Внеурочная деятельность "Школа нравственности"
материал (4 класс)

школа нравственности. урок на тему "Отказ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkaz_1.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Занятие разработал: учитель начальных классов , I категории Ильина Юлия Александровна

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное направление.

Курс: «Школа нравственности»

Тема: «Вежливый отказ, несогласие»

Цель: учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении.

Форма проведения:  практикум.

Ход занятия

Вступительное слово:

Учитель : как часто в обычной повседневной жизни ты слышишь слова: помоги, подскажи, сделай, выручи. Ответы детей.

Да действительно, к нам часто обращаются с просьбами, но всегда ли можем их выполнить? Всегда ли можем ответить согласием ? Конечно, нет. В жизни бывают ситуации, когда мы не поможем помочь человеку, выручить его. Как же тогда отказать человеку так, чтобы он на нас не обиделся ?

Давайте с вами подумаем, какие просьбы вы не можете выполнить ? Дети предлагают свои варианты.

Давайте с вами вспомним мультик, сказки, фильмы где персонаж не смог ответить отказом ? И какие были последствия, что было бы если бы мы всегда всем помогали и выполняли все просьбы.

-Золотая рыбка ( старик не мог отказать старухе)

-Заколдованная Элла ( выполняла все просьбы и приказы)

-Колобок ( не смог отказать лисе) и др варианты.

Учитель: посмотрите на последствия этих действий , разве вечное согласие может принести положительный результат. Нет. Нужно уметь отказывать, но как это сделать, чтобы не обидеть человека.

Дети записывают на листочке, варианты отказа.( поле написания, обсуждается )

Учитель: Рассмотрим варианты отказа.

Теоретическая часть

1. Прямолинейное «нет»

Бытует мнение, что в случае отказа собеседнику нужно обязательно объяснить почему. Но иногда вы не можете назвать истинную причину.

Если вы станете придумывать ее, это будет выглядеть надуманно и неискренне и, скорее всего, будет замечено собеседником.

Не лучше ли просто сказать «нет», чем лгать и сочинять на ходу оправдания? Простое, прямое «нет» звучит понятно и убедительно. Вы можете просто сказать «нет», не добавляя к этому ничего. Можете сказать это в более мягкой форме:

Нет, я не могу это сделать.

Нет, я предпочитаю этим не заниматься.

2. Сопереживающее «нет»

Это наиболее мягкая форма отказа собеседнику. Суть этой техники состоит в том, что вы внимательно выслушиваете человека, показываете свое понимание его проблемы, возможно, выказываете свое сочувствие и добавляете в конце отказ.

Вы можете сказать, например:

Да, я вижу, что тебе очень нелегко, но я в этой ситуации не могу тебе помочь.

Я понимаю, что ты очень устала, но я не смогу выполнить твою просьбу.

3. Обоснованное «нет»

Если вы имеете серьезную причину для отказа и готовы озвучить ее собеседнику, то вам подойдет техника обоснованного отказа. Следуя ей, вы используете простую формулу:

Я не могу это сделать, потому что… (назовите истинную причину).

Также, вы можете использовать технику отказа «по трем причинам». Три причины звучит более убедительно и весомо, а формула отказа может быть следующей:

Я не могу сделать этого по трем причинам…

4. Отсроченное «нет»

Если вы совсем не умеете отказывать и автоматически отвечаете согласием на любую просьбу, попробуйте для начала оттягивать свой ответ. Это поможет вам выиграть время, а при необходимости обратиться за советом к близким людям.

Учитель: после того, как я вам рассказала о способах отказа,  давайте попробуем их использовать.

Практическая часть: детям предлагается ситуация, они пробуют ответить отказом.

Делаем вывод: легко ли отказывать? Почему у вас возникли трудности ?

Рефлексия:

- с какими способами отказа мы познакомились?

-сложно ли отказывать?

- сможешь ли ты применять эти способы в жизни?

-понравилось ли тебе на уроке?

- как оцениваешь свою работу ?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Программа внеурочной деятельности "Нравственные ценности"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса....

Программа по внеурочной деятельности. Нравственные ценности.

Курс "Нравственные ценности" рассчитан на детей 7-10 лет. В него входит знакомство с качествами личности, которые  называются "Добродетели" и применение их в реальной жизни....

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"

В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....

Внеурочная деятельность ( нравственное направление)

Внеурочная деятельность ( нравственное направление)...