень терпеливым.

Проведение коррекционных заданий на уроке таких как найди общее или «Убери лишнее», «Найди закономерность» привели в тупик, т.к. не мог увидеть даже самое элементарное. Можно весь урок ждать ответа и не дождаться. Рассматривая картину лета, где лежит снег, обучающийся не мог заметить самого элементарного.

Эффективным методом организации образовательного процесса является использование пиктограмм. Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности, например: найди ошибку, домашнее задание и др.

Используя в своей работе пиктограммы по ходу организации урока, мною было замечено, что Ева не всегда обращает на них внимание. А вот в процессе чтения произведения, пиктограммы помогают ей лучше понять содержание прочитанного.

Чтобы Ева работала на уроке, нужен был какой то стимул. Кроме социального поощрения «Молодец», «Умница» и материально поощряла в виде наклеек и ручек. Если найти контакт с ребенком, то сам педагог может быть положительным стимулом для ребенка.

Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни ребенка. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Семья Евы, это люди, которые всё время отдают своему ребенку: интересуются делами и успехами, читают вместе книги, следят за здоровьем ребенка, организуют его свободное время. Прекрасно понимают, что семья играет основную роль в становлении личности.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающегося к различным видам деятельности;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
  • поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
  • признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

При работе с ребёнком с РАС необходимо соблюдать следующие правила:

  • Никогда не тащить ребёнка за руки, куда бы то ни было;
  • Если возникает необходимость перейти в другое помещение, а ребёнок отказывается это сделать, нужно приподнять ребёнка со спины, возможно, он опустит ноги и пойдёт самостоятельно за другими детьми, если это произойдёт, то необходимо очень сильно похвалить ребёнка. В случае отказа, взрослый, находясь сзади, ведёт ребёнка со спины (физическая подсказка).
  • Создавать благоприятную окружающую среду и контролировать её;
  • Необходимо учиться предупреждать плохое поведение ребенка;
  • Продумывать предлагаемые задания так, чтобы ребёнок мог с ними справляться, особенно на первых порах;
  • Если возникают трудности при выполнении задания необходимо своевременно оказывать помощь (давать подсказки), стараться делать это незаметно, чтобы не спровоцировать нежелательное поведение и не лишить ребёнка уверенности в своих силах;
  • Чётко давать инструкции, не стоит часто обращаться к ребёнку по имени;
  • При обучении способам взаимодействия использовать те виды деятельности, которые представляют интерес для ребёнка, особенно на начальных этапах работы;
  • Всегда хвалить за выполненное задание;
  • Заканчивать любое занятие положительным результатом – пусть последнее задание будет простым (педагог знает, что ребёнок с ним справится), использовать поощрение.
  • Ребёнок должен уходить с занятия в хорошем настроении.

На сегодняшний день опубликовано немало работ и методических рекомендаций на темы: игра, ее значение, эффективность, однако специфика практической работы с аутистами представлена явно недостаточно. Непонятно, как играть с тем, кто не проявляет желания, у кого нет речи, не будет радости в глазах, поведении от того, что появился партнер по игре. Вспомните, как реагируют дети нормы на желание кого-либо поиграть вместе с ними! В коррекционной работе с аутичным ребенком есть свои особенности. Для осуществления успешной работы каждому педагогу важно выбрать те оптимальные модели и технологии, которые дадут наиболее эффективные результаты. Известно, что технологии – это совокупность форм, методов, приемов и средств т.е. все, что позволяет достигать поставленных воспитательных целей. Наиболее эффективными являются на сегодня следующие технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные технологии, информационно-компьютерные технологии и др.

ИГРА – важнейший аспект урока в классе, где обучаются дети-аутисты. Использование игры позволит снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует появлению у ребенка познавательного интереса к учебе.

Я использовала игру не развивающую или обучающую, а лишь ее элементы. Это скорее был прием, создание игровой ситуации, направленной на восприятие и понимание меня ребенком-аутистом. Мои действия-игры направлены были на то, чтобы ребенок выполнил простые инструкции, просьбы, задания. Много позже я придумывала, проводила игры на мелкую и крупную моторику, познание мира, адаптацию и т.д. Моя задача как учителя – добиться выполнения работы на уроке, в классе.

Остановимся на игровых технологиях, которые для нас актуальны в данный момент. Например, стереотипная игра.

У аутичного ребенка всегда есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

– цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

– в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;

– повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

– неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

– длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

Стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, ибо другого пути просто нет.

Почему аутичный ребенок часами повторяет одни и те же действия? Анализируя результаты наблюдений за ребенком в такие моменты, можно предположить, что для него ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие. Эти два тезиса – наличие комфорта и переживание удовольствия – ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не должно быть «слишком много». Педагог поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво.

– Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно – предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.

Перед тем как начинать работу с ребенком, следует запомнить ряд важных положений:

- На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).

- Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

- Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

- Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в похожих ситуациях. Не бойтесь пробовать! В случае, если ребенок принял предложенное, старайтесь развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. От вас потребуется определенная гибкость, позволяющая действовать в зависимости от развития событий.

Несмотря на то, что технология игрового обучения хорошо изучена, в практике школы она используется недостаточно активно. Поэтому использование игровых технологий в практике обучения детей-аутистов рекомендуется как актуальная и важная часть образовательного процесса, которая обеспечит эффективное формирование знаний, умений и навыков. Русский писатель Ю. Нагибин высоко оценивает значение детской игры: «Сами того не сознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем». Игры, по исследовательским данным З. Фрейда, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний. К.Д. Ушинский рекомендовал использовать игру в общей системе воспитания ребенка. Многие ученые, в том числе Пиаже, Выготский, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра служит источником развития ребенка. Использование игры требует некоторых правил, о которых в свое время писал Я.А. Коменский: «Игры должны служить преддверием для вещей серьезных». Современные требования, которые должны учитываться при организации игровых ситуаций на уроке с детьми с РАС: свободное и добровольное включение детей в игру; игра должна воздействовать положительно; игра не должна быть излишне воспитательной, сложной. Игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. Т.е. ситуация не просто игровая, а учебно-коммуникативная, ведь цели будут достигнуты и воспитательные, и обучающие, и коррекционные. Именно игра создаст благоприятную морально-психологическую атмосферу.

Ориентация учителя на игру как способ обучения и форму организации деятельности учащихся с РАС поможет сделать его труд успешным. Дети разного интеллектуального уровня, с разными физическими данными с одинаковым интересом включаются в игру. Т.е. на закономерный и часто задаваемый вопрос, можно ли преодолеть жесткую дефицитарность взаимодействия ребенка-аутиста с окружающими, приспособиться к ней и рассчитывать на успех, мой опыт дает ответ, что такая возможность существует. Ребенок с аутизмом может стать более активным, способным к диалогу, лучше адаптироваться в социуме при условии, что взрослый сумеет найти параметры контакта, который будет доступным и желанным для ребенка.

В заключение можно сказать, что игра, как метод, имеет большие перспективы в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с РАС. Благодаря этому методу Ева научилась следить за ходом урока, включается в работу на уроке, даже иногда поднимает руку, чтобы выйти к доске посчитать пример, написать предложение или рассказать куплет стихотворения наизусть.

Дети с расстройством аутистического спектра значительно отличаются от всех категорий детей с особыми образовательными потребностями. Но если к ним присмотреться, можно найти незаметный знак, который поможет вывести ребенка из мира внутреннего в мир внешний. Но, конечно, ровно настолько, насколько захочет ребенок выйти сам.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

  • Мнем и отщипываем.
  • Надавливаем и размазываем.
  • Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
  • Режем на кусочки.

Пластилиновые картинки

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина.

Приготовление еды

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета — получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб».

Огород

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы — так, горох станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке — «цветочки» из мозаики.

Игры со звуками

Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

Постучим, погремим

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, постучите костяшками пальцев по стеклу.

Свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

  • хлопки в ладоши;
  • топанье ногами;
  • прыжки в определенном ритме;
  • танцы;
  • проговаривание текстов стихотворений;
  • пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

  • Сопровождение текста движениями;
  • Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;
  • Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

Игры с ватой

Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hнаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

Снежки

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

Игры со старыми газетами или журналами

Птицы летят

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их «полетом». Поиграйте вместе с ребенком в «летящих птиц»: подбрасывайте в воздух газеты или журналы.

Совместное рисование

Совместное рисование — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

  • «Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».
  • «Кухня»: расположившись с ребенком на кухне, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов.
  • «Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.
  • «Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.
  • «Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би!» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий»

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса  на основе эффективного использования современных образовательных технологий»...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Описание опыта педагогической деятельности с использованием современных  образовательных  технологий,  которые дают возможность повышать качество образования и более  эффективно ис...

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...