3 Фрагмент из Итоговой работы "Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе (На примере группы продлённого дня 1-а класса)" опыты и эксперименты (1 класс)
опыты и эксперименты (1 класс)

Иванова Людмила Алексеевна

Содержание

 

  1. Введение                               

1.1. Проблема адаптации первоклассников к школе

2.1. Адаптация первоклассника и её составляющие

 

  1. Основная часть                                                                                             

2.1. Практическая система работы «Пятиднев первоклассников в ГПД

школы № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга»

2.2. Структура системных занятий

2.3. Авторский комментарий к системе занятий с первоклассниками                                                                                    2.4. Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе

2.5. Анализ результатов работы

 

III. Заключение

 

          IV. Список использованных источников

 

          V. Приложения

 

5.1. Комплекс мероприятий по совершенствованию системы адаптации школьников (На примере работ воспитанников группы продлённого дня из 1-а класса школы № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)                                                                                                                            

 

5.2. Презентация «Сделаем наших детей счастливее»                                          

                                                           

5.3. Презентация «В капельках осенней росы» 

                                   

5.4. Презентация «Почему нам дороги родные просторы?»

                                                                                                                                                                   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл II. Основная часть 2.1. Практическ21.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Основная часть

  1. Практическая система работы

«Пятиднев первоклассников в ГПД школы № 564

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга»

 

Постановлением Правительства РФ № 89 от 14 февраля 2006 г. «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», приветствуется и отстаивается использование в учебной деятельности «комплекса мероприятий по созданию и внедрению новых качественно усовершенствованных технологий, методов и форм обучения, а также здоровье-сберегающих программ».

Этим определяется актуальность «Программы развития детей школьного возраста в группах продлённого дня», по которой я, воспитатель Иванова Л.А., 6-ой год успешно работаю в ГПД ГБОУ СОШ № 564 в 1-х классах над изучением основ географии, а также созданием Портфолио по теме: «Я и мой мир» с учётом накопленных воспитателем материалов на сайте: «Пятиднев первоклассников в ГПД 564 шк. СПб» https://vk.com/club194728669 – в помощь родителям. (Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/ivanova-lyudmila-alekseevna, где размещены и технологические карты занятий).

При разработке системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школе мы учитывали способность ее к разрешению следующих задач:

- оптимизация, стимуляция и обогащение разностороннего психологического развития ребенка;

- предупреждение девиаций и трудностей в развитии ребенка в дальнейшем;

- разрешение трудностей в проявлении школьной адаптации и трудностей, возникших у ребенка как последствие дезадаптации в школе.

При составлении конструкта системы мы руководствовались принципами: 

- единства педагогических требований к ребенку,

- развития и коррекции способностей детей,

- принципом учета индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности ребенка,

- принципом активного вовлечения ближайшего социального окружения школьника для разрешения его трудностей,

- принципом комплексности используемых методов,

- принципом увеличения уровня субъектности ребенка.

Целью работы стало формирование и всестороннее развитие психических процессов и навыков у детей, которые будут способствовать успешной адаптации учащихся первого класса в ситуации школьного обучения.

Тематика предполагаемых консультационных встреч и цели, необходимые для реализации в ходе консультаций психолога с детьми представлена ниже.

Программа развития построена по принципу пятиднева. Смысл пятиднева – помочь познать человеку с детства самого себя, глубокую внутреннюю связь со своим призванием в этом мире и адаптироваться в новом статусе школьника.

В данной программе пять разделов – в соответствии с пятью днями учебной недели, присоединёнными в прошлом 2020 учебном году к пяти рубрикам Портфолио первоклассника по теме: «Я и мой мир»:

1. О себе.

2. Мои увлечения.

3. Моя семья.

4. Мои друзья.

5. Мои шедеврики (с условием участия в школьном и районном конкурсе Порфолио по теме: «Я и мой мир»).

Результат этого участия:

18.03.2020 портфолио первоклассников авторского коллектива и два личных портфолио обучающихся были оценены по критерию «Высокая степень оригинальности» на Конкурсе в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

  1. Структура системных занятий

1. ПОНЕДЕЛЬНИК

Уроки здоровья (28 уроков) по 4-м главам-четвертям:

-Уроки развития речевых зон через связь функции речи и руки (7 час.).

-Наша ответственность за улучшение психического здоровья (7 час).

-Воспитание игрой (8 час.).

-Уроки о душевном здоровье (6 час.)

Источники:

Тимофей, свящ.; Т. А. Берсенева. Уроки о здоровье и добродетели: православное освещение вопросов валеологии - Проб. учеб. для 3-5 кл. – 3-е изд., исп. и доп. / М: Паломник, 2002. - 112 c.

Алексий Мороз, свящ., Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. Санкт-Петербург: САТИСЪ, 2004 / Допущено Министерством образования Российской Федерации. По благословению архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА. 

В.В. Абраменкова. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком: игрушки лечат, игрушки готовят к школе / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2008. - 93 с.

2. ВТОРНИК 

Поэтическая история азбуки с азами славянской грамоты (31 час) «От Аза до Ижицы» (с рисованием и лепкой).

Источник:

Н. П. Саблина. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. М., 2005. – 191 с.

3. СРЕДА 

Социокультурные истоки. Активные занятия (32 час.)

Источник:

Попова М.А., Воропанова Т.Н. Рабочая тетрадь к учебной программе и учебнику: А.В. Камкин. Истоки // Для 1 – 4 классов: Родной очаг. Родные просторы. Традиции образа. Светлые образы. Традиции дела. Традиции праздника. Традиции честного слова.

4. ЧЕТВЕРГ 

Путешествие для детей в мир греческого языка (33 урока)

Источник:

Н.Г. Николау. Греческий язык для детей, Части 1-6. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2013. – 96 с.

5. ПЯТНИЦА 

Практикум развития (33 час.) с обучением основ географии

(с 2018-19 уч. года в 1-ом кл.) и воспитания с элементами АРТ-фототерапии.

  1. Авторский комментарий

к системе занятий с первоклассниками

Эпиграф:

«Матерью всех изобретённых орудий является рука:

гладящий утюг, шлифовальный станок, схватывающие устройства и другие машины продолжают работу руки и воспроизводят её».  

Т.А. Флоренская из кн. «Диалог в практической психологии»

(гл. Человек в человеке - ст. «Дом души и храм духа»)

1. Начиная с 1 сентября в День науки и знаний знакомлю с этой программой «Пятиднева» первоклассников и обучающихся друг с другом детей с приёмом обведения на бумаге своей ладошки и написанием на пальчиках важных о себе слов-шедевриков (можно с помощью воспитателя).

На первом – указательном – пальце пишут первоклассники откуда они родом, где родились по самоощущению (кто-то – в России, кто-то в Санкт-Петербурге, кто-то на Васильевском острове…).

На втором – среднем пальце – качество, которое ценят в других людях (как правило, доброту).

На третьем – безымянном – за что их самих уважают другие, как считают сами. По этому написанному слову выбираю титул для каждого автора ладошки (красивый, бережливый, умный, любящий родителей).

На четвёртом – мизинце – свободная тема: пишут то, что хотят сказать другим о себе (например, своё любимое занятие).

На пятом – большом – главное желание, к чему стремятся.

В центре ладошки – любимое слово – как хотят, чтобы их называли.

На этом листе с ладошкой появляются выбранные первоклассниками наклейки – награды за их творческие работы. Первая наклейка – за их ручку с ответами.

2. По ходу занятий на первой неделе и в течение месяца адаптации школьников в стенах школы провожу с помощью этих разрисованных ладошек и кубиков (с точками от одной до шести на сторонах) индивидуальные сторителлинги «О себе» и «О нас» с вручением участникам дипломов.

3. В кабинете № 21 для занятий в кружках и ГПД провожу показ видео – мульти-Россия, из серии «Смешарики» о смысле жизни, презентацию после здоровьесберегающей прогулки-фотоэкскурсии «В капельках осенней росы» - «Почему нам дороги родные просторы?».

  1. Выпускаем на первой неделе ежедневно школьные Арт-фотоколлажи (и далее регулярно – еженедельно) с творческими работами первоклассников.

 5. С 1-ого сентября всем первоклассникам приобрела скоросшиватели с файлами для будущих и ныне реальных их портфолио «Я и мой мир», постепенно заполняющихся результатами конкурсов обложек для портфолио, рисунками шедевриков из ладошек, буковок-заставок из славянской азбуки, планов школы и многими другими творческими работами учащихся.

Кроме этого, в содержание системной работы была включена серия консультационных встреч с родителями детей, в ходе которых оказана информационная помощь относительно особенностей индивидуально- психологического развития учащихся, их взаимоотношений с коллективом и учителями, специфики протекания школьной дезадаптации и ее возможных причин. В ходе консультаций родителям были представлены индивидуальные рекомендации по улучшению процесса адаптации ребенка и нормализации его психического состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 Введение- Фрагмент из Итоговой работы "Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе (На примере группы продлённого дня 1-а класса)"

I. Введение1.1. Проблема адаптации первоклассников к школе1.2. Адаптация первоклассника и её составляющие...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

4 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2022 - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...