Программа по внеурочной деятельности " Школа вежливых наук"
рабочая программа (2 класс)

Елена Владимировна Родионова

Данная программа предназначена для знакомства учащихся с общепринятыми законами этикета, на формирование  умений коммуникативного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_vezhlivyh_nauk.docx65.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Школа вежливых наук» ( 2 класс)

Автор: учитель начальных классов МКОУ СОШ № 21

п. Брусянский, Узловский район, Тульская область

«Так же как образованность, благородство и честь совершенно необходимы для того, чтобы заслужить уважение и восхищение людей, вежливость и хорошие манеры не менее необходимы, чтобы сделаться желанным и приятным в беседах и в повседневной жизни». Честерфилд Ф.

         Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. ФГОС второго поколения формулируют основную педагогическую цель-воспитание нравственного, ответственного,  инициативного и компетентного гражданина России. В словесном портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение, выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих». Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё  пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе происходит формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества.

        Программа кружка «Школа вежливых наук» в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности разработана  на основе следующих нормативно-правовых документов:

−      Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, требования к результатам освоения ООП НОО, программа универсальных учебных действий (УУД),планируемые  результаты начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей.

−      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

−      СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

−      О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

−      Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16);

−      О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ (приказа Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017);

−      Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

−      Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

           Программа « Школа вежливых наук»  относится к  духовно-нравственному  направлению.

          Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы и  направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Духовно- нравственное развитие гражданина России- это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

        Цель духовно- нравственного направления: 

создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

        Задачи:

1. формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции- «становиться лучше»;

2 формирование патриотизма и гражданской солидарности;

3. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

4. формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

         Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Отличительная особенность программы, отличающие программу «Школа вежливых наук» от существующих в том, что она направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования  познавательной и творческой активности учащихся

         Основные идеи программы «Школа вежливых наук»:

Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.  Данный курс поможет, открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных  ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения  через систему ценностно-ориентированных занятий, знакомящих учащихся с понятиями того «что такое хорошо и что такое плохо».

       Адресат программы

      Программа « Школа вежливых наук» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на обучение детей восьми лет. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия  в группе  должны  сочетаться  с  индивидуальной  помощью  педагога  каждому  ребенку. Количество детей в группе - 28 человек.  

   

       Объем и срок освоения программы 

Срок реализации  программы 1 год.  Всего занятий-14, одно занятие в неделю. 

     Форма обучения – очная, место обучения МКОУ СОШ № 21, кабинет № 1.2;  состав группы-постоянный, форма занятия – кружок. Основная  форма  обучения  –  комплексное  учебное  занятие,  включающее  в  себя  вопросы теории и практики; творческая мастерская.

Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:

-иметь развивающий характер, а точнее, быть направленными на развитие у учеников природных -задатков и интересов.

- быть разнообразными по содержанию и характеру проведения.

- основываться на развивающих методиках.

   

     Режим занятий

Общее количество занятий в год -14, 1  занятие  в  неделю. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35-40 минут.

   Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников,

развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качеств личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

    Задачи:

1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника

Календарный учебный график

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Этикет ( общие понятия)

5

3

2

текущий

2

Этика отношений с окружающими

6

5

1

текущий

3

Этика отношений в коллективе. Итоговое повторение.

3

2

1

текущий,

итоговый

Всего

14

10

4

Содержание  учебных тем  программы «Школа вежливых наук»

Раздел 1. Этикет (5 часов)

Тема 1. Теория: Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Форма контроля: Тест «Советы дедушки Этикета»

Тема 2. Практика: За столом с дедушкой Этикетом. Коллективное чаепитие.

Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Форма контроля: ситуативные игры

Тема 3. Практика: Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Форма контроля: ролевые игры

Тема 4. Теория: Когда рядом много людей. Правила поведения в общественных местах. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Форма контроля: тест

Тема 5. Теория: Микроклимат в семье. Как решать семейные проблемы. Первые шаги самовоспитания.

 Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Форма контроля: ситуативные игры

Раздел 2. Этика отношений с окружающими (6 часов)

Тема 1.  Практика: Душа – это наше творение.

 Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Форма контроля: ситуативные игры

Тема 2. Теория: Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Форма контроля: Страничный проект «Законы добра»

Тема 3. Теория: Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Форма контроля: беседа

 

Тема 4. Теория:  Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Форма контроля: ролевые игры

Тема 5. Теория: О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Форма контроля: Страничный  проект «Пословицы о правде, добре, зле»

Тема 6. Теория: Тепло родного дома. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Форма контроля: творческая работа  «Моя любимая семья»

Раздел 3. Этика отношений в коллективе (3 часа)

Тема 1. Теория: Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Форма контроля: тестирование «Я и коллектив»

Тема 2. Теория: Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

 

Форма контроля:  творческое эссе «Скажи себе сам» . Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 3. Практика: Школе посвящается. Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

Форма контроля: Итоговое занятие.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»

В результате прохождения программного материала, к концу года обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливого поведения:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в  процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

12. Быть сострадательными к чужому горю.

13. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

14. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

15. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У ученика будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

-развитие   навыков   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в   разных  

социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных   ситуаций,

-умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

-наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Ученик получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и   задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами и составления текстов в устной и письменной формах;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

овладение логическими действиями   сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей;

-использование в речи вежливых слов;

-высказывание предположений о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни героев произведений):

-создание    по    иллюстрации    словесного    портрета    героя;

 -оценивание    характера    общения (тон, интонацию, лексику),    

-поведения    в общественных местах;

-правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивание своего поведение и поведения окружающих (на уроке, на перемене)

-воспроизведение основных требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях:

-оценивание внешнего вида человека:

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Планируемые результаты    воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

      1 . Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге    (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

-  активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

-  создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  2. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;

- объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

    3 .Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля  ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить;  способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

       Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:

материально-техническое обеспечение:

1.Методические комплексы, состоящие из информационного материала и конспектов; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

 2.Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры,

кроссворды.

 3.Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные), плакаты, папки с дидактическим,  методическим и информационным материалами по всем учебным темам; наглядные пособия;     подборка информационной и справочной литературы;

набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу.

      4. Техническое и материальное оснащение.  

      Оборудование: ноутбук – 1 шт, проектор- 1 шт.

информационное обеспечение        

      1.Зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции, буклеты, альбомы.

      2. Музыкальный ряд: аудиокассеты и CD диски с подбором мелодий, соответствующих темам

      занятий  и  способствующих  созданию  и  поддержанию  духовно-нравственных ценностей.

      3.Тематические презентации, учебные фильмы.

кадровое обеспечение

- занятия в кружке проводит учитель начальных классов высшей категории Родионова Е.В.

Формы  контроля и оценки результатов

  Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые и ситуативные игры, творческое эссе, школьная научно-практическая конференция , опрос, наблюдение; диагностика, анкетирование учащихся, проведение аттестации учащихся  в  середине и конце года. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Методы  и формы обучения

Для успешной реализации программы  по духовно – нравственному направлению «Школа вежливых наук» используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, метод примера.
  2. Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков.
  3. Практические методы: ролевые игры, инсценировки; выполнение рисунков.
  4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта
    эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к
    деятельности и позитивному поведению ( познавательные и ролевые игры); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость).
  5. Методы контроля: практические задания, самоконтроль.
  6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:

Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и саморазвивающим.

      Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

     Формы организации учебного занятия:
Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, такими как лекции, семинары, дискуссии, экскурсии, программой предусмотрены и нетрадиционные:

-интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

-тренинги знакомств, общения, эрудиции;

- ролевые игры;

-беседы, викторины;

-обсуждение работ обучающихся;

-коллективные творческие дела;

-смотры-конкурсы, выставки;

-наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

-обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

-просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов;

     В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

1. Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;

2. Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;

3. Построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам.

            Педагогические технологии, используемые в процессе проведения занятий по внеурочной деятельности:

 - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,  технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология педагогической мастерской,   здоровьесберегающая технология.

           Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов)

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде  последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,  подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ),  итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов  деятельности   учащихся:   восприятие   -   осмысление   -   запоминание  применение - обобщение - систематизация.

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

 II этan - проверочный. Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего  задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

 IV этап  -  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

1   Усвоение новых знаний и способов действии.  Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная   проверка   понимания    Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием.

3   Закрепление    знаний    и    способов    действуй .  Применяют    тренировочные

упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

     4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

    V этап – контрольный.  

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

 VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

                   Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

                   VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если  необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

 Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Список использованной литературы

1. Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель»,2009

2. Персидская И.В.,Фонова Г. – Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) -  Волгоград, «Учитель», 2007

3. Максимова Т.Н. – Классные часы: 2 класс – Москва «ВАКО» , 2009

4. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007

5. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006

6. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.  Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

7.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

8. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

9.  Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

10. Каландарова Н. «Уроки речевого творчества», М., 2008;

11. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

12. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

13. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

14. Смолка К. «Правила хорошего тона», М., 1980;

15.  Интернет-ресурсы:

http://nsc.1september.ru Начальная школа

http://www.uroki.net/docnach.htm - методическая копилка

http://www.pedsovet.su/load/100-1  - Педсовет.су

http://www.uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)

http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

http://viki.rdf.ru/ Презентации ( сайт Виктории Кузнецовой)

Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия

Календарно- тематическое планирование   программы «Школа вежливых наук» ( 2 класс)

Тема( содержание) занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Тест «Советы дедушки Этикета»

1

2

За столом с дедушкой Этикетом. Коллективное чаепитие.

Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

1

3

 Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

1

4

Когда рядом много людей. Правила поведения в общественных местах. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

1

5

Микроклимат в семье. Как решать семейные проблемы. Первые шаги самовоспитания. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

1

6

Душа – это наше творение.

 Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

1

7

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. Страничный проект «Законы добра»

1

8

Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

1

9

Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

1

10

О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Страничный  проект «Пословицы о правде, добре, зле»

1

11

Тепло родного дома. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Творческая работа  «Моя любимая семья»

1

12

Чтобы быть коллективом. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Тестирование «Я и коллектив»

1

13

Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.

1

14

Школе посвящается. Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" 4 класс

Подробная программа по духовно-нравственным направлениям....

Технологическая карта по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Конспект внеурочной деятельностиПрезентацияВидеоЗадание для интерактивной доски...

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе, духовно-нравственного направления....

Программа внеурочной деятельности ««Школа вежливых наук»»

Формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности....

Рабочие программы по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» 2 класс 2017-2018 уч. год.

Рабочая программа составлена учительницей начальных классов Кирилловой В.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на осн...

Программа по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук"

На занятиях ребята познакомятся с правилами этикета....