ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 3 КЛАССЕ на 2021-2022 учебный год
классный час (3 класс)
Анализ воспитательной работы за 2020 – 2021 учебный год.
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Цель: формирование у детей навыков самостоятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека; формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Задачи:
- организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, деятельности;
- воспитать гражданско-патриотические качества через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
- совершенствовать систему индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;
- формировать гражданскую активность личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_klassnogo_rukovoditelya.docx | 135.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя школа»
Согласовано ШМО Протокол№____ от _______________. | Утверждаю Директор _______________ Приказ № ____от ___________ |
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 3 КЛАССЕ
на 2021-2022 учебный год
Классный руководитель: Косьяненко И.В.
д. Никольское
2021г.
- Социальный паспорт класса
№ п/п | Фамилия, имя, отчество, дата рождения, № личного дела номер мобильного телефона | Адрес регистрации | ФИО родителей, место работы, телефон | Образование | Статус семьи |
Антонияди Максим Юрьевич | д. Никольское, ул. Гагарина | Антонияди Юрий Фёдорович | ср.спец | полная | |
Губарев Максим Романович | д. Алексеевка, ул.Новая | Губарева Елена Александровна | среднее | малообеспеченная, неполная | |
Иванова Анастасия Александровна | д. Никольское, ул. Краснинская | Иванова Мария Николаевна | ср.спец | Многодет ная | |
Капралов Николай Владимирович | д. Никольское, ул.30 лет Победы | Капралов Владимир Васильевич | ср.спец | малообеспеченная, многодетн | |
Киселёв Илья Кириллович | д. Алексеевка | Киселёв Кирилл Николаевич | среднее | полная | |
Киселёва Полина Романовна | д. Никольское, ул. Центральная | Киселёв Роман Алексеевич | ср.спец | малообеспеченная, полная | |
Ковалёв Артём Сергеевич | д. Никольское, ул. Заречная, д.49 | Костенко Елена Валерьевна | ср.спец | малообеспеченная, неполная | |
Ковалёв Роман Сергеевич | д. Никольское, ул. Заречная, д.49 | Костенко Елена Валерьевна | ср.спец | малообеспеченная, неполная | |
Макаров Николай Алексеевич | д. Никольское, ул. Центральная | Макаров Алексей Николаевич | среднее | полная | |
Мизюлина Анастасия Сергеевна | ул. Центральная д. Никольское | Мизюлин Сергей Сергеевич | ср.спец | полная | |
Пестраков Николай Юрьевич | д. Никольское, ул.30 лет Победы | Пестраков Юрий Викторович | среднее | полная | |
Раджабов Матвей Яшарович | д. Никольское, ул. Акимовой | Раджабова Ирина Валерьевна | среднее | малообеспеченная, неполная | |
Сидорова Екатерина Николаевна | д. Никольское, ул. Мира | Сидоров Николай Петрович | ср.спец | полная |
II. Анализ воспитательной работы за 2020 – 2021 учебный год.
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
Цель: формирование у детей навыков самостоятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека; формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Задачи:
- организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, деятельности;
- воспитать гражданско-патриотические качества через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;
- совершенствовать систему индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;
- формировать гражданскую активность личности.
На начало учебного года в классе 11 человек: 4 девочки и 7 мальчиков. В течение всего учебного года велась работа по формированию коллектива класса. Для этого регулярно проводились классные часы, индивидуальные беседы, беседы с детьми на различные темы, внеклассные мероприятия.
Коллектив класса пока не достиг уровня сплоченности. Дети еще маленькие, признают еще только ведущую роль учителя. Учащиеся учатся идти за отдельными лидерами. Поэтому предстоит еще трудоёмкая работа в становлении коллектива. Однако же большинство детей участвовало в жизни класса и школы: в конкурсах, спортивных соревнованиях, праздниках. Традицией класса стало отмечать дни рождения с яркими пожеланиями и поздравлениями.
Бывают некоторые размолвки между детьми, ссоры, но они быстро разрешаются, правда, пока с помощью классного руководителя. Девочки и мальчики вместе играют на переменах, вместе участвуют в мероприятиях.
Среди детей есть уравновешенные, спокойные, а есть и очень подвижные, гиперактивные (Пестраков Н., Губарев М). С ними приходится очень часто проводить беседы по поведению в школе, в классе, общественных местах, работать с социальным педагогом по коррекции поведения.
- Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
Все дети занимаются в школьных кружках. Некоторые посещают танцевальный кружок при сельском ДК, ДЮСШ.
Дети с охотой и удовольствием участвуют во всех предложенных мероприятиях класса и школы. К поручениям ребята относятся ответственно.
- Анализ развития учащихся.
В начальной школе дети еще разрозненны, несобранны. В течение года активно велась работа по преодолению этих недостатков. Это были и беседы, и классные часы, разыгрывание сценок и совместные чтение книг, обсуждение прочитанного, посещение мероприятий в сельской библиотеке. В результате этих мероприятий наблюдается положительное развитие учащихся: дети стали терпимее относиться друг к другу. Но по этому вопросу предстоит большая работа, чтобы повысить уровень воспитанности учащихся. Дети по возможности повышают уровень познавательных интересов, больше читают, проявляют любознательность. Но есть дети, которые остаются на прежнем уровне, не проявляют интереса к изучению нового. Творческие способности детей развиваются в соответствии с их возрастом.
Все дети участвуют в работе класса, дежурят по графику. Есть дети, которые проявляют интерес к учебе и внеклассным делам, а есть дети, которые не стремятся ни к знаниям, ни к делам класса. Большая часть детей учится с охотой. Дети любят школу, терпимо относятся к своим сверстникам. Есть дети, которые испытывают серьезные трудности в обучении. В основном все охотно общаются друг с другом. К концу года у ребят появились признаки проявления грубости и агрессивности со стороны отдельных учеников. Конфликты быстро устраняются под руководством учителя. Дети, особенно мальчики, нелегко прощают обиды друг друга. Несмотря на младший возраст детей, в классе проводятся беседы о правах и обязанностях гражданина их возраста. Дети очень любят разговоры на эти темы.
Учащиеся интересуются и делятся друг с другом информацией извне: телевидение, родители, компьютер, журналы. Ведем разговоры о художественной культуре, об экологии села и страны, о спорте, о физической культуре. Как классный руководитель, стараюсь прививать детям культуру труда, необходимость трудиться. Особое внимание в беседах уделяем культуре семейных отношений. Дети развиваются согласно своему возрасту. Учащихся группы риска в классе нет. Но есть несколько учащихся, которые требуют повышенного внимания (Губарев М., Пестраков Н., Макаров Н., Раджабов М.) Эти дети неуравновешенные, обидчивые, плаксивые. С детьми, которые нарушают дисциплину, постоянно проводится беседа, привлекаются родители.
Контакт с родителями налажен.
- Анализ организации воспитательного процесса в классе.
Целью воспитательного процесса было формирование гармоничного развития личности учащихся с учетом ее возраста, интеллекта и способностей. Для достижения цели и поставленных задач в классе была проделана большая работа. Формы работы: общие, групповые, индивидуальные – соответствовали интересам, запросам и потребностям личности.
Классные часы проводились в соответствии с планом работы класса. Детям эти часы нравились, почти все охотно откликались на предложенные темы и участвовали в их раскрытии, в обсуждении.
Я старалась привлечь к мероприятиям всех ребят, помочь детям проявить свои творческие способности, формировать здоровый образ жизни. Сплочению классного коллектива способствовали проведения праздников: Новый год, 23 февраля, 8 марта.
- Анализ успеваемости и качества обучения.
Анализ качества знаний обучающихся за 2020-2021 учебный год
Итоговые результаты по предметам
Предмет | Всего учащихся | Класс | Оценки | Качество знаний | Успеваемость | ||
5 | 4 | 3 | |||||
Русский язык | 11 | 2 | - | 5 | 6 | 45% | 100% |
Литературное чтение | 11 | 2 | 2 | 5 | 4 | 64 | 100% |
Иностранный язык | 11 | 2 | 2 | 5 | 4 | 64 | 100% |
Математика | 11 | 2 | - | 7 | 4 | 64 | 100% |
Окружающий мир | 11 | 2 | 4 | 5 | 2 | 82 | 100% |
Технология | 11 | 2 | - | 9 | 2 | 82 | 100% |
Изобразительное искусство | 11 | 2 | 1 | 9 | 1 | 91 | 100% |
Музыка | 2 | 9 | 2 | - | 100 | 100% | |
Физическая культура | 2 | 10 | 1 | - | 100 | 100% |
Анализируя полученные показатели качества знаний и успеваемости, можно сделать следующие выводы. Показатели успеваемости составляют 100%. Качество знаний находится в пределах допустимого и оптимального уровней. Но прослеживается понижение качества знания по предметам. Особо выражено понижение качества знаний по русскому языку. Если в 2019-2020 учебном году качество знаний составило 54%, то в 2020 – 2021 учебном году лишь только 45%. Качество знания понизилось на 9%. Это связано в первую очередь с тем, что в 2020 – 2021 учебном году у обучающихся было очень много пропусков по уважительной и неуважительной причине. Что ведет за собой усвоение материала по предметам не в полном объеме и сказывается на оценках. Так же этот факт можно объяснить возросшими требованиями программы к учащимся, усложнению материала программы 2020 – 2021 года обучения по сравнению с 2019 – 2020 годом.
В связи с полученными данными о сравнительном анализе за 2 года по уровню качества знаний обучающихся были намечены следующие пути решения данной проблемы. Все ученики были поделены на следующие группы:
- Обучающие, которые «хотят, но не могут»
- Обучающие, которые «могут, но не хотят»
С учетом этого мною был составлен план работы со слабоуспевающими учащимися, обозначены направления работы с этими учащимися.
План работы
Обучающие, которые «хотят, но не могут» (Пестраков Н., Раджабов М., Губарев М.)
Направления работы | ||
По отношению к ученику | По отношению к родителям | Взаимодействие с администрацией |
- индивидуальные задания; - дополнительные задания; - дифференцированный подход (беседа по отдельным темам, опрос после уроков, дифференцированное домашнее задание); | - информирование родителей; - беседа с родителями о проблемах ребенка; - контроль со стороны родителей, оказание помощи в изучении материала; | - индивидуальные беседы |
Обучающие, которые «могут, но не хотят» (Макаров Н.)
Направления работы | ||
По отношению к ученику | По отношению к родителям | Взаимодействие с администрацией |
- повышение мотивации на уроках; - дополнительные задания; - дифференцированный подход (карточки, особые задания); - индивидуальные беседы и консультации; - поощрение за любую работу, успех; - чаще спрашивать на уроках; | - своевременное информирование родителей; - приглашать родителей на ликвидацию задолженностей их детей; - контроль со стороны родителей за учебной деятельностью детей; | - индивидуальные беседы; - приглашение на административную комиссию; |
- Работа с родителями.
Процесс воспитания детей в школе, несомненно, связан с влиянием родителей учащихся на воспитательную деятельность класса. Некоторые родители высказывали единодушие в задачах воспитания детей, в проявлении доверия учителю. Среди общего числа родителей есть ответственные, которые каждый день заботятся о своих детях. Есть и такие, которые уделяют мало времени своим детям.
Родительские собрания проводились регулярно, по плану. Некоторые родители не могли присутствовать на собраниях, ссылаясь на загруженный график рабочего дня. Но находили время и приходили в школу для индивидуальной беседы. На родительских собраниях обсуждали самые разные вопросы, касающиеся и учебы, и воспитания детей.
Выводы: цели и задачи, поставленные в прошедшем году, реализованы. Начался формироваться свой возрастной коллектив. Дети многому научились: дружить, сочувствовать, оказывать помощь, высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других; трудиться, анализировать свои поступки и оценивать учиться побеждать, не бросать начатое дело.
Большое внимание уделялось нравственному и физическому воспитанию учащихся, самостоятельности детей, умению учиться, быть добрым к окружающим, беречь природу, создавать условия для индивидуального и творческого развития детей, их способностей. Воспитательные мероприятия были направлены на достижение поставленных задач. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по сплочению детского коллектива, развивать чувство отзывчивости и товарищества, воспитание патриотизма, формировать потребность в здоровом образе жизни, продолжить тесное сотрудничество с родителями в деле воспитания и развития учащихся класса.
III.Характеристика классного коллектива
- Общие сведения о классном коллективе
- Содержание и характер учебной деятельности
- Жизнь класса вне учебных занятий
- Руководство классным коллективом и его организация
- Общие выводы
В 3 классе на начало учебного года 13 обучающихся, из них 4 девочки и 9 мальчиков.
Двое детей (Губарев Максим и Киселёв Илья) проживают в деревне Алексеевка, остальные в деревне Никольское.
Количество полных семей – 11, неполных- 2 (Губарев М., Раджабов М.) Неблагополучных семей нет.
В многодетных семьях воспитываются Иванова Анастасия, Капралов Николай, Ковалёв Артём и Ковалёв Роман.
Имеют статус «малообеспеченные» - 4 человека (Киселёва Полина, Капралов Николай, Раджабов Матвей, Губарев Максим)
По результатам медицинского обследования все обучающиеся имеют основную группу здоровья.
Уровень интеллектуального развития класса средний.
Есть дети с ярко выраженным интеллектуальным потенциалом - это Антонияди Максим, Киселёва Полина, Мизюлина Анастасия, Сидорова Екатерина, Иванова Анастасия. Они проявляют большую активность на уроках.
Эти дети с удовольствием учатся, у них сформирована стойкая учебная мотивация, всегда старательно готовятся к урокам, стремятся получить хорошую отметку.
Раджабов Матвей, Губарев Максим и Пестраков Николай имеют низкий уровень интеллектуального потенциала. Они медленно включаются в работу. В результате выполняют задания небрежно, не успевают за темпом урока, испытывают трудности в выполнении самостоятельной работы.
Трудности в учёбе испытывает Пестраков Николай, т.к. на уроках не усидчив, не внимателен, часто отвлекается сам и мешает другим, а также Губарев Максим – часто не внимательно выполняет задания.
За прошедший год начал формироваться коллектив. Дети подружились между собой. Сложились добрые дружеские отношения между девочками и мальчиками. Часто ученики переживают за неудачи своих друзей, подбадривают их, радуются их успехам. Ребята прислушиваются к мнению своих одноклассников. Доброжелательно относятся к учителям. Конфликты еще в классе возникают, но стараемся быстро их разрешать. Дети пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, организованность. Над этим предстоит работать в 3 классе.
В целом уровень воспитанности и сплочённости моего классного коллектива имеет положительную динамику. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Коллектив учащихся доброжелательный. Большинство учеников добросовестно выполняют поручения, с удовольствием принимают участие в делах класса.
Во внеурочное время большинство учащихся посещают кружки.
Принимают участие во внеклассных мероприятиях на базе сельской библиотеки.
Стойкую привычку читать имеет более половины учеников, все записаны в школьную и сельскую библиотеку, читают дома под наблюдением родителей. Дети стараются как можно чаще принимать участие в школьных и городских конкурах.
Ребята проявляли свое творчество при подготовке и проведении классных мероприятий, создании проектов по предметам, изготовлении поделок на выставки, участие в выставке рисунков.
Большую помощь в этом оказывают родители. Они проявляют интерес к школе и достижениям своих детей, стараются участвовать в мероприятиях, проводимых в классе и в школе, проявляют инициативу в помощи классу и школе по подготовке мероприятий и общественной работе.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы их предотвращения, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.
В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым.
Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности.
В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.
Развитие внимания
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как, правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения по разным школьным предметам.
Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания.
Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания. В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Развитие памяти
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Развитие мышления
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано.
Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.).
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному.
Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
IV. Цели и задачи воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.
Цель воспитания: создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
Задачи:
- Коллективный уровень: продолжить воспитательную работу в 3 классе над сплочением коллектива, а также привитию навыков дисциплины, аккуратности и прилежного отношения к учебе. Организация активной жизнедеятельности обучающихся, вовлечение их в творческую работу через систему классных и общешкольных дел.
- Групповой уровень: создание благоприятной для самочувствия и настроения детей эмоциональной атмосферы в классе, доброжелательного микроклимата, необходимого для общения.
- Индивидуальный уровень: развитие интеллектуальных способностей. Создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. Активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
Прогнозируемые результаты:
Интеллектуальное
развитая потребность в самостоятельном добывании знаний;
увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.
Коммуникативное
сформулированные умения, навыки культуры общения и поведения, организационные навыки;
Труд и творчество
овладение навыками самообслуживания.
Экологическое
готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.
Здоровьесберегающее
устойчивые представления о знании физической культуры в жизни;
наличие умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
Гражданско-патриотическое
усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
Культурологическое и эстетическое
повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.;
Правое и культура безопасности
наличие знаний поведения в экстремальных ситуациях.
Духовно-нравственное
толерантное отношение к людям
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Модуль «Ключевые общешкольные дела»
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
Праздник первого звонка. Всероссийский открытый урок ОБЖ | Линейка подготовка детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций. | 01.09.21 | |
День солидарности в борьбе с терроризмом | Агитбригада | 03.09.21 | |
Международный день распространения грамотности | Единый урок | 08.09.21 | |
«Норма ГТО – норма жизни» | День здоровья | сентябрь | |
Правила дорожного движения | Месячник безопасности | 02.09-02.10 | |
«Безопасное колесо». | Онлайн-участие в конкурсе | 17.09 | |
Организация выборов Совета обучающихся в классе | сбор | сентябрь | |
«Сохрани жизнь ежику» | Акция | В течение года | |
Крышечки добра» | Акция | В течение года | |
«Мы помним, мы гордимся» (благоустройство мемориала воинам ВОВ д.Никольское) | Акция | 22.09 | |
День освобождения Смоленщины | Кросс | 23.09 | |
День освобождения Смоленщины | Конкурс рисунков | 14-23 сентября | |
«Нам эхо памяти дано» | Митинг, посвященный Дню освобождения Смоленщины | 25 сентября | |
«Чистый двор» | Акция (уборка территории школы) | октябрь | |
«С любовью к вам, учителя!» | праздничный концерт | 05.10 | |
«Мы пришли поздравить Вас!» | поздравление учителей- ветеранов | 05.10 | |
«Экология и энергосбережение» в рамках всероссийского фестиваля энергосбережения#ВместеЯрче | Всероссийский урок | октябрь | |
«День памяти Ивана Антоновича Денисенкова» | Торжественная линейка | 15 октября | |
«Дети – детям» | Правовой лекторий | 23.10 | |
«Осенины» | Праздник осени | октябрь | |
Безопасность в сети Интернет | Всероссийский урок | 26-30 октября | |
День народного единства | Единый урок | 04.11 | |
«Синичкин день» | Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек для птиц) | 9-13 ноября | |
«Тепло сердец для наших любимых мам» | День Матери | 26 ноября | |
«Сын Поморья» (к 310-летию со дня рождения М.В.Ломоносова) | Заочное путешествие | ноябрь | |
В мире цифр… | Урок цифры | 1-5 декабря | |
«С любовью к России!» | День героя Отечества, День неизвестного солдата | 09.12 | |
«Новый год у ворот» | Конкурс рисунков | 15-24 декабря | |
Мастерская Деда Мороза | Изготовление подарков к празднику Новый год для детского сада | 15-24 декабря | |
«Новогодний утренник» | Театрализованное представление, конкурсы | 24 декабря | |
«Покормите птиц зимой!» | акция | декабрь | |
«Вера. Надежда. Любовь» в рамках проведения районных православных образовательных чтений «Свет Рождества» | фестиваль | Декабрь-январь | |
«Давайте чаще друг другу говорить спасибо!» | Акция | 11 января | |
Освобождение Ленинграда | Единый урок | 27 января | |
«Зарница» | Детская спортивная игра | январь | |
Памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского | Престольный праздник | 16.02 | |
«Мы - будущие защитники!» | День защитника Отечества | 23.02 | |
«Лыжня России» | Школьные и районные соревнования по лыжным гонкам | февраль | |
Всемирный день гражданской обороны | Единый урок | 01.03 | |
«8 Марта – Женский День» | Праздничный концерт | 08.03 | |
««КРЫМ И РОССИЯ – ОБЩАЯ СУДЬБА» | линейка | 18.03 | |
День Земли и День защиты Земли | презентация | 21.03-30.03 | |
«В гости к Корнею Чуковскому» | Викторина по сказкам | 31.03 | |
День космонавтики | Торжественная линейка Посвящение в ДОО «Гагаринцы» | 12.04 | |
«Космос – это мы!» | Конкурс рисунков | 12.04 | |
Гагаринские старты | спортивные соревнования | апрель | |
«Домик для птиц» | Акция, посвященная Всемирному Дню птиц 1 апреля | 12.04-16.04 | |
«Пасхальные дни милосердия» | проект | апрель | |
«Пасху радостно встречаем» | Конкурс поделок и рисунков | апрель | |
«День Земли | мероприятия по благоустройству территории школы, посвящённых Всемирной акции», благоустройство мемориала воинам ВОВ, посвящённых Международному Дню памятников и исторических мест | 20-30 апреля | |
«Память поколений» | Акция, посвящённая Дню Победы в ВОВ | Апрель-май | |
«Великая Победа» | Конкурс патриотической песни | 5 мая | |
«Этот День Победы!» | Конкурс рисунков | Апрель-май | |
«Не забывается такое никогда…» | Митинг | 09.05 | |
«В детский сад с улыбкой!» | Социальный проект | В течение года | |
Папа, мама, я – спортивная семья | Спортивные старты | май | |
«Последний звонок!» | Торжественная линейка | 25.05 |
- Модуль «Классное руководство»
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
1. | «Современная Российская наука» | Классный час | 1 сентября |
2. | День солидарности в борьбе с терроризмом | Классный час | 3 сентября |
3. | Оформление медицинских карт, листков здоровья в классных журналах, | Работа с документацией | 1-15 сентября |
4. | Составление социологических карт по классам, составление социального паспорта школы | Работа с документацией | 1-15 сентября |
5. | Вовлечение обучающихся в школьные кружки и секции, кружки ЦДТ, ДЮСШ и др. | Работа с родителями | 1-7 сентября |
6. | Международный день распространения грамотности – 8 сентября | Классный час | 18сентября |
7. | «Экология и энергосбережение» | Классный час | 16 октября |
8. | День народного единства | Классный час | 3 ноября |
9. | «День Неизвестного солдата» | Классный час | 3 декабря |
10. | «Международный День памяти жертв Холокоста, снятие блокады Ленинграда» | Классный час | 27 января |
11. | Организация работы классных руководителей по профориентационной работе | отчёт | январь |
12. | «День Российской науки» | Классный час | 8 февраля |
13. | «Знаете, каким он парнем был!» | Классный час | 9 марта |
14. | Мониторинг профилактики ПАВ | март | |
15. | День Космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы» | Классный час | 12.04 |
16. | Урок мужества | Классный час | 09.05 |
17. | День славянской письменности | Классный час | 24.05 |
18. | Организация участия класса в общешкольных ключевых делах | По срокам общешкольных ключевых дел | |
19. | Проведение инструктажей с обучающимися по охране жизни и безопасному поведению | В течение года | |
20. | Индивидуальная работа с учащимися | В течение года | |
21. | Работа с учителями, преподающими в классе | В течение года | |
22. | Работа с родителями учащихся или их законными представителями | В течение года |
Вариативные классные часы
(согласно индивидуальным планам работы классных руководителей и наставников)
№ | Тематика мероприятий | Форма Организации | Дата Проведения |
1. | «Наука открывает тайны» | День знаний. | 01.09 |
2. | «Знай и люби свой край» | Викторина | сентябрь |
3. | Безопасный путь в школу | Беседа | сентябрь |
4. | Самая прекрасная из женщин… (Дню Матери посвящается) | видеоролик | 24.10 |
5. | Я гражданин России: мои права и обязанности, отражённые во Всеобщей декларации прав человека. | презентация | 12.12 |
6. | «В зимнем царстве» | Конкурс знатоков поэзии для лит. альманаха | 20.12 |
7. | «Здорово быть здоровым» | Час здоровья | январь |
8. | «Я – будущий защитник России» | Спорт. старты для мальчиков | 23.02 |
9. | «Чародейка» | Конкурсы для девочек | 07.03 |
10. | «Семья в истоке всех начал…» | Презентация о семье Гагариных | 09.03 |
11. | День птиц | Изготовление кормушек с помощью родителей | март |
12. | «Космический рейс» | Конкурс рисунков | 12.04 |
13. | «Нам этот мир завещано беречь» | презентация | 09.05 |
14. | Путешествие в страну здоровья | День здоровья на воздухе | 30.05 |
- Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
№ п/п | ФИ обучающегося | Кружки Секции (школа) | Кружки Секции (вне школы) |
Антонияди Максим Сидорова Екатерина Раджабов Матвей Губарев Максим Макаров Николай Пестраков Николай | «Думаем вместе» | ||
Киселёва Полина Ковалёв Артём Ковалёв Роман Мизюлина Анастасия Губарев Максим | «Учимся, играя» | ||
Иванова Анастасия Капралов Николай Киселёв Илья Ковалёв Артём Ковалёв Роман | «Путешествие в страну этикета» | ||
4. | Сидорова Екатерина Киселёва Полина Иванова Анастасия Капралов Николай Ковалёв Артём Ковалёв Роман | «Истоки» | |
5. | Антонияди Максим Сидорова Екатерина Раджабов Матвей Губарев Максим Макаров Николай Ковалёв Артём | «В гостях у сказки» | |
6. | Сидорова Екатерина Киселёва Полина | Танцевальный кружок | |
7. | Губарев Максим | ДЮСШ, футбол |
- Модуль «Школьный урок»
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
Планирование воспитательного компонента урока | В течение года | ||
Руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся | проект | В течение года | |
Неделя науки | Предметная неделя | 8 февраля | |
Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) | олимпиада | Сентябрь-октябрь | |
Всероссийские олимпиады, международные конкурсы («Русский медвежонок – языкознание для всех», «Пегас», «Золотое руно», «Политоринг», «ФгосТест», «Фоксфорд» и другие | конкурс | Согласно графика |
- Модуль «Самоуправление»
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
1. | Выбор актива класса | сбор | 2-14 сентября |
2. | Распределение должностей по направлениям работы класса | сбор | 1 раз в месяц |
3. | Распределение поручений в классных коллективах по секторам. | Классный час | сентябрь |
4. | Заседания актива классов | заседание | 1 раз в триместр (и по мере необходимости) |
5. | Организация дежурства по классу и столовой | дежурство | В течение года |
- Модуль «Детские общественные объединения»
№ | Название объединения | Участники |
ДОО «Гагаринцы» | Антонияди Максим Сидорова Екатерина Раджабов Матвей Губарев Максим Макаров Николай Пестраков Николай Киселёва Полина Ковалёв Артём Ковалёв Роман Мизюлина Анастасия Иванова Анастасия Капралов Николай Киселёв Илья | |
ВДПОС «Юнармия» | - | |
РДШ | - |
- Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
(согласно плану работы кл.рук.)
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
1. | «Знай и люби свой край» | Краеведческая викторина | сентябрь |
2. | «В багрец и золото одетые леса» | экскурсия | октябрь |
3. | «Памятные места нашего села» | Прогулка совместно с родителями | ноябрь |
4. | «Ох, зима хороша…» | Зимние забавы на воздухе | Зимние месяцы |
5. | «Ледоход на реке» | Экскурсия на водоём | Март-апрель |
6. | «Подвигу жить в веках…» | Поездка к мемориалам Великой Отечественной войны | май |
- Модуль «Профориентация»
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
1. | «Профессии 21 века» | Конкурс рисунков | февраль |
2. | Ролевые и деловые игры по выбору профессий, профессиональных проб и практик: «Профессия на букву», «Кто есть кто?» | Ролевые и деловые игры | Март-апрель |
3. | Знакомство с профессиями на уроках | видеоролик | В течение года |
4. | Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.) | ОПТ | В течение года |
5. | «Я увлекаюсь…» | стенгазета | ноябрь |
- Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
Оформление интерьера класса, рекреации | ОПТ | Согласно времени года | |
Выставка творческих работ школьников в рамках ключевых общественных дел школы (выставки рисунков, поделок, фотовыставки) | Выставка | В течение года | |
Посадка и уборка цветов на пришкольном участке | Трудовой десант | Май Октябрь | |
«Читай, Школа» (создание стеллажей) | Организация книжной выставки | В течение года | |
Оформление пространства класса к праздникам и торжественным событиям. | Творческая работа | В течение года | |
Периодическое обновление классных и школьных тематических стендов | Творческая работа | В течение года |
- Модуль «Школьные медиа»
№ | Тематика мероприятий | Форма организации | Дата проведения |
- Модуль «Работа с родителями»
ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
Задачи:
Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- индивидуальное консультирование;
- привлечение к организации мероприятий и активному участию в жизни класса и школы;
- посещение на дому;
- приглашение к посещению уроков;
№ п/п | Содержание | Сроки |
1. | Участие родителей в управлении Участие в работе общешкольного родительского комитета. Родительское собрание «Готовность детей к школе, обеспеченность учебниками. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»; Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года. | В течение года |
2. | Родительский лекторий
| октябрь |
2. «Совместный труд родителей и детей как фактор гармонизации взаимоотношений» | декабрь | |
| февраль | |
4.Воспитание в детях добрых чувств | апрель | |
5. Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год ещё взрослей» Летний отдых детей | май | |
3. | Участие родителей во внеклассной работе
Внеклассные мероприятия с участием родителей (дистанционно) в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок). Организация коллективного посещения музеев, выставок; экскурсии. Совместное участие в творческих конкурсах, проектах. | В течение года |
Индивидуальная работа с родителями:
Дата | ФИО | Проблема | Мероприятия | Рекомендации |
Губарева Елена Александровна | Тревожность детей. К чему она может привести? | Индивид. консультация | Создать необходимые условия для занятий (хороший эмоциональный фон) Похвалите, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе. Во время занятий с ребенком необходим спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается). | |
Пестракова Татьяна Геннадьевна | Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? | Посещение семьи учащихся с целью проверки соблюдения ребёнком режима дня, выполнения д.з. | Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию у него усидчивости, терпения и ответственности. Научите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок. | |
Иванова Мария Николаевна | «Как помогать детям в подготовке домашних заданий»? | Беседа (телефонный разговор) | У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы: - с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор; - в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду; | |
Алисейко Ольга Анатольевна | Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. | Беседа | на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого - в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. Четко определите время, когда учить уроки, когда играть, когда выполнять домашнее задание. Это поможет ребенку меньше уставать и все успевать. Научите своего ребенка учиться. Это значит не только выполнять задание, но и контролировать самого себя и правильность выполнения. Пусть ребенок учится сам, без напоминаний и понуканий. Это будет вашим главным достижением в обучении. | |
Раджабова Ирина Валерьевна | Плохая память ребенка. Как ее развить? | Беседа (дистанционная связь) | Постарайтесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогите восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия. | |
Костенко Елена | «Как наказывать ребенка. Кнут или пряник?» | беседа (дистанционная связь) | 1. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить задание. 2. Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание. 3. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели. 4.Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий. 5. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание. 6. Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи, братьями, сестрами 7. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца. |
VI. Сведения об участии учеников 3 класса в классных и общешкольных делах.
№ | Фамилия, имя | Классные дела | |||||||||||||
Антонияди М. | |||||||||||||||
Губарев М. | |||||||||||||||
Иванова А. | |||||||||||||||
Капралов Н. | |||||||||||||||
Киселёв И. | |||||||||||||||
Киселёва П. | |||||||||||||||
Ковалёв А. | |||||||||||||||
Ковалёв Р. | |||||||||||||||
9. | Макаров Н. | ||||||||||||||
10. | Мизюлина А. | ||||||||||||||
11. | Пестраков Н. | ||||||||||||||
12. | Раджабов М. | ||||||||||||||
13. | Сидорова Е. |
№ | Фамилия, имя | Общешкольные дела | |||||||||||||
Антонияди М. | |||||||||||||||
Губарев М. | |||||||||||||||
Иванова А. | |||||||||||||||
Капралов Н. | |||||||||||||||
Киселёв И. | |||||||||||||||
Киселёва П. | |||||||||||||||
Ковалёв А. | |||||||||||||||
Ковалёв Р. | |||||||||||||||
9. | Макаров Н. | ||||||||||||||
10. | Мизюлина А. | ||||||||||||||
11. | Пестраков Н. | ||||||||||||||
12. | Раджабов М. | ||||||||||||||
13. | Сидорова Е. |
№ | Фамилия, имя |
| |||||||||||||
1. | Антонияди М. | ||||||||||||||
2. | Губарев М. | ||||||||||||||
3. | Иванова А. | ||||||||||||||
4. | Капралов Н. | ||||||||||||||
5. | Киселёв И. | ||||||||||||||
6. | Киселёва П. | ||||||||||||||
7. | Ковалёв А. | ||||||||||||||
8. | Ковалёв Р. | ||||||||||||||
9. | Макаров Н. | ||||||||||||||
10. | Мизюлина А. | ||||||||||||||
11. | Пестраков Н. | ||||||||||||||
12. | Раджабов М. | ||||||||||||||
13. | Сидорова Е. |
№ | Фамилия, имя |
| ||||||||||||
1. | Антонияди М. | |||||||||||||
2. | Губарев М. | |||||||||||||
3. | Иванова А. | |||||||||||||
4. | Капралов Н. | |||||||||||||
5. | Киселёв И. | |||||||||||||
6. | Киселёва П. | |||||||||||||
7. | Ковалёв А. | |||||||||||||
8. | Ковалёв Р. | |||||||||||||
9. | Макаров Н. | |||||||||||||
10. | Мизюлина А. | |||||||||||||
11. | Пестраков Н. | |||||||||||||
12. | Раджабов М. | |||||||||||||
13. | Сидорова Е. |
VII. Диагностика воспитательного процесса в классе
Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:
• Изучение личностных качеств учащихся класса.
• Изучение общих и специальных способностей класса.
• Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.
• Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел.
• Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся
№ п/п | Название методики | Дата | Результат |
Наблюдение | В течение года | Дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках. | |
Опросники | Даёт возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям. | ||
Диагностическая методика изучения классного коллектива№ 1. «Фотография» | Классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу | ||
Диагностики изучения личности учащегося «Памятные даты моей жизни» | Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика. | ||
Социограмма | Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи: 1) выявила лидеров и изолированных детей; 2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические методики изучения классного коллектива
Диагностическая методика № 1. «Фотография»
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.
Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Диагностическая методика № 5. «Пьедестал»
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика № 6. «Государство — это мы»
Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Диагностическая методика № 7. «Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Диагностическая проективная методика № 8
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это...
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это...
8. Ребята, интересы которых мне чужды, это...
9. Ребята, которые мне неприятны, это...
10. Ребята, которых я избегаю, это...
Диагностики изучения личности учащегося
Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.
Предложенные ниже методики изучения личности и коллектива дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.
Диагностика № 1. «Мой портрет в интерьере»
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.
Диагностика № 2. «Недописанный тезис»
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
1. Я считаю, что я...
2. Главное в моей жизни —это...
3. Мне хорошо, когда...
4. Мне плохо, когда...
5. Мне нравится, когда взрослые...
6. Мне не нравится, когда взрослые...
7. В свободное время я...
8. Самая большая радость моей жизни...
9. Самая моя большая ошибка...
10. Иногда мне хочется...
Диагностика № 3. Блиц - опрос
В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю
1. Любимое имя
2. Любимая пора года
3. Любимый цвет
4. Любимая книга
5. Любимое дерево
6. Любимый цветок
7. Любимая группа
8. Любимая песня
9. Любимая одежда
10. Любимый праздник
11. Любимый музыкальный инструмент
12. Любимый певец
13. Любимое животное
14. Любимая еда
15. Любимый месяц
Диагностика № 4. «Самореклама»
Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность, объективность, самокритичность.
Диагностика № 5. «Готовность к саморазвитию»
Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):
1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.
2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.
3. Я всегда уверен в своих силах.
4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.
5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.
8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.
9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.
10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.
11. Мне трудно себя воспитывать.
12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.
13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.
14. Обстоятельства всегда сильнее меня.
Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.
Ключ:
1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)
Результат:
Хочу знать о себе - баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.
Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8,11, 12,14.
Диагностика № 6. «Сочинение»
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:
«Ода моему классу»
«Мой класс через 5лет»
«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»
«Удивительные истории моего класса»
Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:
«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,
«Моя жизнь в классе»,
«Письмо самому себе»,
«Мои «хочу», «могу» и «надо».
Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:
«Мои осенние размышления»
«Привет самому себе из сентября 2021 года»
«Год 2021. Мои поиски истины»
«Мои взлеты и падения»
Диагностика №7. «Полемика с самим собой»
Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:
Дисциплина — это свобода
Дисциплина — это неволя
Учит жизни не книга, а опыт
Учит жизни не опыт, а книга
Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.
Друг познается в беде.
Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.
Диагностика № 8. «Незаконченный тезис»
Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей. Жизнь —это...
Друг —это...
Быть человеком — значит...
Наивысшая радость — это...
Самая большая беда — это...
Добрая память о себе — это...
Плохая память о себе — это...
Главное в жизни — это...
Мелочи жизни — это...
Радости жизни —это...
Диагностика № 9. «Социометрия»
Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?
Метод социометрического выбора - метод, позволяющий выразить количественно, графически , структуру межличностных отношений в коллективе.
Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:
1) выявила лидеров и изолированных детей;
2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива
Организация диагностики.
Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.
Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.
Предлагаю методику, которая была разработана сотрудником кафедры педагогики доктором пед. наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса (в качестве обобщающей диагностики).Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:
по горизонтали – все об одном ученике;
по вертикали - состояние класса по одному показателю.
Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.
* К демографическим данным относится:
- ФИО (1)
- дата рождения (2)
- профессия матери и отца
* К медицинским данным отнесем:
- сведения о заболевании детей
- степень физического развития
* Психологические сведения:
- способности - доминирующие черты характера
- увлечения - специальные умения
- интересы
* Педагогические данные:
- успеваемость
- поведение
- отношение к учению, труду
- положение в классе
- отношения с товарищами
- социальная активность
- внешкольные занятия
- профессиональные умения
Для получения данных используется комплекс методов:
- разовый письменный опрос
- беседы
- анализ документов и работ учеников
- наблюдение
- социометрические и проективные (тесты) методики
- анкеты
Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию , самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.
Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.
№ 1. - ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.
№ 2 - возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.
№ 3 - профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми
№ 4 - тип воспитания ( демократический, авторитарный, попустительский) - получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.
№ 5 - состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.
№ 6 - успеваемость - можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.
Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.
№ 7,8 - черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.
№ 9 - ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях - дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.
№ 10 - одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей
№ 11 - отношение к учению, мотивы учения - выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно:
- познавательная активность,
- интерес
- чувство долга …
нужно для развития интереса к учебе, способностей.
№ 12 - общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень.
Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.
№ 13 - положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые.
Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики.
Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.
№ 14 - принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям - можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально-неодобряемого поведения.
№ 15 - постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников
№ 16 - трудовая активность – выяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.
№ 17 - профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.
№ 18 - сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников - учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.
Итак, диагностическая карта класса поможет мне обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.
Так же карта поможет мне обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год.
По сути своей диагностическая карта и есть мониторинг в работе классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы группы продлённого дня 2 класса на 2021-2022 учебный год (168 часов).
Настоящий план работы группы продённого дня для обучающихся 2-го класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения. План работы ГПД содержит описание основных в...
План работы МО начальных классов на 2021/2022 учебный год
План работы МО начальных классов на 2021/2022 учебный год...
План работы ШМО начальных классов на 2021-2022 учебный год
ШМО планирует работу с целью создания условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания ...
План работы с родителями на 2021-2022 учебный год. 1 класс
План работы с родителями...
План воспитательной работы 2б класса на 2021/2022 учебный год
Цель воспитательной работы: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, достойного гражданина....
План работы ШМО учителей начальных классов на 2021-2022 учебный год
План работы ШМО учителей начальных классов может послужить примером для руководителей ШМО, как составить план работы на год. Его можно взять за основу....
План работы МО начальных классов на 2021-2022 учебный год.
План работы МО начальных классов на 2021-2022 учебный год....