Развитие ууд на внеурочной деятельности
компьютерная программа (4 класс)

Либик Анастасия Максимовна

В данном документе раскрывается вся роль УУД, как важного комопента внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tich_v_tkeorp.docx24.4 КБ
Microsoft Office document icon prkot.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО Вяльдина Любовь Кирилловна

Тема Развитие навыков чтения через проектную деятельность
Аппарат исследования

Проблема слаборазвитые читательские навыки

Актуальность проблемы Главной причиной низкого спроса на чтение и книги является предпочтение социальных сетей и Интернета как источников массовой информации для подрастающего поколения. Опрос ВЦИОМ показал, что молодые люди в России от 18-24 лет прочитали в среднем лишь 3,56 книг за три месяца, в то время как респонденты старше 60 лет – около 5,28 книг.

Среди опрошенных большинство предпочитает романы о любви – 13%, далее предпочтения разделяются между детективами и классической литературой.

Объект процесс развития навыков чтения через проектную деятельность

Предмет комплекс заданий, нацеленный на развитие навыков чтения через проектную деятельность

Цель выявление уровня сформированности навыка чтения

Теоретическая часть

Научная база (5 источников + определения + классификация)

В 50 годы XX века советский психолог Т. Г. Егоров пришел к выводу о том, что мышление равным образом причастно к процессу чтения. Для чтения характерны две взаимосвязанные стороны – движение глаз и речедвигательные процессы и движение мыслей. «Синтез этих сторон – конечная задача развития навыка чтения» (Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1953. 264 с.) 

В педагогике термин «навык чтения» характеризуется как автоматизированное умение по озвучиванию напечатанного текста. В данном случае текст определяется правильностью (плавностью чтения с отсутствием ошибок); беглостью (скоростью чтения); осознанностью (пониманием фактического содержания текста и замысла автора) и выразительностью (соблюдением интонации при чтении). Первые два качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения. (Начальная школа. Еженедельное приложение к газете Первое сентября. 2017. №1. 123 с.)

Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громкой речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. 

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его компонента: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность. Осознанность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Правильность чтения определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного текста. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно это количество слов в 1 минуту). Скорость чтения должна быть в оптимальном диапазоне с учетом возраста и динамики протекания психической деятельности учащихся. При определении скорости чтения необходимо также учитывать, что она зависит от темперамента ребенка. 

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему

Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. Признаками выразительного чтения являются:

  • умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
  • умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/12/01/formirovanie-navyka-chteniya-mladshih-shkolnikov ) 

Т. Г. Егоров выделил три этапа в формировании навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап он характеризует тем, что главными компонентами процесса чтения являются: восприятие, произношение и осмысление. В деятельности чтеца они «разорваны» и требуют от ребенка определенных усилий по произведению отдельных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом – слиянием, подумать, как надо прочитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог. Чтение по слогам, считает Егоров, – это признак того, что младший школьник находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Аналитический этап обычно соответствует периоду обучения грамоте.

Синтетический этап начинается при условии, что все три компонента чтения происходят одновременно. На данном этапе младший школьник начинает читать целыми словами, и главный признак того, что он находится именно на синтетическом этапе – это наличие интонирования при чтении. Важно, чтобы каждый обучающийся не только осмысливал отдельные единицы произведения, но и соотносил их с целостным содержанием читаемого. Если чтец удерживает в сознании общий смысл прочитанного, то начинает проявляться интонация – замечал Егоров. Обычно это происходит во время второго года обучения в начальной школе.

На последнем этапе – автоматизации техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания прочитанного и его формы: идеи произведения, композиции, художественных средств. Для этого этапа присуще стремление ребенка читать «про себя». Главным признаком достижения данного уровня является непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение и осмысление его; желание поделиться своими мыслями про прочтенному без дополнительных вопросов педагога, стремление обсудить прочитанное. (Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». 2010. № 3. С. 67-75.)

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги. Проект — уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения соответствующей конкретным требованиям цели, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам. (учебно-методическое пособие / сост. И. М. Дудина ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 28 с)

Исследовательская часть

Показатели

Методы

Диагностический материал

  1. Беглость

1 класс

1 полугодие – не менее 20-25 слов в минуту

2 полугодие – не менее 25-30 слов в минуту

2 класс

1 полугодие – не менее 40-50 слов в минуту

1 полугодие – не менее 55-60 слов в минуту

3 класс

1 полугодие – не менее 60-70 слов в минуту

2 полугодие – не менее 70-75 слов в минуту

4 класс

1 полугодие – не менее 75-80 слов в минуту

2 полугодие – не менее 85-100 слов в минуту

  1. Тексты для проверки техники чтения
  1. Сборник текстов для проверки техники чтения в начальной школе Рамазановой Г.С. и Нургажиновой А.Т.
  1. Правильность

Результаты:

Добыл, кусок, дерево, лисица, подошла, посмотрю, росту, царём, царём, голос, разинул, заорал, мясо, лисица, говорит, ум, царём.

Поочередное чтение слов нормально и наоборот

Инструкция к заданию: Прочитай вслух текс, подчёркнутые слова читай наоборот.

Л. Е. Толстой «Ворон и лисица»

Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед. Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и говорит: - Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по-твоему, утсор да красоте только бы тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац, если бы у тебя солог был. Ворон лунизар рот и лароаз, что было мочи. осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тировог: - Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был, быть тебе мёрац.

  1. Выразительность

Чтение по ролям

Сборник рассказов для чтения по ролям (Толстенева И. Ю.)

  1. Осознанность

Результаты:

березАХ, обращенЫЕ, солнцУ, серёжкИ, золотЫЕ, чудеснЫЕ, нерукотворнЫЕ, почкИ, на третьЕЙ, уселИСЬ, удивленНЫЕ, маленькИЕ, зеленЫЕ, птичкИ

Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова

Инструкция к заданию: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.

На иных берёз.., обращен… к солнц…, появились серёжк… золот…, чудесн…, нерукотворн… . На других только наклюнулись почк…, на треть… раскрылись и усел…, как удивлен… всему на свете, маленьк… зелён… птичк…  (М.Пришвин «Лесная капель»)

Методическая часть

Предполагаемые результаты диагностики

Методические рекомендации

 



Предварительный просмотр:

Модуль B: Разработка плана-программы исследования научно-методической проблемы.

Цель: продемонстрировать умение разрабатывать план-программу исследования научно-методической проблемы

 Описание объекта: план-программа исследования

Лимит времени на выполнение задания: 2 часа (участник использует материалы и оборудование, указанные в инфраструктурном листе).

Задание:

  1. Сформулировать аппарат исследования: проблема в контексте заданной темы, актуальность выделенной проблемы, объект, предмет и цель исследования.
  2. В теоретической части программы указать не менее пяти научных источников, составляющих научную базу исследования, выписать определения, необходимые классификации, показатели решения проблемы.
  3. В исследовательской части описать показатели, методы диагностического исследования и диагностический материал.
  4. В методической части программы предложить не менее трех конкретных методических рекомендаций педагогу для решения проблемы в зависимости от предполагаемых возможных результатов диагностики.
  5. Письменно оформить результаты своей работы (Приложение 2).

Приложение 2

План-программа решения научно-методической проблемы

ФИО

Тема Формирование читательской грамотности младших школьников

Аппарат исследования

Проблема - недостаточный уровень сформированности читательских умений младших школьников

Актуальность проблемы Исследование (авторы) показало, что высокому уровню сформированности читательской грамотности соответствуют 17 % (27 учащихся), среднему - 52,8 % (85 учащихся), низкому - 30,2 % (48 учащихся). Установлено, что неполный анализ текста, невнимание к особенностям языковых средств, отсутствие заданий, связанных с интерпретацией текста, обобщением информации, нахождением несоответствий являются одной из причин несформированности читательской грамотности.

(статистика + норм документы, локал акты)

Объект процесс формирования чит грамотности  

Предмет формы и методы (процесс/психолого-пед условия/ведущие технологии)

Цель: изучение форм и методов повышения уровня сформированности чит грам мл шк

Теоретическая часть:

Научная база (5 источников + Определения (чит грам, чит умения, классификация умений, формы и методы) + Классификации)

Исследовательская часть

Показатели

Методы

Диагностический материал

  1. Сформированность навыков чтения

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным. Ключ к тесту навыка чтения:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся 5 класса для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.

Тест на оценку сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения» Л. А. Ясюковой

Инструкция:

На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные.

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.

2. Техника чтения

1 класс

1 полугодие – не менее 20-25 слов в минуту

2 полугодие – не менее 25-30 слов в минуту

2 класс

1 полугодие – не менее 40-50 слов в минуту

1 полугодие – не менее 55-60 слов в минуту

3 класс

1 полугодие – не менее 60-70 слов в минуту

2 полугодие – не менее 70-75 слов в минуту

4 класс

1 полугодие – не менее 75-80 слов в минуту

2 полугодие – не менее 85-100 слов в минуту

Тексты для проверки техники чтения

Различные тексты, которые подходят по ФГОСу с 1 по 4 класс

Подсчет результатов:

Да – 1 балл;

Нет – 0 баллов;

Иногда – 0,5 балла.

Анализ результатов:

12 баллов – очень хороший читатель;

6 баллов – средний уровень;

Менее 6 – надо улучшать умения читать.

Анкета «Хороший ли я читатель?»

Ответьте на вопросы анкеты, выбрав один из ответов: да, нет, иногда

1. Я активный читатель, я думаю во время чтения не только о сюжете, но и том, как я читаю. ______

2. До начала чтения я ставлю себе цель и проверяю себя — правильно ли я читаю. ______

3. Разные тексты я читаю по-разному. Если это повествовательный текст, то я обращаю внимание на его персонажей, время и место действия. В информационном тексте я обращаю внимание на факты, в тексте — рассуждении — на мнения, на точку зрения, аргументы. ______

4. До начала чтения я читаю заголовок и подзаголовки, просматриваю названия глав, иллюстрации. ______ 5. До начала чтения я спрашиваю себя: о чем может быть эта книга, этот текст? Я прогнозирую содержание. ______

6. Иногда я читаю текст быстро, иногда медленно, иногда пропускаю несколько предложений, иногда перечитываю. _______

7. Во время чтения я задаю себе вопрос: о чем эта часть текста? Соединяется ли она по смыслу с предшествующей? Я слежу за своим пониманием текста. _______

8. Я обращаю внимание на незнакомые слова, определяю их значение по контексту, спрашиваю у других, смотрю в словаре. ______  

9. Закончив чтение, я спрашиваю себя: а) что я узнал нового? б) что еще я знаю по этому вопросу? в) что еще мне хочется узнать? ______

10. Закончив чтение, я запоминаю имя автора книги, ее название и свои впечатления о ней. _____

11. Закончив чтение, я задаю себе вопрос: все ли я понял в этом тексте? Могу ли я его кратко пересказать? ______

12. Я веду Дневник Чтения (Портфель читателя), где записываю ответы на все вопросы. ______

Методическая часть

 

Предполагаемые результаты диагностики

Методические рекомендации

У уч-ся может быть выявлен низкий, средний или высокий ур чит грам.

Если уровень низкий, то следует улучшить эффективность развития читательских умений и читательского интереса у младших школьников.

Если уровень средний, то следует дополнить свои наработки более качественными и проверенными методами и (или) формами.

Если уровень высокий, то следует придерживаться тех педагогических условий, которые выявили такой результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности

Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...

Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности

Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

Рабочая программа курса"Умники и умницы(развитие речи)" по внеурочной деятельности

"Умники и умницы" курс развития речи  для 2 класса  расчитан на 68 часов 2 раза в неделю по 2 ч....

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Развитие учащихся во внеурочной деятельности.

Развитие ребёнка происходит не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. В статье описываются направления работы по внеурочной деятельности в классах полного дня....

Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс

Колыбельные песни. Развитие речи. Занятие внеурочной деятельности. 1 класс...