Диагностический материал.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Валентина Владиславовна Мышова

Методика "С чего начинается Родина?". Метод бесед. Методика "Я-патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_material.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «С чего начинается Родина?»

Автор: В.М. Хлыстова.

Испытуемые: ученики в возрасте 7-9 лет, в количестве 23 человек

Цель: изучить уровень патриотической воспитанности учащихся начальной школы по когнитивному компоненту.

Испытуемым предлагается анкета, состоящая из десяти вопросов. Ответы на эти вопросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у учащихся 1-х и 2-х классов

Анкета «С чего начинается Родина?»

1.        Что такое Родина?

2.        Как называется твоя Родина?

3.        Как ты понимаешь выражение «малая родина»?

4.        Как называется твоя малая родина?

5.        Какие города России ты знаешь?

6.        Какие реки России ты знаешь?

7.        Какая птица изображена на гербе нашей страны?

8.        Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?

9.        Назови самые известные памятники своего города?

10.        Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?

  Уровни:

1. 8-10 баллов – высокий уровень;

2. 5-7 баллов – средний уровень;

3. 0-4 балла – низкий уровень.

Метод бесед.

Автор ситуаций: В.С. Горбунов

 Цель: выявление эмоционально-чувственного отношения младшего школьника к своей семье, родному городу и своей стране.

 В ходе беседы учащимся были предложены три ситуации на выявление отношения к своей семье, родному городу и Родине, установление эмоционального переживания через данные ситуации.

Ситуации, предложенные школьниками, в ходе индивидуальной беседы:

1. Мама несет из магазина тяжелую сумку. Сын гуляет с друзьями во дворе. Сын подбежал к маме, попросил что-нибудь вкусное и побежал гулять с друзьями дальше. А мама понесла тяжелые сумки домой, на 7 этаж. Как бы ты повел себя в такой ситуации? Почему?

2. Ты гуляешь по улицам родного города и видишь, что какие-то дети портят памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны. Как ты поведешь себя в этой ситуации? Почему?

3. Разговор о художественном произведении «Девочка из города» Л.Ф. Воронкова (Глава «Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве»). Как вы относитесь к девочке Вале? Почему женщина из села Нечаева решила оставить девочку у себя? Как жила деревня во время войны? Какие эмоции вызвал рассказ?

Оценивание проводилось по глубине эмоциональной реакции школьника на конкретную ситуацию и в соответствии с результатами беседы были выделены следующие уровни сформированности гражданско-патриотических чувств:

7-9 баллов – это высокий уровень;

4-6 балла – это средний уровень;

0-3 балла – это низкий уровень.

Методика «Я – патриот»

Автор: Н.Н.Бирюкова

Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по деятельностному компоненту).

Методика состоит из 20 вопросов, половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Список вопросов.

1) Хотел бы ты знать о своем поселке больше?

2) Помогли ли тебе уроки в школе и другие учебные занятия узнать больше о г. Лысково?

3) Часто ли ты гуляешь в центре города?

4) Часто ли рассматриваешь город, когда гуляешь его улицам?

5) Часто ли ты ходишь в музей  в своем родном городе?

6) Интересно ли тебе узнавать что-то новое об истории г.Лысково?

7) Как ты считаешь, нужен ли в школе такой предмет, как «история родного города, поселка»?

8) Любишь ли ты читать о нашем городе?

9) Знаешь ли ты стихотворения, посвященные нашему городу?

10) Заслуживают ли твоего внимания памятники и дома в нашем городе?

11) Считаешь ли ты, что необходимо их беречь?

12) Считаешь ли ты, что нужно следить за чистотой города?

13) Всегда ли ты выбрасываешь мусор только в урны или в предназначенные для этого места?

14) Нравятся ли тебе мероприятия и праздники, проводимые в нашем городе?

15) Участвуешь ли ты в них?

16) Всегда ли ты добросовестно трудишься, чтобы помочь своей стране, чтобы в будущем страна тобой гордилась?

17) Всегда ли ты справедлив и терпим по отношению к окружающим людям?

18) Любишь ли ты свою семью?

19) Заботишься ли ты о своих близких?

20) Считаешь ли ты, что нужно помогать своим одноклассникам в трудную для них минуту?

Критерии оценки:

За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:

«да» – 2 балла;

«не уверен» – 1 балл;

«нет» – 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 40.

Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:

•        85–100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины».

•        55–84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях.

•        35–54% – ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя.

•        0–34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей «малой родины» не интересуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс диагностического материала по изучению развития уровня внимания младшего школьного возраста

комплекс методик по развитию и коррекции внимания младших школьников...

Диагностический материал "Как определить уровень воспитанности"

Материал представлен в виде тестовой формы...

Контрольно-диагностический материал по математике 1 класс

Данный материал направлен на контроль сформированности у учащихся 1 класса знаний о понятии числа, а также на диагностику возможных трудностей и ошибок учащихся при изучении данной темы....

диагностический материал по русскому языку

Диагностический материал предназначен для проверки знаний у учащихся 1 класса...

Диагностический материал для работы с учащимися начальных классов

Диагностический материал для психологов, учителей начальных классов(если нет психолога в школе) для диагностики познавательных способностей детей младшего школьного возраста....

Диагностический материал по ОРКСЭ

Методики по диагностике уровня сформированности нравственных понятий, отношения родителей и учеников к предмету "ОРКС"....