Блокада Ленинграда
презентация к уроку (3, 4 класс)

Сорокина Наталья Владимировна

Интересные факты о блокаде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_konspekt.docx18.43 КБ
PDF icon prezentatsiya_blokada.pdf1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Начало блокады»

Слайд 1

8.09. 1941г.началась блокада Ленинграда. Город взяли в кольцо немецкие, финские и испанские войска. Блокада продлилась 872 дня.

Слайд 2

В первый год блокады выдалась невероятно холодная зима. 6 ноября температура воздуха опустилась до -20 С, а на Новый год, на Ладоге,

 До – 51 С.

На начало блокады в городе было 3 млн. человек. 21 июля 41 г. были введены продуктовые карточки и послей первой зимы людей стало на полмиллиона меньше. Многие из них захоронены в братских могилах на Пискаревском кладбище и в Парке Победы.

Слайд 3

В городе нет отопления, воды, света. Продовольствия. На город постоянно совершаются авианалеты. Жизнь в таких условиях невозможна.

И немцы, осенью 1941 года, объявляют, что город пал и предоставляют доказательство: плакат, на котором  немецкие солдаты сфотографированы у коней Аничкова моста. (Петр Карлович Клодт). Как же так? Ведь немцы не захватили город… Дело в том, что в царство Николая 1 одну пару таких коней подарили в Берлин, а другую в Неаполь. Немецкие солдаты сфотографировались у своих коней, в Берлине, а миру поведали, что они уже в Ленинграде.

Слайд 4

Я уже сказала, что воды в домах не было. Люди стали ходить за водой на Неву, Фонтанку, Мойку…Благо, что 1/10 часть нашего города – это вода. Люди спускались на реку, где это возможно, и набирали воды в проруби. Набрав воды, никто не спешил уходить, даже, если обстрел( авианалет). Ждали, когда вода покроется корочкой ( берегли силы, нужно донести больше и не расплескать).

Слайд 5

В городе крайне мало электроэнергии. К декабрю 1941 г. Власти приняли решение отключить от электропитания трамваи.

Воспоминания: «В феврале 1942г. Увидел людей в трамвае, подумал, что дали электроснабжение. Но подойдя поближе, увидел, что люди сели в трамвай отдохнуть, но подняться уже не смогли.

Слайд 6

15 апреля 42г. Важная дата для ленинградцев: движение пассажирских трамваев возобновлено.

Воспоминания немцев: 15 апреля увидели всполохи огня со стороны Ленинграда, а потом поняли, что это свет фар трамваев. Мы недоумевали: « Зачем мы кричали о скорой победе, зачем умирали под Ленинградом, если они на 8 месяце блокады пустили трамвай…?»

Воспоминания санитарки: « В госпитале не было ни света, ни тепла. Вдруг раздался радостный крик: « Ура, братцы, победа! Это стоявший под окнами госпиталя трамвай зазвенел звоночком и начал движение. Все бойцы стали подходить к окну, чтобы своими глазами это увидеть.

Первый трамвай на Невском пр. был встречен аплодисментами. Особым шиком у военных было подсадить женщин, детей, старушек, а самим проехать на подножке.  У военных был бесплатный проезд, но они покупали билет, чтобы оставить его на  память. Люди бежали за трамваем и просили: « Позвони в звоночек!» Город оживал, в людях появилась вера в победу, трамвай стал символом жизни Ленинграда.

Проезд стоил 15 к.

Слайд 7  

Весной 42 г. вся земля в центре города отдается под огороды. Перед Исаакиевским собором сажают капусту. Благодаря этому, цены на рынке снизили в 4 раза. ( были деньги)

Слайд 8

В годы блокады, когда съестные припасы в осаждённом городе закончились и в Финском заливе и каналах была выловлена и съедена практически вся рыба, уцелел один неприхотливый, не имеющий промыслового значения вид, в мирное время не употребляющийся в пищу и считающийся у рыболовов «сорным» — колюшка[6]. Проскальзывающую сквозь сети мелкую колючую рыбку, с костными пластинками вместо чешуи и шипами у спинного плавника и на брюхе[7], блокадные жители вылавливали сачками, сумками, рубашками, майками. По весне для её отлова организовывались бригады. По воспоминаниям блокадников, «за 3—4—5 часов … налавливали по противогазной сумке колюшки, а это 4—6 килограммов. Это было тогда, когда лёд сходил»[8].

Во 2-м Ленинградском медицинском институте был разработан препарат «Жир колюшки», применявшийся в госпиталях для лечения ожогов и ран[9].

Слайд 9

По всему городу стали появляться таблички: « Граждане,…», потомучто люди не спускались в бомбоубежище ( а за это полагался штраф от 50 до 600 руб.) Они были ослаблены, у них отрафировалось чувство опасности.

Слайд 10

Адмиралтейство. Шпиль покрыт сусальным золотом ( это когда золотой слиток размером со спичечный коробок. Раскатывают до размеров футбольного поля). Его нужно было закрыть от повреждений. Сшили мешок и с самолета опустили на шпиль, а альпинистам нужно было закрепить мешок на шпиле, сшить края. Ольга Фурсова под обстрелом немецких летчиков закрепляла мешок на шпиле. К 43г. От пуль и осколков мешок был поврежден. Альпинисты снова забрались, чтобы его починить. Закончили работу и собрались спускаться, но увидели ласточку, которая металась и искала гнездо. Они проследили куда она пытается прорваться, тогда они распороли мешок и зашили его так, чтобы ласточка могла добраться до гнезда, где была жизнь ( обостряется ощущение ценности жизни любого существа).

Ведь немцы говорили, что город блокирован так, что даже птица не сможет пролететь и что через год это будет город мертвых.

Эта весть облетела весь город, люди вырезали силуэт ласточки из жести и вешали на грудь. При встрече говорили « Ты тоже знаешь, что это город живых!»

Слайд 11

Когда уже было объявлено всему миру, что это город мертвых,

9 августа 42г. в большом зале ленинградской филармонии прзвучала 7 симфония Д.Д. Шостаковича. Ее трансляция шла из репродукторов в город и окопы советских и немецких солдат. 80 минут над городом стояла тишина.

Немцы поняли, что они проиграли войну.

Закончила звучать симфония и раздались аплодисменты. Похожие на шелест осенних листьев ( «Не дай бог услышать такие аплодисменты» - сказал дирижер оркестра.)

7 симфонию назвали залпом по рейхстагу, победой среди войны.

Почему сорной рыбешке установили памятник?

Какой колокольчик хотели услышать ленинрадцы?

Что говорили люди друг другу при виде ласточки?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....