«На Святки свои порядки – обряды, обычаи да КОЛЯДКИ»
классный час

Описание: Мероприятие посвящено календарному православному празднику «Рождество Христово». Возраст детей – 6-10 лет. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которым интересуются и чтят вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_svyatki_svoi_poryadki_-_obryady_obychai_da_kolyadki.docx907.53 КБ

Предварительный просмотр:

Большенизовцевский филиал МБОУ «Куйбышевская СОШ»C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\5393.jpg

Разработка внеклассного мероприятия

«На Святки свои порядки – обряды, обычаи да КОЛЯДКИ»

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\5393.jpg

                                                                          Разработала учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Большенизовцевского филиала

МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Шульгина Людмила Николаевна

с.Большенизовцево 2020 г.

«Рождество»
Всей семьею в этот вечер
Соберёмся за столом.
Скажет мама:
Может, свечи
Ради праздника зажжём?
Электричество погасим,
D:\Мои документы\Загрузки\WPETLTEC.jpgОбойдёмся без него.
И торжественно украсим
Общий ужин в Рождество.
Пусть огонь весёлый скачет
Над малиновой свечой,
И подсвечник тихо плачет
Стеариновой слезой.

П. Синявский

Описание: Мероприятие посвящено календарному православному празднику «Рождество Христово». Возраст детей – 6-10 лет. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которым интересуются и чтят вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.
Цель: обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Задачи:
дать детям сведения о православном празднике «Рождество Христово»: истории и традициях;
формировать познавательные потребности и интересы, активность;
обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
доставить детям удовольствие стать непосредственным участником прекрасного праздника Рождества;
воспитывать и развивать у детей вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, колядок; подборка музыкального репертуара; накануне предложить творческой группе вырезать из бумаги красивые снежинки и украсить класс  хороводом снежинок; задание детям на дом: вырезать фигурки героев библейских сюжетов (фигурки Марии, волхвов, пастухов, животных, окружавших ясли младенца, ангелов) или изготовить из картона и бумаги.
Оборудование: компьютер, проектор; новогодняя елка; Вифлеемская звезда; снежинки, вырезанные из бумаги; фигурки героев библейских сюжетов, изготовленные из картона и бумаги; сладости, выпечка, приготовленные ребятами совместно с родителями к празднику; мешок, в котором находятся всевозможные сувениры и сладости.

Ход праздника

  1. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, совсем недавно мы отмечали самый замечательный праздник, праздник, который любят не  только дети, но и взрослые, что это за праздник?

Дети хором: Новый год!

Учитель: А сегодня мы познакомимся с одним из православных праздников , наиболее ярким, торжественным и, пожалуй, самым древним из всех годовых праздников на Руси .

Учитель:- Кто из вас знает, что это за праздник?

Дети: - Это праздник Рождество.

Учитель:- Правильно Рождество. Рождество был любимым праздником на Руси – ведь родился Младенец Христос!

(Учащийся читает стихотворение)

Мальчик-Бог в яслях родился
Среди осликов, ягнят.
И звездою озарился
Вифлеемский двор и сад.

И подумал ослик серый,
Поглядев Младенцу в глазки:
“Он пришел с добром и верой,
Состраданием и лаской!”

А щеночек-лежебока
Подглядел из конуры,
Как пришли волхвы с Востока,
Принесли свои дары.

  1. Мотивация к деятельности

Учитель:- В Рождество начинался веселый пир горой, но до этого шел большой сорокодневный пост, когда люди добровольно ограничивали себя в пище. В его последний день – сочельник – постились до появления первой звезды.

 В сочельник ели лепешки, которые называли сочнями, и сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, - сочиво. Угощение со стола не убирали до утра.

К сочельнику хозяйки тщательно прибирали дом, пекли хлеб, ходили в баню, шили новую одежду…

 В первый день Рождества дети и парни с девушками ходили с рождественской звездой. Эта звезда должна была напоминать Вифлиемскую – ту, которая зажглась на небе, когда Иисус Христос родился, и указала волхвам дорогу к пещере Новорожденного. Звезда делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась свечами.

Считалось, что в период от Рождества Христова до Крещения по земле ходит маленький бог, поэтому люди старались совершить в это время как можно больше добрых дел. Ведь чем больше добра отдаешь, тем больше в ответ получаешь.

Святки праздновались всеми. В дни Святок даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Все нарядны, веселы. Кругом торжествует любовь и согласие. Не даром говорят: « На Святки свои порядки – обряды, обычаи и колядки»

  1. Основная часть

Учитель: - Сегодня я приглашаю вас окунуться в атмосферу этого праздника, и не только посмотреть, но и поучаствовать.

Учитель: - Ребята, кто из вас сможет пояснить значение слова «Коляды»?

Дети: Это слово родственное слову «Календы» - это дни, когда выполнялись различные обряды, которые должны принести семье благополучие. От слова «Календы» к нам пришло слово календарь..

Учитель:- Правильно, у разных народов коляды – это святочные песни празднования Нового года. У русских – это благословление домов.

 В течение Святок в рождественский Сочельник и накануне Крещения каждая семья ждала колядовщиков, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. В первые дни Святок ряженье было весьма простое и незамысловатое: девушки менялись сарафанами, закрывали лица платками, лишь самые смелые надевали одежду несвойственную их полу.

 Учитель: - Я предлагаю желающим переодеться и отправиться колядовать. Нас с вами уже ждут. (Желающие принять в колядовании переодеваются, остальные отправляются в  класс, который оформлен в виде русской избы. На скамейке сидят старик и старуха)

(Сидят дед с бабкой на скамейке и вспоминают.)

Бабка: - А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли.

Дед: - А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?

Бабка: - Ой, дед! А помнишь, как гадали-то, бывало, судьбу свою хотели узнать? В зеркало, в блюдце, в чашку глядели. А песни, какие пели!

Дед и Бабка (поют):
Ой, овсень, овсень, во дворе, на дворе,
Сосенки стояли, зелены, кудрявый...

Дед: - Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять!

Бабка: - Пойду, поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку-ка я блинов.

Дед: - Верно, бабка, не красна изба углами, а красна - пирогами.

(Слышится шум: «Коляда идет!», песни. Заходят колядующие, ряженые со звездой)

Колядующие: -  Сеем, сеем, рассеваем,

С Рождеством вас поздравляем!

Уродись пшеничка, горох – чечевичка!

На поле копнами,

На столе пирогами!

Сею – вею, рассеваю

Овсом, рожью,

Милостью божьей!

На крутой творожок

Пастушку пирожок!

(Останавливаются перед хозяевами)

Колядующий: - Мы ходили, мы ходили

По святой Руси!

- Поздравляли, величали,

Добра, счастья всем желали.

Баба: – А вот и гости с колядками к нам пожаловали!

Ряженые: - Здравствуйте, хозяева!

- Позвольте в горницу войти!

- Во горницу войти, да на лавочку сесть!

Бабка: - Милости просим! Окажите честь.

 Колядующие: - Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на весь вечер!

Позволь, хозяюшка, коляду спеть.

(Колядующие поют "Виноградие"- старинную величальную песню.)

Как ходила Коляда по святым вечерам.
 Виноградие кудрявое, зелёное!

Как искала Коляда Егорова двора,

Виноградие кудрявое, зелёное!

Его двор – то на семи, на семи верчтах,

Виноградие кудрявое, зелёное!

На семи верстах,  на желтых песках,

Виноградие кудрявое, зелёное!

Окол этого двора растет, шелкова трава,

Виноградие кудрявое, зелёное!

А на каждой на травинке – по жемчужинке,

Виноградие кудрявое, зелёное!

Дед: - Коляда пришла,

Всем веселья принесла.

Не садитесь, не скучайте,

В хоровод скорей вставайте!

(Исполняют русский хоровод)

Мальчик: - Тренди – бренди, балалайка,

Веселей заиграй – ка.

Девочка: - Или нет у нас певцов,

Или нету молодцов?

Мальчик: - Кто частушки петь умеет?

 Выходите поскорее!

(Выходят частушечники)

Коляда, коляда,

Во печи стоит еда:

Каша гречневая

Голова свиная.

Коляда, коляда,

Подавай еду сюда:

Конфет коробок,

Или вилы в бок.

Коляда, коляда,

В небе уж взошла звезда

К нам на Святки,

Подпалила пятки.

Коляда, коляда,

Нам подай пирог сюда!

Сладко закусили –

Хозяев не честили!

Коляда, коляда,

Есть у деда борода.

А веселый петушок

Носит красный гребешок.

Баба: - Да попели вы на славу.

На потеху, на забаву!

Дед: - Мехоноша, где мешок?

Получай – ка пирожок!

Баба: - И бараночки и конфеточки,

И гривеннички на прянички.

Дед: - А сейчас мы для разрядки

Загадаем всем загадки.

Кто даст правильный ответ,

Мы тому дадим конфет.

Коляда, коляда,

Собирай ребят сюда.

Баба: - Долго над Землей летало

Белоснежно одеяло.

Солнце малость припекло

Одеяло потекло

И ушло в колодцы рек.

Одеяло – это…(снег)

Дед: - Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род –

На охоту вышел…(кот)

Баба: - Кто корнями вверх растет

Аккурат под Новый год,

Такая барабулька –

Мокрая... (сосулька)

Дед: - В небе синем светляки,

Не дотянешь к ним руки,

Один желтый светляк

Изогнулся, как червяк.

Освещают воздух

Месяц и …(звезды)

Дед: - Молодцы, порадовали деда!

Баба: - Давайте поиграем в рождественскую игру.
Ну-ка, коляда-моляда, покажи-ка, на что ты способна,
Развернись. Покажи нам свою стать, позови нас всех играть.
Игра “Собери  поленницу»
Уж ходили мы,
Уж бродили мы.
По проулочкам,
По переулочкам.
Уж ищем мы Иванов двор.
Уж ищем мы Иванов двор,
Наколоть ему дров,
Да сложить поленницу.
От села до села
Ой, игра весела.
Играющим предлагают собрать “поленицу дров”, на каждом “полене” половинка пословицы, нужно найти правильную половинку и собрать пословицу. Объяснить смысл пословицы.

Колядовщики:
Не пора ли вам хозяюшки
Колядовщиков дарить,
Прикажите, не держите,
Вы за стол их посадить.
(Все учащиеся  проходят, усаживаются за стол, устраивается праздничное чаепитие).

IV.Итог

Учитель: - Рождество — это тихий, спокойный семейный праздник. И сегодня не так важно, являешься ты верующим, сочувствующим или даже неверующим, — пусть этот праздник в кругу семьи и близких людей будет для всех светлым и радостным. Счастливого Рождества!

Закончить праздник лучше всего просмотром доброго фильма о «Рождении Иисуса Христа».

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\11415638.png

Используемая литература.

  1. «Живая вода» сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература» 1975 г.
  2. Обряды и обрядовый фольклор, издательство «Наука»,Москва 1982 г.
  3. Праздники в детском саду и в школе, издательство «Учитель – Аст», Волгоград 2000 г.
  4. «Праздник - ожидаемое чудо» внеклассные мероприятия, 1-4 классы, Москва «ВАКО», 2006 г.
  5. Праздники на Руси, издательство «Белый город», Москва 2008 г.
  6. Колядки. Фотогалерея .Ясли-сад 71 г. Гродноhttps://ddu71grodno.schools.by/photoalbum/86764
  7. 1680x1050 обои на рабочий стол скачать 14707http://www.winwalls.ru/download/14707/1680x1050/
  8. С Рождеством! - 8 Января 2016 - Cайт команды c.k.t.v.http://gromm-cktv.ucoz.ru/news/s_rozhdestvom/2016-01-08-231


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ .Тема урока :"Религиозные обряды.Обычаи и ритуалы"

Цели урока: Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.Задачи урока:-Познакомить учащихся с понятиями «обряд», «ритуал», «таинства».-Воспитание чувства...

проект "Традиции,обряды,обычаи"

Разработка проекта,который можно использовать на уроках окружающего мира,литературного чтения и во внеклассных мероприятиях...

Классный час "Колядки и святки"

Материал позволяет четвероклассникам рассказать и показать первоклассникам одну из народных зимних традиций - колядки. Здесь предложен текст представления со стихами и песнями....

РАЗРАБОТКА ФОЛЬЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, 2015 Г.«Настали святки – запевай колядки»

Сценарий проведения   праздника для обучающихся начальной школы .Цель:показать ценность и важность проявления лучших человеческих чувств: уважения и любви друг к другу....

Проект "Святки колядки"

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПОСИДЕЛКИ "СВЯТКИ- КОЛЯДКИ"Сегодня, 18 января 2018 г., в читальном зале Детской библиотеки прошли фольклорные посиделки "Святки- колядки" , участниками которого стали у...

Презентация к уроку"Религиозные обряды. Обычаи и обряды".

Презентация к уроку"Религиозные обряды. Обычаи и обряды"....