Методическая разработка игры - викторины посвящённой " Международному дню птиц"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

1 апреля отмечается праздник-Международный день птиц.

Птиц на земле очень много, около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. в пустыне или горах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пестравский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Майское муниципального района Пестравский Самарской области

Дом детского творчества с.Пестравка

Методическая разработка

Игры-викторины посвященной

«Международному дню птиц»

                                                                         Составила:

                                                                         педагог доп. образования

Васильченкова О.А.

с.Пестравка 2021-2022уч.г.

Цель:

Привлечение детей к бережному и заботливому отношению о птицах.

Задачи:
1. Обобщение знаний о перелётных птицах Самарской области;
2. Развитие логического мышления, внимания, сообразительности;
3. Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Место и время проведения мероприятия: кабинет, 1 апреля 2020 года.
Участники мероприятия: обучающие объединения.
Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц.

Цитата

Маленькая птичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.

Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.

Н. Найденова

 Музыкальное сопровождение: звуки природы.
Ход мероприятия:

Звучит запись «звуки природы».

Вступительное слово педагога:  

 - Приветствие.

- Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?

Угадали?

Это…

(Птица)

Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля.

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все- таки их очень много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие - в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие- только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц - птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Международному дню птиц.

Для проведения викторины дети делится на две команды.  Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
      Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.
За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов.

Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

Раунд 1 «Вопрос – ответ»

    1.Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные места? (Перелётные)

  2.Почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетают из одного района Земли в другой)

 3.Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворец, соловей, журавль и др.)

 4.Куда улетают некоторые птицы на зиму? (В теплые края)

 5. Когда они вновь возвращаются к нам? (Весной)

 6. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)

 7. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов)

 8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса)

 9. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь)

10. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры)

 Раунд 2 «Вспомни наше имя»
Кто изображён на фотографии?
(педагог показывает фотографии птиц, дети говорят названия этих птиц). Приложение1.

Портреты птиц:

    1.Большая белая цапля
             2.Журавль–красавка

    3.Дрофа

    4.Стрепет

    5.Серый журавль

    6.Тиркушка степная

    7.Лебедь - шипун

    8.Огорь

    9.Кулик-сорока

   10Малая чайка

   11.Крачка белощекая

   12.Крачка малая

Раунд3 «Пословица недаром молвится»

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

     1.Красна птица перьями, а (человек – знаниями)

     2.Не велика птица, да (коготок востёр)

     3. Птичку за крылья (не хвалят)

     4.Птица радуется весне, а (младенец матери)

     5.Каждая птица – хозяйка (своего гнезда)

     6.Голосиста пташка, (да черна рубашка)

     7.Птицу – кормом, (человека словом обманывают)

     8.Рано пташечка запела, (как бы кошечка не съела)

     9.Всякая птица свою (песню поёт)

     10.Воля птичке дороже (золотой клетки)

     11.Птице крылья – а (человеку разум)

     12.Всякая птица своё (гнездо любит)

     13.Глупа та птица, которой гнездо (своё не мило)

     14.Индюк думал, думал, (да и в суп попал)

     15.Всякий считает своих (гусей лебедями)

     16.Ему и беда, (что с гуся вода)

     17.Всяк кулик (хвалит своё болото)

     18.И сокол выше (солнца не летает)

     19.Сколько утке не бодрись, (а лебедем не быть)

     20.Не считай утят, (пока не вывелись)

Раунд 4 «Восстановить названия птиц»

Грач – гр..ч

Гусь – г..сь

Цапля – ц.. пл..

Стриж- с..р..ж

Аист-а..с..

Лебедь- л..б..д..

Журавль- ж..р..в..ь

Перепел-п..р..п..л

Жаворонок-ж..в..р..н..к

Выпь – в..пь

Зяблик-з..бл..к

Иволга- и..о..г..

Кулик – к.. л.. к

Ласточка – л..с..о..к..

Трясогузка – тр..с..г..зк..

Раунд 5 «Что ты знаешь о птицах?»

1.У каких птиц на лапах ласты? (У водоплавающих)

 2.Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья смазаны жиром)

3.Какая птица в небе блеет барашком? (Кулик-бекас)

4.По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (Камышовка)

5.Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (Ласточка)

6.В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (Зарянка)

7.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)                                                    

8.Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)                          

9. Прилёт, каких птиц означает начало весны? (Грачей)

10.По повадкам, какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь)

11. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист)

12. У какой птицы длинная шея? (Журавль)

        Раунд 6 «Кто как летает?»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).
Команда 1. Назовите, кто летит.

(1 – утка; 2 – ласточка;3 – ворона).

Команда 2. Назовите, кто летит.

(1 – сорока; 2 – цапля;3гусь).

Раунд 7 Кроссворд “Птицы”

Задание: отгадать загадку, вставить ответ.

1. В болоте плачет, а из болота не идет (Кулик)

2. По поднебесью веревка протянулась (Журавли)

3. Белые хоромы, красные упоры (Гусь)

4. Верст не считал,
            По дорогам не езжал,
            А за морем – бывал (Стриж)                                                                                  

5. Нашел я шар, разбил его,
             Увидел серебро и золото (Яйцо)

6. Черный, проворный,
             Кричит “крак” - 
            Червякам – враг. (Грач)

7. Белее снега, чернее сажи,
             Выше дома, ниже травы. (Сорока)

8. Мать отца не знаю,
            Но часто называю,
           Детей знать не буду,
           Чужим сбуду. (Кукушка)

Раунд 8 «Третий лишний»

        На карточках написаны название птиц для каждой команды. Вам нужно найти «лишнюю» птицу и объяснить, почему она не подходит для  других.

Для 1й команды:

  1. Дрозд
  2. Соловей
  3. Глухарь
  4. Сойка
  5. Сова
  6. Кукушка

     7.      Скворец

          8.      Камышевка

     9.       Клёст

Для 2й команды:

  1. Чибис
  2. Славка
  3. Снегирь
  4. Зарянка
  5. Синица
  6. Удод
  7. Серая, или обыкновенная, неясыть
  8. Зимородок
  9. Горихвостка

Раунд 9 «Загадки»

1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)

2. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)

3. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)

4. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)

5. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)

6. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)

7. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)

8.Сидит он на болоте

И плачет днем и ночью,

Другим же плакать не велит.

Как птицу ту зовут? (Кулик)

9.Хоть и две ноги у птицы,

Удобней на одной стоится.

Из речки лягушат, как капли,

Кто ловит клювом? (Цапля)
         10.Вот так птица - какова!
        И не спутаешь с другой. 
        Может, это цифра два? 
        Шея выгнута дугой! (Лебедь)

        11.Над волнами в бурном море 
       Реют птицы на просторе. 
       Птицы рыбку любят очень, 
       Днем охотятся и ночью. 
       По одной летят и стайкой 
       Гордых птиц зовем мы ... (Чайкой)

        12.Встали братья на ходули, 
       Ищут корма по пути. 
       На бегу ли, на ходу ли 
       Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Надеюсь, с помощью этих загадок, вы сможете лучше узнать наших пернатых друзей. Сейчас давайте подведём итоги викторины. (В конце игры подсчёт количества жетонов и награждение победителей. Всем участникам викторины вручаются закладки разного цвета за I, II места с загадками о птицах.)

Команда 1. Назовите, кто летит.

Команда 2. Назовите, кто летит.

Раунд 4 «Восстановить названия птиц»

Грач – гр..ч

Гусь – г..сь

Цапля – ц.. пл..

Стриж- с..р..ж

Аист-а..с..

Лебедь- л..б..д..

Журавль- ж..р..в..ь

Перепел-п..р..п..л

Жаворонок-ж..в..р..н..к

Выпь – в..пь

Зяблик-з..бл..к

Иволга- и..о..г..

Кулик – к.. л.. к

Ласточка – л..с..о..к..

Трясогузка – тр..с..г..зк..

        

        Раунд 8 «Третий лишний»

 Для 1й команды:

  1. Дрозд
  2. Соловей
  3. Глухарь
  4. Сойка
  5. Сова
  6. Кукушка

7.Скворец

      8.Камышевка

9.Клёст

Для 2й команды:

  1. Чибис
  2. Славка
  3. Снегирь
  4. Зарянка
  5. Синица
  6. Удод
  7. Серая, или обыкновенная, неясыть
  8. Зимородок
  9. Горихвостка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц.

закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...

Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц. Презентация.

закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...

Методическая разработка игры-викторины "Во саду ли,в огороде"

Игра-викторина предназначена для учащихся начальных классов коррекционной школы  (VII вид 1 вариант). Данная викторина помогает систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах. Рекомендован...

Методическая разработка игры-викторины на тему "По следам войны 1812 года"

Игра-викторина расчитана на один урок. Представлена в виде презентации. Критерий оценивания разробатывает каждый учитель самостоятельно....

Методическая разработка . Игра-викторина "Русские народные сказки"

Цели:Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать ...