Тема: «Традиции образования и педагогические инновации»
статья

Тема: «Традиции образования и педагогические инновации»

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.) Молодой человек, выйдя из стен школы, должен обладать набором определенных качеств, и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу. Быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений, окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_chteniya_noyabr.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Традиции образования и педагогические инновации»

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.) Молодой человек, выйдя из стен школы, должен обладать набором определенных качеств, и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу. Быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений, окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии, как педагогов, так и школьников.

Но только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.

Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе играет  роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения педагогических инноваций.

 Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Обучаемый, же  играет активную роль участника исследования, игры, дискуссии в учебном процессе.

 Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие учащихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Именно инновационная деятельность, не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся.

        При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. Существование традиций не возможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы.

Но давайте всё таки попробуем разобраться и сравнить в чём состоит суть традиционного урока и современного(инновационного)  

Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде.  Учитель является единственным действующим лицом учебного процесса. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:

- триединая цель урока;

- план-конспект;

- формы обучения;

- методы и приёмы обучения;

- типы уроков и другие.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Рассмотрим разные мнения о положительных и отрицательных сторонах традиционного урока.

Положительные стороны

отрицательные стороны

-То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, глубоких знаний.

- Нельзя обойтись без привычки к дисциплине и порядку в голове на традиционном уроке.

-Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

-Организация традиционного урока проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

-Меньше тратится времени при подготовке к уроку, т.к. готовится чаще всего учитель.

-Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т.к. большую часть урока проводит сам учитель.

-Надоедает одно и то же, жалко «сильных учеников», т.к. «низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда.

-Скука на уроке снижает мотивацию к учению, снижается интерес к предмету, снижается успеваемость.

-Репродуктивные методы преподавания не отвечают современным требованиям общества.

-Учащиеся не отвечают современным требованиям, им труднее найти себя в жизни, они не умеют учиться и не умеют брать на себя ответственность.

 

Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?

- В с современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

-  Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока. Их также следует прогнозировать, достигать, измерять.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становится вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

-  Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся. В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

-  Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний и способов деятельности. Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случи.

 Современный урок опирается на  творческую познавательную деятельность учащихся.

В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. В чем ее уникальность? Видимо, в технологичности развивающего эффекта урока.

 творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель – ученик.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.

- На современном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика.

- Учитель, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность. Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

-Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования.

Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности.

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений, творческого потенциала учителя.

В заключение хотелось бы сказать, что сейчас педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав школьников – право на качественное образование. Постараться дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, и  анализировать результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Портфолио" учителя и ученика начальной школы как педагогическая инновация в общеобразовательном учреждении

В современном образовательном пространстве становится востребованным и личностно значимым такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность...

Сертификаты о публикации в печатном сборнике научно-практической конференции "Педагогические инновации"

В 2014 году приняла участие в научно-практической конференции  "Педагогическии иновации"и выпущен сборник с конспектом урока Электронный вариант сборника "Педагогические инновации"http://www...

Банк данных о педагогических инновациях Когалыма. Стр. 5 - Здоровьесбережение, проектная деятельность. Пластинина Е.В.

Банк данных о педагогических инновациях Когалыма. Стр. 5 - Здоровьесбережение, проектная деятельность. Пластинина Е.В....

Педагогический совет в рамках конкурса "Учитель Года 2017"на тему "Традиции и новации в современном образовании: за и против"

знакомство с опытом работы школы по использованию инновационных технологий в воспитательном    процессе...

Ярмарка педагогических инноваций-2018

laquo;Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К. Ушинский...

"Ярмарка социально-педагогических инноваций - 2018"

Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.  Н.Островский...