Уроки толерантности.
план-конспект урока (4 класс)

Кузиева Часият Дашдемировна

Способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия учащимися с разными верованиями, национальностей  на основе сотрудничества и взаимопонимания
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tolerantnosti.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки толерантности
                                                                 Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
                                                    как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам
                                                     не  хватает только одного: научиться жить на
 земле как люди.                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                       Бернард Шоу.

ЦЕЛЬ:
* способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия учащимися с разными верованиями, национальностей  на основе сотрудничества и взаимопонимания;
* содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста.
Задачи воспитания:
1) воспитание миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
2) воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными;
3) формирование уважения и признания к себе и к окружающим, к их культуре;
4) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
5) формирование дружеских чувств, традиций классного коллектива;
6) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.

* Учитель:  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы выясним  Что такое Толерантность?
Определение толерантности.
Толерантность (латинский язык tolerantia – «терпение») – это терпимое отношение к взглядам, традициям, религиозным верованиям окружающих нас людей;
                       - способность человека принимать другого человека во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свое и чужое мнение и взгляды.
*
Учитель:  Как же люди общались друг с другом в древности?
                  (
НЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ)
*
Учитель:  : Давайте вспомним, какие неречевые средства существуют?
                                                   
(НЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ -  мимика и жесты)
                                                    (отвечают
дети или Учитель)
*
Учитель:  Покажите, как практически можно общаться без слов?
Дети показывают (пантомима):
                                                - улыбка          - поднятие бровей          - движение рук
*
Учитель:  Какие неречевые средства располагают человека к общению?
                  А какие могут оттолкнуть!
*
Учитель:  Продемонстрируйте без слов
                                      Приветствие
                                      Благодарность
                                      Прощание.
Дети демонстрируют.
*
 Учитель:  Что можно понять по выражению лица без слов?
  Ответы детей: 
                                      Радость          Печаль              Горе

II.           МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ!
*
 Учитель:  Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было ссор. А что для этого нужно?

 Ответы детей.  
 (- Дружба  - Понимание  - Сочувствие
  - Терпимое отношение к национальным традициям,  религиозной вере и т.д.)

* Учитель:  Какие слова приветствия вы знаете?          (РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ)
                                (Здравствуй!)
* Учитель:  А знаете ли вы, что, здороваясь, вы желаете здоровья. Здоровья желаю!
Русская пословица: Здороваться не будешь
                                  Здоровья не получишь!
* Учитель:  Встаньте, у кого светлые волосы
* Учитель: А теперь – у кого темные волосы.
* Учитель: Какие мы?
Дети: Разные!
* Учитель:  Назовите добрых героев сказок                                              
                                 (Золушка, Иван царевич, Маша и др. )
* Учитель: Спишите с доски
«Пословицы о толерантности»:
Не по словам судят, а по делам.
Всяк правду хвалит, да не всяк ее сказывает.
Покорное слово  гнев укрощает.
Доброе слово и кошке приятно.

ВЫВОД: Добро побеждает зло!
                Герои умеют дружить!
* Учитель:  Всегда ли тебя понимают в коллективе, обижают? Почему?
* Учитель:  Что такое Дружба?
 Ответы детей.  
*
Учитель: Как ты выбираешь себе друга? По каким качествам?
* Учитель: Всегда ли вас понимают в коллективе? Почему бывают ссоры?
                    Бывают ли конфликты?

* Учитель:  Чтобы не было конфликта нужно:
                     1) дружно играть
                     2) уметь договариваться
                     3) говорить спокойно, не повышая голос
                     4) делиться игрушками
                     5) уважать мнение другого человека.  
* Учитель:  Продемонстрируйте то выражение лица, с каким вы хотели общаться
                     с другом.                                (Улыбка)
ВЫВОД: Улыбка располагает к общению, пониманию, доброте.
                А если человек обладает этими качествами, то его называют
ТОЛЕРАНТНЫМ.
* Учитель:  Что означает это слово? Повторим это понятие.
Толерантность (латинский язык tolerantia – «терпение»)                    
                        - это терпимое отношение к взглядам, традициям, религиозным верованиям
                           окружающих нас людей.
* Учитель:  Прочитаем отрывок из сказки «Гадкий утёнок».  Сцена «Птичий двор».
* Учитель:   Почему не любили утёнка ?
                                    (Не был похож на остальных. Он был другой! Его отвергли за то,
                                      что он не такой, как все.)
* Учитель:  Так и бывает и с людьми.
* Учитель:   А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он не похож на других?
       (Цвет волос, глаз, кожи, может быть инвалид…)
*
* Учитель:   как таких людей называют?
  Ответы детей:  Белая ворона.
                         (Это человек, который сильно выделяется в коллективе)
* Учитель:  Это хорошо, что все мы разные?
ВЫВОД: Умение принимать и понимать человека таким, какой он есть, бережно
                относиться друг к другу называется толерантностью.
* Учитель:   С каким человеком приятнее общаться и дружить?
* Учитель:  Что нужно делать, чтобы ты был окружен хорошими людьми?
* Учитель:  Трудно ли это? Какой мы делаем вывод?
                      Что нужно делать, чтобы иметь друзей?
  Ответы детей.  
* Учитель:
 ИГРА «ИСКОРКА».      
               Ребята становятся в круг, берутся за руки и пожимают рядом стоящему руку, т.е.
               передают ему искорку своего сердца.  
 
* Учитель:  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
          Поднимите все ладошки
          И потрите их немножко
          Дружно хлопните раз пять
          1-2-3-4-5
          Продолжайте потирать
          Мой сосед такой хороший!
          Я ему пожму ладоши
          И другой сосед хороший
          И ему пожму ладоши.
          Руки вверх поднять поа,
          Дружбе крикнем мы Ура!

III.   НАША СТРАНА РОССИЯ
                                                                        «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
* Учитель:
  Как называется наша страна?
Ответы детей.      (Россия;    жители - россияне)
* Учитель: В России проживают люди многих национальностей.
                    Россия – много
национальная (состоящая из многих наций и народностей).
                     Национальность – принадлежность Человека к той или иной нации.
   Нация –   1) все население страны, согражданство, народ;
                    2) сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых
                        объединила общая историческая судьба, язык, духовная культура,
                        территория, экономика.
* Учитель:    Какие национальности проживают в нашем городе?
Ответы детей  (русские, татары, белорусы, карелы, коми, чуваши, башкиры, буряты,
                         ненцы, якуты, мордва, аварцы, лезгины, осетины, чеченцы, удмурты,
                         ханты, манси, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины и многие
                         другие- всего более ста национальностей).
* Учитель:  Но список далеко не полный. В России, как и в нашем городе (классе),
                     есть и иностранцы. Например: корейцы, вьетнамцы, казахи, белорусы,
                     украинцы, французы, итальянцы, хорваты, узбеки и т.д.
Каждый народ отличается своей историей, культурой и наследием, имеет свои ценности, это его мудрость, его правила жизни, его обычаи и праздники.
Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Но не смотря на эти различия, все национальности живут в мире, дружбе и согласии. Мы уважаем друг друга.
* Учитель:  Отличия: чем один народ отличается от другого?
                     1) язык,     2) верования,    3) черты лица,         4) национальный костюм,
                     5) национальная кухня,     6) обряды, обычаи, 7) украшения, игрушки.
Наше государство поддерживает сохранение всех языков. Но есть язык, который объединяет все народы нашей страны – это русский язык. Поддерживая дружеские отношения, мы находимся в толерантной связи.
ВЫВОД: Россия – многонациональное государство, но все мы – один народ – народ
                России, россияне.
* Учитель:  Россия – многоконфессиональное государство.
                     - государство, население которого исповедует различные религиозные
                     учения.

                     Перечислите какие мировые религии вы знаете?
Ответы детей   ( - Христианство          - Ислам          - Буддизм)
ВЫВОД:   Все верования народов разные, поэтому необходимо уважать религии различных национальностей, проживающих на территории нашей огромной страны.
* Учитель:    Как мы должны относиться к окружающим нас людям?
                                  (- к одноклассникам – мы все разные
                                   - к пожилым, инвалидам).
Ответы детей.  
ВЫВОД: Все мы РАЗНЫЕ, но живем дружно в нашем  классе, городе, стране.
                Уважаем друг друга, уважаем мнения и культуру окружающих,  значит  -
                мы толерантны!

* Учитель:  Ты не один живешь на свете, помни о других.

       На следующем уроке:
- Рисуем земной шар
- Вырезаем ладошки.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.

«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....

Урок толерантности

Классный час в 1 классе по теме "Чего себе не желаешь, того другим не делай"....

Урок толерантности (1 класс)

Классный час воспитывает у школьников общечеловеческие и национально- нравственные ценности....

Уроки толерантности

Цикл состоит из 15 уроков. К занятиям предлагается методический инструментарий....

"Вокруг света без билета" (Урок толерантности 2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии...

Урок толерантности. Классный час

Классный час по данной теме является одним из серии занятий, посвящённых воспитанию и формированию в детях  качеств, помогающих им строить доброжелательные отношения внутри социума, умения мирно ...

Урок толерантности "Мы разные, но вместе мы сила"

Надеюсь, что этот конспект поможет провести урок толерантности или просто будет интересным для чтения....