Статья на тему "Проектная деятельность в начальной школе" статья (3 класс)
статья (3 класс)

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий.. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_gruppe_prodlennogo_dnya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в группе продленного дня

С введением федеральных государственных образовательных стандартов возросла возможность использования различных методик и технологий. Одной из ведущих педагогических технологий становится проектная деятельность. Слово «проект» толкуется в словарях как «план», «замысел», текст или чертёж чего-либо, предваряющей его создание. Организации проектной деятельности на уроках посвящено много статей. А проектная деятельность в группах продленного дня раскрыта мало. Сначала следует разобраться в понятиях «проектное обучение», «метод проектов» и «проектная деятельность». Л. В. Байбородова рассматривает проектное обучение как дидактическую систему, метод проектов – как компонент системы педагогической технологии, предусматривающий не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить лишь в том случае, когда метод проектов является ведущим, а все остальные методы являются вспомогательными. «Проектная деятельность – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального и материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии педагога».

Таким образом, эти три понятия взаимосвязаны, а метод проектов и проектная деятельность являются компонентами проектного обучения.

Классификация проектов достаточно широкая. Представляю один из видов классификации.

По уровню творчества проекты подразделяются на исполнительские, конструктивные и творческие.

По содержанию: монопредметные, межпредметные и внепрограммные.

По виду деятельности: исследовательские, информационные, игровые,практико-ориентированные.

По количественному составу: индивидуальные, групповые, коллективные.

По продолжительности выполнения: мини-проекты, четвертные, полугодовые, годовые и многолетние.

По назначению: учебные, личные и общественные.

Все признаки проектов взаимосвязаны и их классификация условна, так как каждый проект характеризуется по разным критериям.

Проектная деятельность в группах продлённого дня может осуществляться по двум направлениям. Первое – это продолжение работы над учебным проектом, цель и план которого определяются во время урока, а в ГПД идёт непосредственная работа по созданию продукта. Второе направление – это самостоятельный вид деятельности, не связанный с учебными дисциплинами.

Структура проектов приблизительно одинакова.

Этапы:

  1. Мотивационно-целевой.
  2. Исследовательский.
  3. Проектировочный.
  4. Технологический.
  5. Практический.
  6. Контрольно-корретирующий.
  7. Презентационный.
  8. Аналитико-рефлексивный.

Упрощённый вариант:

  1. Мотивационный.
  2. Планирование деятельности.
  3. Информационно-операционный
  4. Презентация проекта
  5. Рефлексивно-оценочный

В организации проектной деятельности группа продлённого дня имеет определённый ряд преимуществ по сравнению с уроком:

  1. нет строгих временных рамок, как на уроке;
  2. атмосфера непринуждённая, располагающая к творчеству;
  3. дети более эмоциональны, раскрепощены, они не боятся дать неправильный ответ,
  4. дети могут работать над всеми этапами проекта в группе продлённого дня, в отличие от урока, где учащиеся чаще всего выполняют только первые и последние этапы, а практическую часть делают дома, либо в группе продлённого дня.

Режим ГПД предусматривает прогулки, посещение библиотек, музеев, экскурсии, где учащиеся имеют возможность получить материал для работы над проектом. Практический этап учащиеся осуществляют во время самоподготовки под руководством воспитателя.

Представляю один из проектов, организованном в группе продлённого дня на экологическую тематику. Представляю два вида проекта.

Первый проект.

1. Название: «Встреча 2019 года».

2. Руководитель проекта:

3. Возраст учащихся:

4. Состав проектной группы:

5. Продолжительность проекта:

6. Режим работы: группа продлённого дня.

7. Тип проекта:

  • по доминирующей деятельности: творческий, практико-ориентированный,
  • по содержанию: внеучебный;
  • по характеру контактов: внутриклассный;
  • по числу участников: ггрупповой;
  • по продолжительности: среднесрочный.
  • по характеру контактов: ученик, учитель, родитель.

8. Тема мероприятия: «Встреча 2019 года».

9. Педагогические задачи проекта:

  • Познакомить с различными жанрами искусства;
  • Развивать творческие способности учащихся: умение танцевать, исполнять песни, читать стихотворения.
  • Воспитывать чувство уважения к творчеству одноклассников, воспитывать стремление к гармоничному развитию своих способностей, самостоятельное и осознанное отношение к проектной деятельности.
  1. Планируемые результаты:

Предметные: знание содержания художественных текстов, текстов песен, игр, конкурсов,

умение исполнять песни, танцы, стихотворения, разыгрывать сценки.

личностные: познавательная и творческая активность, нравственно-этическая ориентация;

регулятивные: целеполагание, планирование своего времени и действий, коррекция своих действий, оценка -осознание того, что получается, а над какими моментами в работе ещё нужно потрудиться, саморегуляция;

познавательные: поиск информации на заданную тему, осознанное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действий;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками, родителями, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение диалогической формой речи.

11. Практические цели проекта:

  • Подобрать материал для организации концерта;
  • Подготовить номера для исполнения на новогоднем концерте.
  • Подобрать костюмы для выступления.
  • Провести праздничное мероприятие.

12. Вопросы проекта: «Какими творческими способностями обладает каждый ученик?», «Какие номера можно исполнить на концерте?» «Где взять материал для исполнения стихотворений, песен, танцев?» «В каких костюмах будут исполнять номера?», «Сколько времени потребуется на репетицию?»

13. Ресурсы: материальные, информационные.

14. Этапы работы над проектом:

  1. Мотивационный.
  2. Планирование деятельности.
  3. Информационно-операционный
  4. Презентация проекта
  5. Рефлексивно-оценочный.

15. Конечный результат: праздничное мероприятие для родителей.

Этапы работы над проектом

заявляет общий замысел,

создает положительный мотивационный настрой;

  • обсуждают замысел;
  • предлагают собственные идеи

2. Планирование деятельности

  • предлагает тему и формулирует проблему проекта;
  • предлагает виды концертных номеров;
  • вырабатывает план подготовки мероприятия, определяет график репетиций
  • согласовывает способы совместной деятельности.

  • осмысливают тему;
  • определяют собственные цели;
  • делятся на группы для постановки номеров (песни, танцы) или выбирают индивидуальные номера (стихи, фокусы).
  • узнают о плане детей;
  • помогают найти нужную информацию (подбор стихотворений, музыки).

3. Информационно-
операционный (выполнение проекта)

  • консультирует.
  • наблюдает за ходом выполнения проекта;
  • координирует действия участников проекта (проводит репетиции);
  • поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь;
  • собирают и выбирают нужную информацию;
  • выучивают слова, движения;
  • репетируют группами
  • помогают детям

в подготовке костюмов к празднику.

4. Презентация проекта (организация концерта)

  • оформляет празднично класс;
  • Помогает в проведении концерта.
  • Изготавливают новогодние украшения;
  • Исполняют подготовленные номера, проводят викторину.
  • Становятся зрителями, наблюдают за детьми, участвуют в викторине.

5. Рефлексивно-оценочный

  • выступает участником коллективной оценочной деятельности;

  • участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
  • оценивают достижение поставленных целей;
  • осуществляют устную самооценку;
  • рефлексируют;

Оценивают работу детей.

Программа концерта.

1. Песня «Снеженика». Музыка: Я. Дубравин . Слова: М. Пляцковский.

2.Отрывок из пьесы С. Маршака «12 месяцев».

3. Хоровод.

4. Загадки.

5. Конкурс «Приклей пятачок»

6. Танец под песню «Вновь снежинок хоровод».

7. Конкурс «Новогодние игрушки»

8. Новогодние пожелания.

9. Песня «Новогодняя колыбельная». Музыка: А.Брежестовский. Слова:. В. Борисов.

Перспективы дальнейшего развития проекта: учащиеся могут показать некоторые номера для других классов начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В статье говорится об организации внеурочной деятельности...

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

Статья. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Рассмотрены основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся начальной ступени обучения....

Статья "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Организация проектной деятельности в начальной школе...