Статья "Культура семейных отношений как высшая ценность гражданского общества"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассматривается роль «семейного воспитания» в формировании гармонично развитой личности ребенка.  Раскрывается связь между психологией семейных отношений и педагогикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_semeynyh_otnosheniy.docx179.56 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

КУЛЬТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Кузьминова Наталья Васильевна

учитель начальных классов МАОУ СШ №1 г.Павлово

Нижегородская область, Российская Федерация

kuzminovanatalia73@yandex.ru

Панина Лидия Владимировна

учитель начальных классов МАОУ СШ №1 г.Павлово

Нижегородская область, Российская Федерация

panina.lidiia@mail.ru

Аннотация.  В статье рассматривается роль «семейного воспитания» в формировании гармонично развитой личности ребенка.  Раскрывается связь между психологией семейных отношений и педагогикой.

В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является воспитание у школьников ценностного отношения к семье. В связи с этим, в Федеральных государственных образовательных стандартах особая роль отводится формированию социальной и семейной культуры младших школьников [4]. Эффективность процесса формирования семейных ценностей зависит от успешности взаимодействия семьи и школы. Очень важно и педагогам, и родителям установить партнерские отношения, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Однако практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов со своими детьми, не  откликаются на стремление педагога к сотрудничеству.

Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать  воспитательскую и образовательную работу так, чтобы  родители шли в одном направлении с педагогом в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.

А.С. Макаренко писал: «Воспитание детей начинается с рождения… их родителей». Конечно, родители несут ответственность за воспитание своих детей, но школа должна стать центром духовного развития личности каждого ребенка.

Правильно организованная и обдуманная деятельность педагогов содействует результативному усвоению школьниками и их родителями понятий и взглядов на семейные ценности.

Работу по воспитанию семейных ценностей у младших школьников начинаем со Школы будущего первоклассника. В программе «Звоночек», разработанной педагогами нашей школы, есть раздел «Родительский лекторий». При анкетировании родителей выстраивается первичная картина о взаимоотношениях в семьях будущего ученика. Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые мы предлагаем и  детям и родителям на одну и ту же тему. Например: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в которых нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи в выходной день. Сравнительный анализ рисунков позволяет классному руководителю обратить внимание родителей на те моменты в жизни  ребенка, на которые они в повседневной жизни не всегда обращали внимания.

Большую воспитательную роль играют родительские  лектории, на которых обучаем родителей  взаимоотношениям и взаимоорганизации в семье. Лектории начинаем проводить    при посещении детьми занятий по предшкольной подготовке и продолжаем в течение всего обучения в начальной школе.

Тематическое планирование  занятий  для родителей,  будущих первоклассников

  • Особенности развития детей 6-7-летнего возраста -1ч
  • Роль семьи в нравственно-волевой подготовке к школьному обучению – 1ч
  • Ведущие мотивы поведения и отношений в семье – 1ч
  • Взаимодействие ребёнка с детьми и взрослыми -1ч
  • Особенности развития познавательных процессов – 1ч
  • Книга в семье. Воспитание любознательности – 1ч
  • Развитие творческого потенциала – 1ч
  • Роль семьи в воспитании самостоятельности – 1ч
  • Игра как средство развития ребёнка – 1ч
  • Режим дня и его значение на этапе подготовки к школе и школьном обучении – 1ч

Формы проведения родительских лекториев разнообразны.

Продуктивно проходят лектории в форме вопросов и ответов.  Совместное обсуждение проблем дает возможность  многим родителям по-иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других, определить  черты положительного и отрицательного стиля своего  поведения.

Интересно проходят занятия с родителями в форме мастер-классов. Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, где  родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками и осваивают определенные формы взаимоотношений со своими детьми.

 В процессе проведения мастер-классов важно создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата. Педагог, который проводит мастер-класс, должен  обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях, объяснить, что сегодня мы работаем вместе и нам важен общий результат.

Приведем примеры тренингов с мастер-класса «Слагаемые родительской любви».

Тренинг «Взгляд из детства»

Учитель:

 - Самые теплые воспоминания, безусловно связаны с детством и родительским домом. Давайте вспомним себя в детстве. Сейчас вы – ученики, вспомните свои школьные годы. А вот и дом вашего детства (показ). Поработаем в группах.                                                

В левой половине дома  запишите слова, обозначающие ваши «холодные» воспоминания,  связанные с детством, в правой – «теплые».

Прочитаем, что вы написали.

-  Все мы разные, но что-то объединяет наши дома. Что?

-  С правой стороны слов намного больше,  чем с левой. Почему?

-  Детство - это самое лучшее, что было в нашей жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было именно в детстве. Не забывайте об этом, а еще о том, что ваши дети сейчас переживают то же самое. Они беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас!

Тренинг «Теплые ладошки»

Учитель:

-  Детские глаза и руки - выразительны. Они о многом могут рассказать. Вспомните, какой маленькой была рука вашего ребенка, когда он родился. Как его хотелось защитить, обнять, приласкать! Сохраните это чувство и сейчас! Обведите  свою ладонь, наложив ее на маленькую детскую ручку.

Видите, какая ваша ладонь большая?! Вспомните, не обижала ли ваша большая ладонь маленькую – вашего ребенка? Не стыдно ли вам сейчас за то, что происходит иногда в гневе? Помните,  ВАШ ребенок  вам верит, любит вас больше всех, ищет защиты только у вас. Не обманите его надежд и принимайте его таким, каков он есть.

Тренинг - творческое моделирование «Родительская любовь»

Учитель:

- Мы прекрасно знаем, что "Дети - это …"

Да, ребенок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый, беззащитный, который нуждается в постоянной  любви. И для того, чтобы цветочек рос и не увядал, ему нужна… вода. Подарите капельки любви, своему ребёнку, напишите самое доброе, самое ласковое слово своему малышу – цветочку (родители пишут на «капельках» добрые слова для своего ребенка и приклеивают на плакат).

Не только родители, педагоги, но и дети  являются активными участниками процесса укрепление социального института семьи, семейных ценностей  как основы  российского общества и государства.  Воспитание ценностного отношения к семье у школьников решается средствами учебных предметов  и внеурочной деятельности.

Много лет мы работаем по программе «Начальная  школа XXI века». Бесценными возможностями обладают уроки литературного чтения, где дети знакомятся с идеями дружной крепкой семьи, тёплых родственных отношений. Например, в 1 классе раздел «Учимся уму - разуму» знакомит детей с произведениями В.Осеевой, В. Голявкина, Е. Пермяка, И. Бутмана. Во 2 классе о семейных взаимоотношениях узнаём из разделов «О детях и для детей», «Семья и я», «Здравствуй, праздник новогодний», «Весна, весна красная…». В 3, 4 классах знакомимся о чистоте отношений послушания, совести, добре и зле в разделе «О детях и для детей», в произведениях известных писателей А.П. Гайдара, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, Л.Пантелеева, А.И. Куприна, Н.А. Заболоцкого. Изучение пословиц и поговорок в начальных классах также позволяет решать различные воспитательные задачи. При подготовке домашних заданий рекомендуем детям и родителям совместное чтение этих произведений. Оно способствует нахождению контакта между взрослым и ребёнком, даёт возможность лучше понять друг друга, высказать и выслушать разные  точки зрения.

В курсе «Окружающий мир» используем практику социальных проектов, реализуемых через взаимодействие взрослого и ребенка. Это наблюдения за растениями и животными, совместные экологические действия - уборка двора, посадка деревьев, экскурсии и прогулки, путешествия [3]. Совместная социальная деятельность способствует позитивным изменениям в самом человеке, создает условия для развития помощи и сотрудничества в семейных отношениях и в социуме.

На уроках технологии и изобразительного искусства ребята с большим желанием изготавливают своими руками поздравительные открытки, поделки для своих  близких и дорогих  людей.

В целях популяризации семейных ценностей и различных форм семейного художественного творчества организуем участие в фестивалях и конкурсах разного уровня. Цель данных мероприятий – выявить социально ответственные семьи, которые сохраняют традиции семейного воспитания, повышают престиж современной семьи, создают условия для творческой самореализации детей и их родителей.  Информацию о результатах размещаем  на сайте управления образования, на школьном сайте, в группах социальной  сети ВКонтакте «Семейное воспитание г.Павлово». Традицией стало участие во Всероссийском конкурсе творческих проектов «Моя семейная реликвия», целью которых является приобщение подрастающего поколения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей по формированию портфолио ребенка. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Крайне важно пояснить ребенку и родителям, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс  совместного участия в этой деятельности. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития школьника открытым, объективным и корректируемым со стороны педагогов и родителей.

В конце каждого учебного года  проводится школьный праздник «Формула успеха», где награждаются самые активные дети  и родители.

Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс. Принципиальные условия для его решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и педагогом, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку.

Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые - родители и педагоги.

Литература

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Кузнецова А. В. Система работы школы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей у школьников [Электронный ресурс] - Владимир, [2016]. - Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/
  3. Максимова Е. Г. Воспитание семейных ценностей – сохранение семейных традиций [Электронный ресурс] – Чебоксары [2014]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] – М., [2017]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание обучающихся в условиях становления гражданского общества»

Согласно требованиям ФГОС, духовно – нравственное развитие  и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Мин...

Всероссийский урок мира "Мир-высшая ценность"

Сегодня праздник – День знаний, посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное плавание по океану Знаний. Много трудностей встретится у нас на пути, но мы ведь опытные открыватели...

Мир- высшая ценность

Цель урока: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств у школьников через обращение к событиям и фактам, связанным с необходимостью защиты, сохранения и ...

Е. Г. Силяева "ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ "

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - ...

О.А.Карабанова "Психология семейных отношений и основы семейного консультирования"

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функ-ционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функцио-нальных компонентов. Даны основные характеристики супруже...

Презентация "Формирование ценностей гражданско-патриотического воспитания младших школьников"

Из опыта работы по формированию ценностей гражданско-патриотического воспитания младших школьников"...

Эссе "Самая высшая ценность"

Мысли о родном, тувинском языке....