Роль семьи в воспитании ребенка
материал

Родительское собрание

Тема: «Роль семьи в развитии личности ребенка».

Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.

Задачи:

- помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

- расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;

- повысить родительскую компетентность и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_rol_semi.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Роль семьи в развитии личности ребенка».

Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.

Задачи:

- помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

- расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;

- повысить родительскую компетентность и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых

Лекция.

Принято считать, что основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери.
Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

1. Взаимосвязь системы отношений в семье и положения ребенка в ней.

Избирательное отношение ребенка к взрослым членам семьи.

 Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не является центром мироздания. Он открывает также, что не является центром своей семьи. Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама- папу.

Взаимодействие треугольника: мама - папа -малыш. Такие отношения не совсем устраивают ребенка. Он возмущается, ревнует, однако вынужден принять эти новые формы общения. Но он бдительно следит за родителями. И здесь разгораются новые страсти: то он предпочитает одного из родителей, то через некоторое время другого, и с такой же силой. Наконец эти ревнивые формы общения проходят. Успокоившийся ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и маму, и папу.

Хорошие родители дают пример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать у него чувство личности. Для этого надо уважать своего ребенка, любить его, давать ему возможность исполнять допустимые желания, воспитывать у него сознательное отношение к своим поступкам.

2. Восприятие детьми роли родителей.

Под восприятием детьми роли родителей, и в частности под принятием этой роли подразумевается процесс идентификации.

1. Ролевая идентификация детей с родителями представляет собой определенный этап формирования личности, в котором когнитивные, эмоциональные и поведенческие детерминанты идентификации тесно связаны между собой.

2. Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5—7 лет, у девочек —3—8 лет.

3. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки у мальчиков и бабушки у девочек).

4. Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола.

5. Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т. е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию — эмансипацию от родительского авторитета.

3. Психологические особенности типов воспитания детей в семье.

По типу воспитания можно выделить следующие семьи.

Диктат: Название говорит само за себя: родители диктуют ребенку, как ему нужно жить. Такой тип:

  • негативно влияет на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  • провоцирует развитие неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека: Речь идет о чрезмерной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  • ребенок в итоге оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  • отмечается деспотическая направленность характера.

Невмешательство: Родителям безразлична жизнь ребенка, они не имеют авторитета в его глазах и не являются значимой группой. Последствие – отчуждение ребенка.

Конфронтация: Предполагает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Последствия такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Сотрудничество: Оптимальный и желаемый для успешной благополучной социализации тип воспитания. Это взаимодействие, сотрудничество семьи, взаимоуважение.

Чтобы семейное воспитание шло на пользу ребенку, важно придерживаться следующих принципов.

  1. Прежде чем воспитывать какое-либо чувство, качество, отношение, нужно сформировать у ребенка потребность в этом чувстве, качестве, отношении. То есть создать мотивирующую ситуацию.
  2. Важно уделять большое внимание оценке (словесной). Это подкрепление для желаемых и нежелаемых поступков. Притом на положительном поведении нужно больше акцентировать внимание. Как правило, родители наоборот чаще и сильнее ругают, а похвалить за что-то бытовое и незначительное (казалось бы) забывают.
  3. Любое качество личности нужно формировать в процессе деятельности, а не на словах. В семье доступны все основные виды деятельности: труд, общение, игра. Но важно учитывать возраст ребенка.
  4. Воспитывая что-то, важно акцентировать внимание на чувственной сфере, нежели интеллектуальной. Ребенок должен прочувствовать каждое качество.
  5. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка.

Выступление на родительском собрании.Помощь родителям в правильном построении учебы ребенка....

Родительское собрание. Тема:«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья- колыбель духовного рождения человека.Семейные ценности.Общение в семье.Задачи родителей.Формула истиной родительской любви.Проблемы семейного воспитания.Правила для родителей.Любите и цените св...

Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....

«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Доклад к родительскому собранию по теме "Семейное воспитание. Роль семьи в воспитании ребенка" . Материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ. Семья- основа первичной социали...

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...