Когнитивные нейротренажеры. Выступление на МО воспитателей школы-интерната №8
учебно-методический материал (1 класс)

Васильева Марина Владиславовна

Представлен личный опыт воспитателя первого дополнительного класса в использовании нейротренажеров по методике И.И. Праведниковой.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когнитивные нейротренажеры

        В самом начале моей работы воспитателем, мама одного моего воспитанника спросила «Почему мой сын путает буквы при чтении». Я неосознанно ответила, что скорее всего это происходит  «из-за незрелости коры головного мозга». Пришлось читать специальную литературу, чтобы убедиться в правильности своего ответа. Заодно получить научное обоснование, почему нашим детям так сложно дается учеба. Вот, что мне удалось выяснить…

        Головной мозг — это самый загадочный орган, его развитие начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.

         Мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий — левого и правого. В протекании психических функций принимают участие оба полушария мозга, где каждое выполняет свою роль.

C:\Users\Марина\Desktop\Нейроквест И.Праведникова\полушария мозга картинка — копия.jpgСлайд № 1

        Правое полушарие отвечает за воображение, оно позволяет человеку мечтать, воображать, фантазировать и, как следствие, — сочинять и учить наизусть. «Правополушарные» дети лучше танцуют, воспринимают музыку, любят рисовать, понимают юмор. Левое полушарие отвечает за языковые способности ребёнка, письмо и чтение. «Левополушарные» люди имеют возможность последовательно обрабатывать информацию, делать выводы.

        Работа обоих полушарий очень важна для человека. У новорожденного оба полушария развиты одинаково, и он пользуется ими в полной мере, но в процессе развития, обучения, одно из полушарий развивается активнее другого.

G:\Нейроквест И.Праведникова\головной мозг.jpgСлайд № 2

        Полушария соединены между собой мозолистым телом, через которое и проходит обмен информацией между полушариями. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Так вот, если у ребенка есть нарушение межполушарных связей, то есть сигналы и информация не может свободно и без задержки проходить из одного полушария в другое, работа этих полушарий не синхронизирована, то мы наблюдаем проблемы в обучении.

        Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. В период от 2 до 8 лет у ребенка закрепляются и автоматизируются все основные межполушарные асимметрии, формируется доминантность полушарий по руке и речи. Как проявляется несформированность межполушарных взаимодействий у ребенка? Ребенок продолжает писать/рисовать то правой, то левой рукой, зеркалит буквы/цифры при письме, плохо читает, медленно и коряво пишет, делая большое количество ошибок и т д. (Все эти признаки я наблюдаю у детей своего класса)

        Ученые считают, что межполушарные связи можно и необходимо развивать; это можно сделать, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи.

Развитию межполушарных связей способствует:

- пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, само массаж, дыхательные упражнения, творчество, спорт, танцы, музыка, игры, лепка, любая деятельность руками (развитие мелкой моторики), зеркальное рисование… В общем все то, чем мы занимаем детей в нашей школе.

        Зная, что рисование двумя руками одновременно как раз и предназначено для развития межполушарных связей, я с прошлого года практикую с детьми разукрашивание уже готовых зеркальных рисунков. При этом начинали мы с занятий только левой рукой, затем стали обводить, заштриховывать и разукрашивать обеими руками одновременно. Это оказалось очень сложным занятием, некоторые дети разукрашивали с удовольствием, другие нервничали и злились. Я объясняла, что в таком рисовании главное не результат, а сам процесс, что это зарядка и гимнастика для мозга, помощь в учебе…

Слайд № 3 (У Вани хорошие способности в математике, Алиса достаточно успешна во всех предметах, очень хорошо рисует, но имеет проблемы с речью)

Слайд №4 (Женя отлично учится, имеет речевые проблемы, ему разукрашивание давалось очень тяжело)

Слайд №5 (Захар, ребенок пришел к нам в класс только в этом учебном году, отлично читает, рассуждает, но практически не пишет, Кириллу очень тяжело дается математика, меняет руку во время еды, мне кажется, что он разукрасил левой рукой лучше, чем правой)

Слайд №6 (У Даши с учебой все в порядке, Максим путает буквы при чтении, не любит и не хочет учиться, часто пропускает занятия в школе).

        В этом году мы продолжили зеркальное разукрашивание и добавили занятия с нейротренажерами И.И. Праведниковой.

Слайд №7

        Ирина Игоревна Праведникова – практикующий нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фемели». Автор учебных и развивающих пособий, которые основываются на успешном многолетнем опыте работы с детьми по комплексной подготовке к школе, коррекции причин школьной неуспеваемости и речевых нарушений.

Слайд №8

        Начали мы знакомство с нейротренажерами с нейроквеста Ирины Праведниковой, направленного на «Развития зрительного внимания и самоконтроля у младших школьников».

Слайд №9

        В руки орнитологов попадает записка, прикрепленная к лапке птицы, в которой изложена просьба о помощи.

        Но вот проблема, очень много слов в записке невозможно прочесть, они стерлись. Чтобы помочь потерпевшим крушение, нужно сначала восстановить текст этого послания. А чтобы разгадать исчезнувшие слова, приходится выполнять разнообразные задания….(показать)

Слайд №10 (Слева - так выглядит записка вначале квеста, справа – после его полного прохождения).

  Слайд № 11 Каждая записка начинается с приветствия…

Слайд №12 Распутываем паутину, ловим на удочку меч-рыбу, решаем примеры, ищем ошибки в словах…(Задания на составление слов, нахождение ошибок в словах и математических примерах)

Слайд №13 Кто найдет предмет, название которого заканчивается «…рик»?(Словообразование, внимательность)

Слайд №14 Что спрятал в сундуке пират Генри Морган? (Задание на внимательность, собираем буквы в слово ЗОЛОТО, кстати Генри Морган -английский пират -это исторический персонаж)

Слайд № 15 Посчитаем морских обитателей (кроссворд и математическое задание)

Слайд № 16 Помоги спасательному кораблю доплыть до острова

Слайд № 17 Все задания успешно выполнены. Таинственная записка разгадана. Путешественники спасены!!!

        С начала работа шла очень тяжело, вероятно дети за лето совсем отвыкли трудиться. Я уже было стала подыскивать задания полегче, и даже подумывать, чтобы отказаться от этой затеи вовсе, но постепенно дети сами стали напоминать и просить меня разгадывать это тайное послание. Летом я сделала сканы этого пособия, к занятию распечатывала задание каждому, на экран интерактивной доски выводила изображение, давала необходимые пояснения, затем дети выполняли задания самостоятельно и в конце, мы получали желанное слово и вписывали его в таинственную записку.

        Было приобретено несколько пособий Ирины Праведниковой, но начали мы с нейроквеста, и я об этом не пожалела, оно более других замаскировано под игру.  так играючи прошло 3 месяца и мы закончили работу с этим пособием, дети уже привыкли к занятиям, и мы стали осваивать «Когнитивный тренажер. Нейрокурс для активизации умственных способностей» того же автора.

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Опытным путем я пришла к заключению, что лучше всего тренажер работает е

1) Перед выполнением домашнего задания. Он незаметно настраивает детей на рабочий лад, оставляя ощущение игры и удовольствия. Выполнение д/з проходит более успешно.

 2) Длительность занятия не должна превышать 10-15 мин.

3) Очень важна регулярность таких занятий. Стараюсь давать их ежедневно.

 4) Не менее важен позитивный настрой, атмосфера успеха. Не заставляю выполнять задание, если ребенок не в настроении. Отказываются редко, но такие случаи были.

Слайд №22

  Слайд №23 (примеры других пособий И.Праведниковой.

Нейротренажеры Ирины Праведниковой я рекомендую для использования своим коллегам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

«Самообразование воспитателя школы-интерната». Савочкина Д.В.

Выступление на МО от 8.02. 2016. «Самообразование воспитателя школы-интерната». Подготовила Савочкина Д.В....

Логопедические игры в работе воспитателя школы-интерната (выступление на семинаре)

О значении игр в развитии речи ребенка. Используя в соей работе логопедические игры, воспитатель помогает детям на фоне игровых движений скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмик...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа: реализация требований ФГОС."

В статье рассматриваются способы решения  задач  по здоровьсбережению воспитанников  школы-интернат с учетом их специфики обучения....

Информационная безопасность обучающихся как одна из первостепенных задач просветительской работы воспитателя школе - интернате.

Информационная безопасность детей  – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и/или физическому, психическ...

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...